История Хакасии

Вопрос об общественном строе хакасов XVII в. достаточно сложен. Русские источники не дают необходимых сведений для детального его рассмотрения. Видимо, по этой причине среди историков нет полного единства в определении характера об­щественного строя хакасов XVII в. Одни из них, говоря об общественном строе «енисейских киргизов», чрезмерно выде­ляют пережиточные, родо-племенные черты. Хотя в обществен­ном строе хакасов XVII в. их было немало, но не следует их и преувеличивать. Несомненно, ведущее, определяющее место в обществе хакасов XVII в. занимали феодальные черты. Пра­вы те ученые, которые утверждают, что «енисейские киргизы жили феодальным строем, с присущими ему особенностями, ха­рактерными для азиатских скотоводов». Следует принять во внимание и то, что «Киргизская земля» представляла собою хотя и деформированные, но сохранившие свою структуру ос­татки феодального древнехакасского государства.

Во главе общества стояли князья. Их власть была деспо­тической, неограниченной, расправа — жестокой. Для приве­дения в исполнение княжеских решений и поручений существо­вали ясаулы, башлыки и судьи, называвшиеся «ажо» 17 и тво­рившие суд и расправу согласно обычаям и по своему усмот­рению. По велению князя человека могли избить плетьми, пере­ломать руки, ноги, отрезать нос, уши. Князья считались полно­правными владыками. Подчиняясь монгольским и джунгарским феодалам, они приобретали себе пышные титулы: тайджи, мер- гень, зайсан и др. Например, в конце XVII в. алтырский князь Тангыт именовал себя Тангыт-Батур-тайджи, а Шарло езер- ский — Шарло-Мергень-тайджи.

Основную массу населения «Киргизской землицы» состав­ляли улусные люди и кыштымы. Улусные люди кочевали вме­сте со своими князьями, были собственниками мелкого ското­водческого хозяйства, несли различные натуральные повинно­сти и находились в личной зависимости от своих князей-фео- далов.

Социальное расслоение наблюдалось и среди улусных лю­дей. Источники разделяли их на «лучших улусных людей» и просто «улусных людей», или «улусных мужиков».

Кыштымы — это «черные люди», данники, зависимые. Поня­тие «кыштым» сугубо социальное, оно отражает закрепощен­ное положение этих людей в обществе. «Кыштымы» значит «притесняемые люди», или «люди, подвергаемые давлению» 18. «Кыштымами же,— писал о енисейских народах в середине

XVII  в. Г. Ф. Миллер,— по-татарски называются такие наро­ды, которые обязаны другому народу покорностью и плате­жом дани... Кыштымы или подданные». В документе 1616 г. говорится, что у каждого кыргызского князя имелось известное количество «черных людей, ясачных мужиков, а по-киргизски — кыштымов», которые у них «вместо русских крестьян», т. е. крепостных.

Обычно «слабые роды» сами вступали в отношения кыш- тымства, стремясь обрести мир и военную защиту от «силь­ного рода» ценой феодально-даннической зависимости и выпла­ты натуральной ренты (ясака). Основными повинностями кыш­тымов являлись уплата дани и выставление вспомогательного войска (ополчения).

Дань, которую кыштымы вносили князьям, по-хакасски на­зывалась «албан», а по-русски — «ясак». Единицей измерения дани был соболь. Размер албана определялся по-разному. Его величина прежде всего зависела от политической обстановки. В годы войн, когда князья попадали в нужду, размеры албана увеличивались. Временами с одного кыштыма собирали албан по 10, а иногда и по 15 соболей. Албан брали и скотом, и зерном, и железными изделиями, и даже одеждой. Так, с шор­цев, коттов и камасинцев дань взимали котлами, топорами, та­ганами и зерном.

По сообщениям документов, кыргызские сборщики ясака, например, жили на реках Кондоме и Мрасе в Горной Шории «безпрестани», отнимали у своих кыштымов насильно «животы (имущество.— J1. К.), а у иного ясачного и жену и дочь оты­мет и отдает за иного мужика сильно». По словам русских ка­заков, страх перед князьями-кыргызами у ясачных был так силен, что они «с киргизскими людьми говорить не смеют». В Кивинской волости прожила зиму «женка киргизская», от­бирая у ясачных «всякой живот сильно». Брали ясак по осо­бой норме, как бы в «оклад»: «В 1647 г. приезжал князец Ин- кей в Бугасары (к кызыльцам рода пугасар.— JI. К.). Ему ста­ли давать в ясак вместо бобра красную лису да кошлока, но он не взял их, а отобрал у этого ясачного трех коней да сай­дак со стрелами. Остальные ясачные жаловались русским, что прежде брали кыргызы ясак на трех князей, и выходило с кыш­тыма по три бобра, а теперь кыргызские князцы берут с души по восемь бобров кроме соболей. Ясак с каждого ясачного рас­пределялся так: княгиня Абакай брала по бобру, Табун и Бел- тень тоже по бобру каждый; Сабу Тансыкаев сын — уже по два.

