Выяснение происхождения любого народа - проблема большой сложности. Общеизвестно, что для ее решения необходим совокупный анализ, охватывающий данные целого ряда наук. Строгие научные разработки происхождения и национальной истории современного киргизского народа ныне существуют во всех основных исторических дисциплинах: в истории, археологии, этнографии, а также в языкознании и антропологии. Они прежде всего связаны с именами Л. Р. Кызласова, В. П. Юдина, М. Б. Джамгсрчинова, С. М. Абрамзона, Г. Ф. Дебца.

Начав в 1953 г. археологические работы в Киргизии, Л. Р. Кызласов, в результате целенаправленных поисков, уже к 1954 г. понял, изо никаких подтверждений проникновения древних или средневековых южносибирских куль тур, а значит и их носителей на землях обитания современных киргизов нет. На научной сессии 1956 г. во Фрунзе, специально посвящённой происхождению киргизского народа, им был сделан доклад на эту тему, подводивший итоги комплексного исследования накопленных сведений гуманитарных наук и антропологии (Кызласов Л. Р., 1959б). С тех пор научные позиции, отрицающие какую либо прямую связь киргизов Тянь-Шаня с населением исторической Хакасии, не только не изменились, но и пополнились новыми фактами.

В самом деле в китайских документах на протяжении всего времени, когда им было известно имя кыргыз - от рубежа Ш-И вв. до н. э. по XVIII в., мы нигде не находим ни прямых, ни сколько-нибудь доказательных косвенных данных о переселении хакасов или кыргызов из Сибири на Тянь-Шань, хотя в «Юань ши» («Ист ории монгольской династии Юань») имеются сообщения о насильственных переселениях монголами части кыргызов (цзилицзисы) из Хакасско-Минусинской котловины, Тувы и Алтая после подавления восстания 1293 г. и позднее в Маньчжурию, в район слияния Сунгари и Амура, и в Шандун. В китайских источниках этого времени вообще нет упоминания о киргизах на Тянь-Шане. А между тем китайские войска, путешественники и поселенцы, начиная с первых веков до н.э. и в средневековье, неоднократно бывали на территории Семиречья и описывали его население.

Следующая группа восточных источников - это орхонские памятники рунической древнетюркской письменности, нанесённые на поминальные стелы и прославляющие деяния каганов и вельмож Восточнотюркского каганата конца VII первой половины VIII вв. Они также сообщают лишь о кыргызах Енисея и не знают киргизов на Тянь-Шане, хотя восточные тюрки были хорошо осведомлены о делах Западнотюркского каганата и неоднократно осуществляли походы в Среднюю Азию. Только о кыргызах Енисея сообщают монгольские летописи XIII в. («Сокровенное сказание», 1240 г.) и тибетские источники.

Первое упоминание кыріызов западными авторами относится к VI в. н.э. Византийский историк Менандр, сообщая о византийском посольстве Земарха Киликийца к тюркскому кагану Дизабулу сообщает, что каган подарил Земарху в знак благорасположения «пленницу из народа так называемых хиргизов». Встреча Земарха и Дизабула произошла близ горы Эктаг, т. е. у хребта Монгольский Алтай, который доныне называется Эктаг-Алтай.

Многочисленные последующие арабо- и персоязычные, а также европейские авторы, такие как ибн-Мукаффа (VIII в.), ибн-Хордадбек (IX в.), Абу-Дулаф (X в.), Гардизи (За в.), Махмуд Кашгарский (XI в.), Марвази (XII в.), Джувейни (XIII в.), Ауфи (XIII в.), Рубрук (ХШ в.), Рашид-ад-Дин (XIV в.), Аноним Искандера (XV в.) и другие пишут о кыргызах Енисея и не знают киргизов Тянь-Шаня, хотя многие из них жили близко от Семиречья или неоднократно проезжали через эту территорию, во всяком случае, были хорошо осведомлены о делах и людях этой области, так как сообщали о городах современного Северного Кыргызстана. Иные авторы, такие как ал-Хорезми (IX в.), Табари (DC-Х вв.), Кудама, Макдиси (X в.), Самани, Якут (ХП-ХІП вв.), ибн-Асир (XIII в.), Карши, Абульфеда, Вассаф, ал-Омари (XIV в.), ибн-Арабшах, Самарканда!, Джурджани (XV в.) и другие описывают древние города Северного Кыргызстана, различные военные походы на эту территорию и разнообразные политические события, происходившие здесь, но совсем не упоминают киргизов.

