Вышивка на традиционных шубах «идектіг тон»  - М. П. Чебодаева

 

На традиционной шубе свадебной свахи «идектіг тон» иногда тоже делалась декоративная вышивка. Она была скромной и символизировала ствол «мирового древа», корнями растущего вниз.

В Петербурге, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), сохранилась такая женская шуба из улуса Тугужеков, где неизвестная вышивалыцица на спинке шубы создала интересную композицию вышивки, в которой мы видим мотив орнамент «рога барана», «крыло богини Умай» и «пятилистник» (лотос) - символ Богини Огня От Ине.

В мифологическом мировоззрении хакасов большое место занимал животный мир. В декоративных предметах очень часто встречался орнамент «рога барана», по-хакасски «хуча муузі», который встречается в народной вышивке и на кожаных сосудах. Изображение рогов - символ основного богатства хакасов - скота, с ним связывались многие народные представления. Со временем изображения рогов наслаивались друг на друга и трактовались по-разному. Изображение рогов - одно из древнейших изображений, которое впоследствии трансформировалось в растительные мотивы.

Роговидный мотив - один из наиболее распространенных в хакасском орнаменте, образующий целую группу модифицированных узоров, близких к реальному образу рогов животного. Мотивы роговидных очертаний распространены в искусстве народов, генетически связанных с культурой кочевников степей Саяно-Алтая. Помимо Хакасии орнамент «рога барана» был широко распространен в орнаментальном искусстве Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Алтай, Бурятия, Тува и Монголия).

Истоки мотива орнамента «рога барана» в Хакасии относятся в карасукской (ХІІІ-ѴІІІ вв. до н. э.) и тагар- ской культуре (ѴІІ-ІІІ вв. до н. э.). В настоящее время известны три изваяния с изображением барана: из ст. Усть-Бирь (Минусинский краеведческий музей), с правого берега р. Енисей около заимки Майдашинская (Минусинский краеведческий музей) и изваяние из Верхнебиджинского чаатаса (Хакасский национальный краеведческий музей).

По-видимому, в тагарское время появилась связь «Небо-бог Тенгри-Горный козел-Баран», которая была связана с мифологическими представлениями племен, населявших Хакасско-Минусинскую котловину. Несомненно, что такая композиция «Небо-бог Тенгри-Горный козел-Баран» весьма архаична и свидетельствует еще о тотемических представлениях скифских-тагар- ских племен.

В 1949 году московский археолог С. В. Киселев писал по этому поводу: «Другой местный мотив второй группы  древнейших тагарских скульптур - изображение стоящего козла... Козел столь же массивен и неподвижен, его мускулатура так же резко подчеркнута. Он не имеет прямых предшественников в карасукской пластике. Однако бараны, украшающие рукоять ножа, свидетельствуют о том, что и в дотагарское время разрабатывался в Сибири мотив стоящей фигуры травоядого» [34. С. 140].

По мнению известного археолога Я. И. Сунчугашева, мотив «бараний рог» известен в Хакасско-Минусинской котловине с таштыпской эпохи: «В то время завитки рогов украшали знаменитые бронзовые поясные пряжки. Культ барана как символ богатства и достояния, как известно, трактовался и скульптурными формами. Изображение бараньих голов украшали и железные псалии. «Бараньи рога» представлены в известных Ф-образных тамгах ІХ-ХІ вв. Они также бытовали у хакасов до наших дней. Важным доказательством преемственности хакасского прикладного искусства с древнейшими образцами служат элементы современной вышивки орнамента «бараньи рога» [35. С. 141].

Научный сотрудник Государственного Эрмитажа, изучавшая тагарскую культуру, М. П. Завитухина сделала вывод: «Горный козел - один из ведущих мотивов в искусстве племен Среднего Енисея, который существовал во все периоды татарской культуры...Фигурами горного козла украшали основные категории предметов материальной культуры. Его многочисленны изображения имеются в коллекциях минусинских бронз и в других музеях. Тагарские мастера изображали козла не только в мелкой пластике, но и выбивали рисунки на приенисейких скалах и на камнях могильных оград. Этот образ чаще других встречается и в искусстве предшествующей, карасукской эпохе. Все это позволяет считать горного козла главной темой в искусстве тагарских племен» [36. С. 8].