бобра, за то что „отец ево умер на Москве"; Ишеев сын Айкан брал по бобру, Отоураз — по бобру, Юга — по бобру, Юму- кай — по два соболя, Абжп — по соболю, Иваргеевы дети — по соболю с человека-ж».

Ясак кыргызов был уже систематическим, почти «окладным сбором», который нормировался только княжеским рангом. Как мы уже говорили, кроме пушнины, железных и других из­делий, а также скота ясак брали с кыштымов и хлебом. Зна­чит, натуральная рента дополнялась рентой продуктовой. Сле­дует сказать, что в хакасском обществе XVI—XVII вв. сущест­вовала и отработочная рента. В документах нередко сообщает­ся, что князья уводили к себе те или иные группы кыштымов, их жен и детей на период сезонных (очевидно, земледельче­ских) работ. В ответ на требование русских властей возвра­тить ясачных, уведенных в кыргызские улусы, кыргызы им от­вечали, что они кыштымов «взяли для того, что они нужны, а по то де время покамест они справятца, и они де на свои ста­рые урочища отпустят».

В 1636 г. чулымские князья Кошенбайко и Курдомечко с ясаулами и с ясачными людьми приходили в Мелесский острог просить, «чтобы их князьцов отпустили в Киргизы, а киргиз­ские люди присылают к ним с угрозы, будет они к ним не по­едут и они к ним осенью, как реки станут, придут осенью. И они де по всему Чюлыму, откупаючись от киргизы, збирают с человека по две гривны».

В источниках упоминаются «работники», которые были у алтырского князя Конкоши и у алтысарского князя Некея. О тубинских князьях сообщается, что они в 90-е годы XVII в. от «разорения калмыцкого Галдана Бушухту-хана» прикочевали на Канскую землю «с женами, и с детьми, и с работными свои­ми людьми». Десятки раз качинцы, аринцы, чулымцы и другие кыштымы, уже жившие в так называемых Порубежных воло­стях, жаловались русским властям, что «увели нас всех с со­бой в Киргизскую землю и с детьми в неволю». Домой угнан­ные возвращались, только «как дождутся поры».

Князья эксплуатировали кыштымов и путем различных тор­гово-ростовщических операций, которые носили кабальный ха­рактер. Долговые обязательства сопровождались огромными срочными процентами, ибо охотник, например, может распла­чиваться только после сезона охоты. Долговые платежи превра­щались в тот же албан, который вносился князьям-кыргызам. Так экономическая потребность кыштыма, особенно таежного жителя, в тех или иных изделиях и продуктах скотоводства приводила к еще большей эксплуатации его хакасской знатью 19.

В 1654 г. князь Сенге просил пропуска к аринцам, так как срепи его личных данников было девять аринцев. Кыргызы по­стоянно добивались у русских властей допуска в русские ясач­ные волости, мотивируя эти требования тем, что «в ясачные во­лости им приходить не уметь, потому что у них ясачные люди, многие, приходя в Киргизы, емлют в долг лошади и платье, и шубы, и козлины, и за то им сулят платеж собольми и бобра­ми; и тех де им долгов сами не приносят, и они де для тех дол­гов в государевы ясачные волости ходят и долги свои выбирают, на ком что доведетца, собольми и бобрами; и тем де они (кир­гизы) платят государю с себя ясак и Алтыновым детям — чер­ных калмыков тайшам, а сами де они за собольми и за бобра­ми зверовать не умеют и не природа им». Еще в 1629 г. кыр­гызы говорили русским: «Сами соболей не ловим, а емлем за долг соболи у кыштымов».

В 1640 г. князь Изень писал в жалобе на имя русского ца­ря: «В прошлом, государь, во 148 году роздано, государь, была животишко моего лошадьми и шубами и иным по Чулыму тво­им государевым ясашным людем в долги многим татарам чу­лымским». И пс истечении срока Изень в сопровождении семи человек вооруженных кыргызов решил отправиться на Чулым «своего должишку сбирать».