Л. Р. Кызласов уже в 1956 г. собрав и приведя эти данные, ряди полно ты картины разобрал и сомнительные сообщения арабо-персидских авторов X-XIII вв., специально показав, что согласно исследованиям востоковедов, эти данные принадлежат к слабо осведомленным авторам, и так малочисленны, что буквально тонут в общем потоке сведений громадного большинства западноазиатских источников, сообщавших лишь о кыргызах на Енисее, начиная с VI до XIV вв. (Рашид-ад-Дин) и вплоть до XVII в. (Абульгази). И только лишь Мирза Хайдер, моголистанекий автор середины XVI в., впервые сообщает в своем труде «Дарихи Рашиди» о киргизах Тянь-Шаня, описывая события 1503-1504 гг. Однако ни Хайдер и никто другой не говорит о том, что тянь-шаньские киргизы являются переселенцами с Енисея, как впрочем, вообще не говорит о том, откуда они пришли на Тянь-Шань.

Таким образом, письменные источники как западные, так и восточные, нигде не содержат никаких свидетельств о переселении кыргызов Енисея на Тянь-Шань, что нельзя считать случайностью, которой могли бы пренебречь историки Кыргызстана.

И те из них, кто в 1960-1980-е гг. всерьез занимался изучением истории своего народа, делая это по первоисточникам, приходили к верным выводам об отсутствии каких бы то ни было фактических данных о переселении кыргызов Енисея на Тянь-Шань, заключая: «сибирские киргизы не были этническим компонентом киргизской народности» (Джамгерчинов М. Б., 1971; 1972). Материалы, выявленные А. А. Арзыматовым, позволили ему в 1964 г. сделать вывод, что «современное население Хакасской автономной области, несомненно, является потомками древних киргизов, что подтверждают не только архивные источники, но и происхождение самого названия этого народа». Такие взгляды получили обобщенное изложение, а необоснованная гипотеза о переселении кыргызов с Енисея была отвергнута в вышедшей в 1984 г. во Фрунзе академической «Истории Киргизской ССР» (т. I), в которой авторы от лица Главного редакционного совега в частности писали: «Енисейские кыр-гызы не являются прямыми и непосредственными предками киргизского народа, на их основе сложилась хакасская народность» (с. 50). Делались ссылки и на работы Л. Р. Кызласова. К сожалению, начиная с 90-х годов, эти профессионально выверенные работы пришли в противоречие с официальной доктриной Кыргызстана.

Целенаправленные исследования показали, что ничего подобного переселению кыргызов не подтверждается археологическими материалами. Результаты многолетних исследований памятников Хакасско-Минусинской котловины не содержат никаких данных, которые позволили бы констатировать факт’ миграции кыргызов Енисея на Тянь-Шань. Таких данных не выявлено и во всех памятниках, начиная с первых веков до нашей эры, раскопанных за годы археологического изучения Кыргыстана.

Если бы в эпоху средневековья или ранее происходило передвижение кыргызов с Енисея на Тянь-Шань, оно бы фиксировалось, прежде всего, погребениями по обряду сжигания умерших, столь типичному с древнейших времен для гяньгуней-кыргызов, а затем и для хакасов, вплоть до XVIII в. включительно. Такие захоронения непременно сопровождались бы вещами, обладающими своеобразными чертами, свойственными культурам Енисея. Но таких погребений на Тянь-Шане нет.

Особенно показательно отсутствие на Тянь-Шане и Памиро-Алае памятников тюхтятской и аскизской археологических культур, характеризующих государство кыргызов Южной Сибири с IX по XVII века. Захоронения и изделия этих культур ныне известны от восточных границ Восточной Сибири (отрогов Яблонова хребта в Читинской области) до западного края Восточной Европы (отроги Карпатских гор на Украине). Они указывают на широчайшую международную активность управлявшейся кыргызами саяно-алтайской Древнехакасской державы. Её постоянные торговые фактории обнаружены на Каме, Волге и Суре (Кызласов Л. Р., 1984; Руденко К. А., 2001), но домонгольские древности земель Кыргызстана—долин рек Чу, Таласа или Нарына - не содержат следов пребывания там сибирских кыргызских посланцев.