В 1990 году Л. Р. Кызласов и Г. Г. Король в книге «Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник» писали: «Значительное место в орнаменте вышивки занимает мотив «рога барана». Известно, что вариант этого мотива - две спирали, закрученные в разные стороны, - имеются уже в таштыкском орнаменте, известен он и в средневековье. Среди всех сибирских народов, в орнаментальном искусстве которых распространен этот мотив, только у хакасов, насколько это известно, при орнаментации верхней одежды вышивка по вытачкам на  спине завершается спиралями, закрученными в разные стороны» [37. С. 181].

Орнамент «рога барана» «хуча муузі» получил большое распространение в декоративно-прикладном искусстве хакасов: войлоковалянии, художественной обработке металла и вышивке на одежде. Узор «рога барана» занимает главенствующее место в хакасском узоре. Характерной особенностью узора «рога барана» является его спиральное построение, имеющее от двух до четырех полуокружностей, образующих спираль. В процессе композиции узор «рога барана» очень часто усложняется путем введения других форм хакасского узора. Промежуточная форма узора «рога барана» встречается довольно редко в композициях хакасского узора. Увеличение количества спиралей в этом элементе приводит к рисунку «повторяющийся рог». Чаще всего он встречается в вышивке.

Другой мотив вышивки на женской шубе был связан с Богиней Огня. Богиня Огня в мифологии хакасов олицетворила женское начало, была хозяйкой и хранительницей жилища, оберегом для человека, защитой для пасущегося (скота), считалась сестрой богини Умай. Образ Богини Огня был неразрывно связан с домашним очагом. Очаг был центром юрты, местом, где протекала жизнь семьи. Кроме того, очаг - связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. В традиционном понимании хакасов, богиня огня «От Ине» давала тепло и свет, постоянно охраняла домашний очаг и семью от злых сил, очищала пространство, приносила удачу и богатство хозяину, жила заботами главы дома. Для сохранения благополучия семьи женщины были обязаны ежедневно кормить богиню.

В 1905 году ссыльный революционер Д. А. Лаппо записал от информаторов, что: «огонь называется матерью, имеющей 30 зубов, и караульщиком дома днем и ночью. В честь духа огня закалывался обыкновенно белый холощеный баран с черными щеками. У духа огня 50 косичек, спускающихся на спину, шею и плечи. Этот дух охраняет хозяина дома спереди и сзади, днем и ночью. В связи с огнем и Плеяды, так как у них и огня - один покровитель» [38. С.22].

Основой для издания данного альбома послужили музейные коллекции Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии им. П. Великого (Кунсткамера), Хакасского национального краеведческого музея, Минусинского краеведческого музея и Аскизского краеведческого музея. Хакасская народная вышивка на женских шубах носила мифологические мотивы и была своеобразным оберегом человека. Главные орнаментальные мотивы в вышивке были связаны с пантеоном богов у хакасов Тигір (Тенгри), Ымай (Умай), От Ине (Богиня Огня), Чір-Су (Земля-Вода), Солнцем (Кун) и Луной (Ай). Автор рассмотрел каноны расположения вышивки на традиционной женской шубе у этнических групп хакасов (качинцев, сагайцев, койбалов, кызыльцев и шорцев).

Таким образом, мотивы орнаментов хакасской вышивки на женской шубе были связаны с мифологией и религией хакасов тенгрианством, основанных на вере в единого бога Тенгри. В Хакасии тенгрианство установилось с теми формами местных культов и религиозно-мифологическими традициями, которые существовали с бронзового века и были связанны с окуневской культурой (Ш-П тыс. до н. э.), что нашло отражение в орнаменте и декоративно-прикладном искусстве хакасов в вышивке, художественной обработке дерева, металла, кожи, войлока и бисероплетении.