Вышивка на праздничных женских шубах «ах тон» - М. П. Чебодаева

В хакасской народной вышивке существовали определенные каноны в вышивке на белых нагольных шубах «ах тон». У каждой этнической группы они имели свои особенности. В настоящее время в музеях сохранились шубы «ах тон» только качинцев, сагайцев и шорцев, и практически каноны вышивки были одинаковыми.

Сагайцы и шорцы украшали вышивкой спинку шубы и проймы рукавов «аргазы» в технике «алдрып» («козлик»).

Этнограф Ю. А. Шибаева указала на особенности вышивки шубы «ах тон» у сагайцев. По ее мнению, «на спинке шубы вышивальщицы применяли различную технику вышивки. Например, спинку шубы «ах тон» сагайцы вышивали косой перекрещивающейся гладью «созірткен» по линии проймы и растительным орнаментом на самой спинке. Последний узор вышит тем же цветным шелком, как и «арган, но и по-другому середина узора заполнена гладью, а контуры выполнены швом созірткен» [32. С. 24].

Этнограф Ю. А. Шибаева обратила внимание на локальные особенности размещения пратов и тартханов на сагайской «ах тон»: «Ширина каждого тартхана здесь 5-7 см, а длина кисточек - около 10 см, всего их на шубе Улугбашевой пять. В крайних «тартханах» верхний ряд прошит синей шелковой нитью, затем следует красная нить и ниже - зеленая; у второго и четвертого тартхана другой порядок чередования нитей: зеленая, ниже синяя, потом красная и т. д. Кисточки, таким образом, разноцветные» [33. С. 24].

А качинцы вышивкой шубы «ах тон» так же украшали спинку шубы и проймы рукавов «аргазы» в технике «алдрып» («козлик») и «пратами» и «тартханами» - символом богини Умай. На некоторых шубах по отрезной линии пояса вышивались три или пять «пратов» с висячими кистями «тартханами». Такая шуба, сшитая мастерицами, выглядела очень нарядной.

Шуба «ах тон» сагайская. 1947

Шуба «ах тон» качинская. 1948