Хакасская медицина
В традиционном быту хакасов лечением занимались шаманы (камы) и врачеватели (имчіл), применявшие народные методы лечения и местные лекарственные средства. При различных психических расстройствах и внутренних заболеваниях обращались к шаману.Для определения диагноза прощупывали пульсацию сердил под мышкой и применяли ворожбу. Обычно, опустив на дно чашки серебряную монету, взятую у больного, смотрели на ее блеск через налитую воду. Другие ворожили на правой бараньей лопатке. Гадание на лопатке совершали обязательно поздним вечером. В очаге юрты со стороны дверей зажигали специально собранный хворост. Лопатку заворачивали в потничную траву, служившую стелькой обуви больного, и клали в огонь. Шаман по трещинам на стороне, где находится гребень, гадал о жизненном пути, о постигшей болезни и предсказывал методы ее лечения. Продольные трещины вдоль гребня обещали благополучие, а поперечные — неудачу. Ворожба завершалась бросанием жженой лопатки через плечо. Если она упадет гребешком вверх, то предсказание сбудется, если вниз — то нет. Гадание по лопатке широко применялось еще во времена Монгольской империи. В середине XIII в. Мункэ-хан, прежде чем отправиться в поход, рассматривал «раскололись ли кости от жара огня прямо вдоль. Тогда для того, что он должен сделать, дорога открыта. Если же кости треснут поперек, или выскочат из них, круглые кусочки, тогда он этого не делает».Только после определения болезни приступали к лечению, которое у шаманов, в основном, сводилось к гипнотическим действиям. Например, если больной страдал психическим расстройством, то его болезнь якобы переходила от горных духов — «таг ээзі». Для исцеления необходимо было поставить у дверей юрты священного коня — «ызыха» бурой масти (любимой масти этих духов) и принести жертвоприношение. При различных внутренних болезнях молились фетишам, называемым по хакасски «то"c» и т. д.