Глубокое конкретно-историческое исследование родоплеменного состава современных киргизов и всей совокупности присущей им самобытной этнографической культуры показало, что в их сложении практически не участвовало население Саянской горной страны. Основу киргизского народа преимущественно и поэтапно составили жители обширного региона Центральной Азии: от северных предгорий Тянь-Шаня до Монгольского Алтая. Потому киргизы - самый монголоидный из народов Средней Азии и по этим физическим признакам уступают лишь алтайцам и бурятам. Неслучайно язык южных алтайцев наиболее родственен современному киргизскому, а прочие тюркские языки Саяно-Алтая далеки от него. С южноалтайскими совпадают не только названия ряда киргизских этнических групп, но даже и их подразделений (Абрамзон С. М., 1971, гл. I; Труды, 1959, с. 74-78; Баскаков Н. А., 1969, с. 340-349). Всё это не сибирские, а центральноазиатские этнические особенности, указывающие на места происхождения как киргизов, так и южных алтайцев.

Киргизоведам и фольклористам хорошо известно, что, не считая отдельных фрагментов, записей эпоса «Манас» не велось вплоть до 20-х гг. XX в. Лишь в эти, уже советские, годы была осуществлена полная запись народных героических песен от манасчи С. Орозбакова. Тогда и началось серьёзное исследование этого великого народного произведения. Но ведь это были уже не древние времена, в эпосе откровенно отразились поздние культурные контакты киргизского народа, отразилась и просветительская деятельность эпохи культурной революции. Например, в «Манас» вошла песнь о борьбе Манаса и Ильи Муромца. А затем и пришедшая со стороны идея о приходе кыргызов с Енисея.

Поныне существующая и нередко звучащая отсылка на эпическую народную память о долинах материнской реки Эне-сай, созвучной гидрониму Енисей, выявляет внеисто-рическое мышление и совершенно несостоятельна. Общеизвестно: великую сибирскую реку Енисеем стали называть только русские. Аборигенные народы звали её Кем (и зовут Ким (хакасы) или Улуг-Хем (гувинцы), сохраняя древнее имя ещё дотюркской поры). Фольклорное Эне-сай сближено с Енисеем (или появилось в устах сказителей?) уже под воздействием исторической русской литературы, возводящей киргизов Тянь-Шаня к древним кыргызам Енисея20.

К проблемам национальной истории приводит и анализ основ духовной культуры киргизского народа. Широкое сохранение древних, едва ли не общетюркских культов закономерно указывает на исконную принадлежность современных киргизов к тюркскому миру. Важно, однако, и другое обстоятельство, замеченное востоковедом В. В. Бартольдом: источники XVI-XVII вв. не считают киргизов Тянь-Шаня мусульманами. Казалось бы, это противоречит фактам процветания ислама на территории современного Кыргызстана уже при династии Караханидов в Х-ХII вв. и ревностного его насаждения там Великими Моголами в XIV-XV вв. Сравнивая эти данные, В. В. Бартольд считал маловероятным пребывание киргизов на Тянь-Шане «в эпоху принятия ислама среднеазиатскими монголами». Исследователь определял серединой XV в. приход киргизов на их нынешние земли из немусульманских тогда районов Центральной Азии. «Эти киргизы и в XVI в. считались чуждыми исламу и мусульманской культуре» (Бартольд В. В., 1927, с. 36, 39; 1963, с. 514, 517). Выводы востоковеда ныне подтверждаются наблюдениями этнографов: киргизы - единственный крупный народ Средней Азии, у которого отсут ствуют свои сейиды (потомки Пророка и мусульманских свягых) (Абашин С. Н., 2001, с. 53).

Итак, нет никаких фактов или источников, устанавливающих единство происхождения кыргызов Енисея и киргизов Тянь-Шаня.

Весь комплекс научных данных, направленных на исследование происхождения киргизского народа Средней Азии, приводит к двум несомненным выводам:

1.    Происхождение кыргызов Енисея и Тянь-Шаня было различным; никакого переселения кыргызов Енисея на Тянь-Шань никогда не было и Хакасско-Минусинская котловина не является исторической родиной киргизов Кыргызстана; убежденность в обратном, на каком бы общественном уровне она не выражалась, является следствием незнания исторических реалий и порождена ошибочными представлениями;

2.    Самих киргизов Средней Азии до позднего средневековья не было на территории их современного пребывания; этот народ поэтапно переселялся на Западный Тянь-Шань и прилегающие к нему земли с востока уже на глазах истории, и это переселение описано в ученых трактатах XV-XVI1 вв.

 

 

Источник: Хакасы. Основатели хакасоведения о важнейших вехах истории. К 100-летию возрождения народного имени. — Москва-Абакан: Бригантина, 2017. — 116 с.