Как видим, князья в роли купцов-ростовщиков выступали повсеместно, и эта практика была для них исконной и тради­ционной. Нет сомнения, что кыргызский аристократический род применял к своим подданным, особенно к кыштымам, все ме­тоды жестокой феодальной эксплуатации, обычной для средне­вековых обществ центральноазиатского типа.

В положение кыштымов попадали даже соплеменники ха­касских князей, но в большинстве случаев в качестве кышты­мов выступали племена, покоренные еще в древности. Кышты­мы распределялись между князьями. Например, у алтырских князей кыштымами были шорцы, вернее, все тюркоязычные группы, жившие в системе рек Кондомы и Мрассу; у тубинских князей — моторцы, котты, байкотовцы, камасинцы; у алтысар- ских князей — кызыльцы, красноярские качинцы, аринцы, чу­лымские татары, еуштинцы, обитавшие на р. Томь, где был основан город-острог.

В среднем на одного князя приходилось по 40 мужчин-кыш- тымов. Именитые князья имели по нескольку сот кыштымов. Так, у алтысарского князя Иченей Мергеня в районе р. Кан было около 500 кыштымов, у князя Талая по рекам Мрассу и Кондоме — около тысячи человек.

Сбор албана сопровождался потрясающими жестокостями. Казаки неоднократно сообщали, что «киргизские князцы правят на них, кыштымов, себе ясак, привязав к дереву, и стреляют по ним из луков». Если же у кыштымов не оказывалось вовре­мя заготовленной пушнины, то князья, как правило, «жен их и детей за ясак емлют в полон» или же «вместо соболей и боб­ры и кони добрые, и платье, и котлы, и жен, и детей у них увозят».

К жесточайшей эксплуатации кыштымов хакасскими князья­ми добавлялась эксплуатация со стороны монгольских ханов и джунгарских хунтайджи. Кроме албана, кыштымы обязаны были нести разные повинности, в частности служить в дружи­нах хакасских князей, по воле которых им приходилось уча­ствовать в войнах и грабительских набегах. Князья являлись неограниченными вершителями судеб своих кыштымов.

В подчинении хакасских князей была и другая категория .людей — домашние рабы, «холопи». Ими становились те, кого князья захватывали в ходе военных действий или покупали у торговцев, а также закабаляли.

В XVII в. работорговля в Хакасии процветала. Князья про­давали своих подданных, а обнищавшие рядовые — своих де­тей. _Торговали рабами русские, джунгары, монголы и бухарцы. В 1731 г., когда в Кузнецке русские власти стали выяснять количество людей, являвшихся подданными Джунгарии, было установлено, что воеводы и другие чины, а также и рядовые казаки имели дворовых людей — холопов. Большинство из них ■были хакасами. Эти дворовые люди утверждали, что в Куз­нецк они попали лет 30—45 назад, т. е. в конце XVII — начале

XVIII                в. Судьбы этих людей трагичны. Так, Анастасия Мак- сюкова, родом «из Киргизской землицы», еще в малолетстве была продана своим отцом кузнецкому пятидесятнику Макси­му Севергину. Иван Яковлев, тоже родом «из Киргизской зем­лицы», рассказал, что «тому назад лет с тридцать из оной земли заложил его, Ивана, дядя родной Бурантай в Кузнецк в 10 рублях». Холопов имели и влиятельные люди из кышты­мов. Известно, что шорцы, например, были кыштымами алтыр- ских князей. Но это не мешало некоторым из них тоже вла­деть холопами. В ясачной книге Кузнецкого уезда за 1640 г. значится Когедеев улус. Глава этого улуса, Когедей, внес за себя ясак сполна за этот год— 10 соболей, а человек по имени Ерлегеч ясаку не дал, заявив: «Я де Когеев холоп»20.

Как видно из документов, домашнее рабство у хакасов бы­ло распространено широко. Рабы являлись полной собствен­ностью хозяина. Они не имели своего хозяйства, жили и коче­вали в хозяйствах своих владельцев, поставляя рабочую силу для их семей.

