История Хакасии


Кыргызский правитель именовался «ажо» (ажэ). Судя по китайским источникам, «ажо» (ажэ) – и титул, и клановое имя правящего дома кыргызов в VIII-IX веках. Среди учёных до сих пор не сложилось единого мнения о значении этого кыргызского слова, переданного в китайской форме. В древнетюркских памятниках письменности VIII века неоднократно встречаются сведения о «степных азах». Согласно мнению тюрколога И.В. Кормушина, часть азов обитала по южную сторону Западного Саяна, а другая, главная часть, базировалась на север от Саян, на территории современной Хакасии, в непосредственной близости от кыргызов. В 711 году, во время военного похода тюркского царевича Кюль-Тегина на кыргызов, в качестве проводника через Когменские горы (Западные Саяны) был найден человек «из степных азов» (чолги аз эри). Он сам утверждал, что его «родная земля – Аз» (Аз йирим). Исходя из контекста становится ясным, что азы обитали не в таёжных массивах Западных Саян (Когмены), а, как следует, в степных просторах Предсаянья, т.е. долине Абакана.

Известный востоковед В.В. Бартольд давно обратил внимание, что вместе с кыргызами несколько раз упоминается народ аз». Во времена правления тюркского кагана Могиляна чики и кыргызы, обитавшие по соседству, были его врагами. В памятнике Могиляна повествуется о битвах и победах над чиками, а затем и над азами (аз будун), которых, исходя из контекста, можно отождествить с кыргызами Енисея. В некоторых восточных сочинениях кыргызов даже называли этнонимом «ас». Правитель государства Хягас-Ажо, согласно китайским хроникам, имел пребывание у Чёрных гор (Циншань) к западу от реки Енисей (Гянь). По сведениям памятников древнетюркской письменности, кыргызский каган проживал в Когменском краю (Когмен ичинте). Под Когменом здесь подразумевались не только Западные Саяны, но и долина Абакана. По всей видимости, указанные источники свидетельствуют об одной и той же ставке кыргызского государя, которая находилась на территории расселения азов.
***
Для нас большое значение имеют сведения из текстов памятника, сооружённого в честь Кюль-Тегина, где конкретно говорится об «азском народе» (аз будун) кыргызского кагана Барс-бега. Многие тюркологи, включая известного учёного С.В. Малова, читают выражение «аз будун» как «немногочисленный народ» и не вкладывают сюда этнического понятия. Двусмысленность подобных переводов связана с тем, что в тюркских языках слово «аз» имеет также значение – «малый, незначительный». В данном случае стоит обратить внимание на первоначальные чтения этих строк, которые в своё время сделали В. Радлов и Н. Козьмин, т.е.: «Я устроил страну Аз-кыргызов». Несомненно, сочетание «аз-кыргыз» нельзя читать «немногочисленные кыргызы», ибо в древнетюркских текстах подчёркивается: «Но больше всего был нашим врагом киргизский сильный каган». Китайские источники также подтверждали: «Цзянгунь (т.е. кыргызы) – это сильное государство. Страна равна Туцзюэ (т.е. Тюркскому каганату)».

Среди памятников кыргызской письменности выражение «народ аз» (аз будун) не встречается, однако в переводах В. Радлова имеется сочетание «ач будун» – народ ач. Не исключена возможность, что сами кыргызы этноним «аз» произносили как «ач». Кто же такие загадочные «азы» или «ачи» в Кыргызском государстве? Почему их имя упоминается в тюркских надписях наряду с кыргызами? Исходя их контекста памятника в честь Кюль-Тегина можно предположить, что «азы» соответствовали понятию элитарной части кыргызов. В таком случае народ «аз» или «ач» надо отождествить с царствующей фамилией Кыргызского государства, которая зафиксирована в китайских хрониках в форме «ажо» (ажэ). Памятники древнетюркской письменности были созданы в то же самое время, когда Танские летописи Китая сообщали о стране Хягас и её правителях – Ажэ.

По всей видимости, указанные китайские формы передавали звучание тюркских этнонимов кыргыз и аз (ач). Согласно китайским летописям, фамилия Ажо происходила из одного рода с царствующим в Китае Домом Тан, уходящим своими корнями к знаменитому полководцу Ли Лину. Вплоть до начала XX века среди хакасов почитался фетиш «ас-тос», дух-предок которого пришёл из Китая. Не исключена возможность, что название фетиша «ас-тос» имеет связь с именем древнего правящего рода «аз». Возможно, название телеутского рода «аз-киштим» (аш-киштим, ас-кистим, ач-кештим), обитавшего на Северном Алтае, обозначало киштымов правящего рода кыргызов.
Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. «История енисейских кыргызов».
Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000: стр.56-57.
Публикация Раимов Мади
Источник: https://www.facebook.com/groups/853382574717664/

Реклама*