Земля у хакасов, как видно, находилась не в общинном пользовании, а была захвачена феодалами. Отгонные земли и пастбища «киргизов» являлись собственностью князей, но в си­лу специфичности русских источников прямыми доказательства­ми этого историческая наука пока не располагает. Глубокая классовая дифференциация, наличие разных категорий зависи­мых людей, многообразие форм эксплуатации и частного зем­лепользования служат ярким свидетельством того, что у хака­сов в XVII в. общественный строй был феодальным.

В политическом отношении «Киргизская землица», со­стоявшая из четырех княжеств, представляла единое целое. Один из князей всегда был главным, ему подчинялись все ос­тальные. Русские в начале XVII в., когда впервые стали близ­ко соприкасаться с хакасами, установили, что у них есть езер­ский князь по имени Немек, одновременно возглавлявший всю «Киргизскую землицу». Послы Василий Тюменец и Иван Пет­ров, ездившие к Алтын-хану в 1616 г. через Хакасию, об этом писали так: «Тот у них Немек — князь и начальной. И та Кир- гитцкая земля вся ныне его, а наперед того была отца его, да под ним, Немеком, 2 князька лучших Номча, да Кара»21.

С 30-х годов XVII в. почти до конца столетия главными князьями становятся алтысарцы, потомки Номчи — его сыновья' Кочебай, Ишей, внук Иренек, а в конце XVII и начале XVIII в.. главенствовать в «Киргизской землице» стал езерский князь Шарло-Мергень, сын Немека. Князья Номча и Немек были близкими родственниками и происходили, как мы уже говори­ли, из Алтысар. Сын Немека Шарло-Мергень неоднократно на­зывал своим племянником Зансая — правнука Номчи.

Таким образом, Немек сидел в Езерах и был главным кня­зем. Его сын Кара княжил в Алтысарах, сын Иченей-Мергень в разное время возглавлял то Езерскую, то Тубинскую «зем­лицы». Номча же, его дети (Кошу, Кочебай, Ишей, Кенчибей) и их потомки княжили в Алтысарах, а также в других улусах и «землицах». Иренек — внук Номчи — был главным князем «Киргизской землицы» и находился в Алтысарах, второй внук, Абалак, и правнук Зансай правили в Езерском княжестве. В третьем княжестве — в Алтырах и в четвертом — в Тубе так­же восседали выходцы из Алтысар. Так, из Алтысар был и князь Ноян. Его сын Бехтень княжил в Алтырах и Алтысарах, сын князя Сенчикеня Шанда — в Алтысарах и в Тубе, правнуки Номчи Талбах — в Езерах и Тубе, Емандари — в Алтырах.

Все князья четырех хакасских княжеств являлись выходца­ми из Алтысар и были между собой прямыми родственника­ми. Даже Шанда, долгое время княживший в Тубе, приходился родственником Номче. Один из правнуков последнего, Абалак Изерчеев, сына Шанды Таганака называл «сродичем». Тубин- ское княжество возглавляли выходцы из «больших киргизов», и отделять это княжество от «Киргизской землицы» было бы неправильным, так как в «Тубинской землице» кыргызов бы­ло больше, чем в Алтысарах, Езерах или в Алтырах.

Таким образом, вся «Киргизская землица» фактически уп­равлялась одной семьей из сеока кыргыз, который был древним аристократическим княжеским родом, распространявшим свое имя на всю «землицу».

Единство «Киргизской землицы» выражалось также и в том, что общие политические вопросы решались сообща всеми князь­ями и знатными людьми этих четырех княжеств. Такие сборы всех князей русские источники называют «съездами». На этих «съездах» нередко обсуждались взаимоотношения с соседями: русскими и монголами. В 1626 г. к хакасам приезжал посол, сын боярский Петр Сабанский, князья Ишей и Кочебай, но прежде чем вести переговоры, гонцов «разослали к киргизским князцам и ко всем улусным людям: и к тубинцам, и к мотор- цам, и к буклинцам, чтобы они съехались к Ишею и к Ко- чебаю все».

В 1627 г. прибыло новое посольство во главе с Дмитрием Черкасовым. Русского посла привели в улус, «а в улусы при­ехав, договор отложили до тех мест, как киргизские князцы и улусные все люди изо всех своих улусов и с зверовьев съедут­ся». Присягу (шерть) за всех давал князь Кочебай, и при этом он заявил: «Даем шерть за себя, и за киргизских князей... и за улусных людей, и за их братью, и за детей, и за род, и за племя, за улусы их, и за всю Киргизскую землю по совету всей Киргизской земли».

На эти «съезды» собирались не только князья и улусные люди, но и их кыштымы. При этом людей съезжалось множест­во. Так, в 1627 г. на «съезде» было 700 человек, из них кыргы- зов — 300, а остальные 400 человек — тубинцы, моторцы и др. Но решающий голос имели только князья, а простой народ лишь присутствовал.

«Съезд» иногда уполномочивал отдельных лиц выступать по важным вопросам от имени всей «Киргизской землицы». Кро­ме того, «съезды» обладали запретно-принудительным правом по отношению к отдельным князьям, устраивавшим произвол или грабеж без ведома старших князей. Известно, например, что князья на «съезде» потребовали от Чегуна Еренекова воз­мещения убытков, причиненных им во время набега на русские волости, и угрожали выдать его на расправу русскому воеводе в Каштацкий острог.

В «Киргизской землице» существовала удельная система. Самые родовитые и старшие князья сидели в основных четы­рех княжествах, а младшие и близкие сородичи княжили у сво­их кыштымов. Сын Номчи Кенчибей возглавлял так назы­ваемые Горные волости на Чулыме, его внук Изерчень княжил в Ачинской волости, а правнук Шип владел вотчиной у мотор- цев. У хакасов была определенная иерархия князей. Князьки кыштымов — а они были в основном родовыми — подчинялись кыргызским улусным, а улусные — главному князю из рода Номчи, сидевшему в течение всего XVII в. в Алтысарах.

Хакасы, будучи нередко вассалами монгольских и джунгар­ских ханов, политически были бесправными, не имели самостоя­тельности, жили на своей земле в вечном страхе и зависели от изменения политической обстановки и взаимоотношений с юж­ными и северными соседями. Даже кочевки хакасских кня­зей совершались в соответствии с политической ситуацией. Ес­ли опасность надвигалась с юго-запада или юго-востока, то они уходили со своими улусами на север, до бассейна рек Чу­лыма и Еника, или укрывались в районе рек Ербы и Сарагаша, а иногда передвигались вплоть до самого Красноярска. Если опасность ожидалась со стороны царских властей, хакасские князья со своими людьми уходили в восточную или юго-вос­точную часть своей земли. Так, в 1641 г. Яков Тухачевский, придя войной «в Киргизы», обнаружил, что хакасские князья Ишей и Иченей перешли с Июсов на Уйбат, а Кочебай, Бехтень и Талай —в верховьях р. Аскиз.

В 70—80-е годы XVII в., когда между русскими властями ir князьями часто бывали военные столкновения, известный ал- тысарский князь Иренек, имевший резиденцию на Июсах, не­однократно откочевывал за р. Абакан или даже на правую сто­рону Енисея. В самые опасные моменты, когда со стороны сибирских воевод ожидался большой поход, хакасские князья переправляли свои семьи и улусных людей со скотом череа р. Енисей, на Татарский остров, где жили «все вскопе» и«обе- регаючись». В стране хакасов в то время имелись определен­ные опорные резиденции князей — каменные крепости-«городки» и даже деревянные остроги, куда уходило население в случае военной опасности. Источники упоминают не только «Белый ка­менный город» — резиденцию-столицу «Больших кыргызов»- XVII в. при слиянии Белого и Черного Июсов, но и «каменный городок» на Белом Июсе, «каменный городок ниже Сыды-реки», городок на р. Еник в Кызыльской земле, «киргизский остро­жек» близ Красноярского острога. В походе 1616 г. томские служилые люди взяли приступом три городка-крепости («кир­гизских людей, и кызыльских, и бугасарских три городка вы­секли»). Крепость была и на Тагыр-острове, находящемся на Енисее близ устья Абакана (ныне Тагарский остров). В од­ном документе об этой крепости сказано, что во время воен­ной опасности туда «для крепости и опасения киргизские люди и иные разные роды отсылали жен своих, и детей, и лошадей, и скотину, и всякие животы». Была еще пограничная крепость «Лозановы осады» при выходе Енисея из саянских гор.

Как видим, такими городками пользовались и кыштымы кыргызов, а не только качинцы и кызыльцы. Сообщается о го­родках томских татар, о «чюлымских, киргизских и мелеских горотках», о городке шорцев в Абинском улусе, о том, что есть «городок на реке на Улеле», принадлежавший князю Та- лаю, и «киргизские люди того служивого человека, Стеньку Кокшара, у князьца Талая в городке убили». Наличие городков и острогов свидетельствует об оседлости одной части населе­ния и, вероятно, о полукочевом быте другой.

Хакасы в XVII в. были многоданниками. Они периодически попадали в зависимость то от монгольских Алтын-ханов, то от джунгарских хунтайджи. Еще до прихода русских хакасы явля­лись двоеданцами, так как албан с них взимали и монгольские, и джунгарские ханы. С начала XVII в. царские власти также начали постепенно облагать их ясаком. С этого времени хакасы стали троеданцами.

О многоданничестве в 1627 г. хакасские князья говорили русскому послу Дмитрию Черкасову: «Даем де ясак один го­сударю, другой ясак — Алтын-царю, третий ясак — черным кал­мыкам Каракуле-тайше». Самым обременительным был ясак джунгарских и монгольских ханов, которые кроме пушнины; брали албан разным скотом.

В 1636 г. в документах сказано: «Мы, Киргизы, ныне стали государевы ясашные людишки и кыштымы, потому что де им, киргизам, от государские высокие руки стало детца негде, а [с] другой стороны — Алтын-царь». В 1645 г. джунгарский Ба- тур-хунтайджи доказывал русскому послу Клепикову, «что прежде сево киргизы... были ево, Контайшины, люди».

В 1644 г. красноярский воевода писал: «В Тубу приезжают калмыки и мугалы и емлют с киргизских людей и с тубинцев ясак накладной с 10 скотин емлют 10-ю скотину сверх мягкой рухляди: соболей и лисиц и бобров и кошлаков». Десятки дру­гих документов свидетельствуют об одном и том же: «А из Кир­гиз к Бушухту-хану гонят скотин тысяч с двадцать на прокорм людям его», «у алтырцов, у алтысарцов, у езерцев и у них, ту­бинцев, учали брать скот на него, Бушухту-хана, весь и остав- ливают малые остатки и, взяв тот скот, посылают с Киргизской земли к нему, Бушухту-хану»; «велел де Алтын-царь с киргиз, собрать 100 лошадей»; «киргизские де, государь, люди к Ирде- ню-контайше 1000 овец и 400 коров послали». Подобные граби­тельские поборы со стороны джунгарских и монгольских фео­далов продолжались вплоть до окончательного присоединения Хакасии к России.

Как монгольские, так и джунгарские ханы для упрочения своей власти над хакасами брали у них заложников-аманатов. Русские воеводы, придя на Средний Енисей, тоже начали по при­меру азиатских владык требовать заложников. В течение XVII в. хакасы, являясь, с одной стороны, кыштымами монгольских и джунгарских ханов, с другой — ясачными людьми русского ца­ря, подчинялись трем разным уездам: Томскому, Кузнецкому и Красноярскому и соответственно отдавали своих аманатов во Есе эти города.

Монгольские ханы и джунгарские хунтайджи, а также рус­ские власти в аманаты брали «лучших людей», т. е. родственни­ков князей — их сыновей и братьев, а нередко и самих князей. Так, князь Кара, прибывший в 1621 г. для переговоров, был объявлен в Томске аманатом, и там воеводы его «извели».

Кроме того, джунгарские хунтайджи с конца 60-х годов XVII в. в «Киргизскую землицу» посылали своих наместников. В качестве наместников в Хакасию присылали «ейзанов» (зай- санов) или духовных лиц (гелюнов). Джунгарских наместников русские документы называли «посланниками». В большинстве случаев в Хакасии находился один наместник. Обычно урга (ставка наместника) находилась в Алтырском княжестве на р. Нине. В те годы, когда на Среднем Енисее обострялась поли­тическая обстановка или возникал какой-либо конфликт, коли­чество наместников увеличивалось до четырех, т. е. по одному- представителю на княжество. Как правило, наместники в Хака­сии не жили постоянно, а появлялись наездами. Они часто ме­нялись. Через своих наместников джунгарский хунтайджи пра­вил «Киргизской землицей». Его наместники собирали ясак, организовывали походы на соседей и чинили расправу над не­послушными кыштымами. Об этом казаки в 1671 г. писали так: «Да он же Кегень Кутухта прислал в Киргизскую землю ейзана своего для всякой расправы»22.

В XVII в. хакасы в массе своей являлись бесправными кыш­тымами и ясачными людьми. Полновластными их хозяевами были монгольские и джунгарские ханы, а позднее — русский царь.

    Источник: Текст -  История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов

Реклама*