Хозяйство, торговля, культура, верования - ХАКАСИЯ В XVII —НАЧАЛЕ XVIII в.
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 1793
Наиболее продуктивным видом хозяйственной деятельности населения Хакасии в XVII в. являлось скотоводство. Русских людей, бывавших в этих местах в зимнее время, всегда поражало то, что «у киргизов на старых их кочевьях снеги мелки», «в Киргизской земле снега нет, степи голые». Характерно, что даже в эпосе хакасов нет никаких сцен, связанных с кочевой жизнью.
Малоснежные зимы в степях Хакасии способствовали прежде всего развитию отгонного скотоводства. Князья и другие богатые люди скота держали помногу. Русские казаки в своих «доездах», а также послы, приезжавшие в эти края, в «статейных списках» постоянно указывали, что у кыргызских князей «лошадей и коров много и овец много». Скот круглый год старались содержать на подножном корму. Однако с древности хакасы занимались и сенокошением. Так, однажды хакасы, временно обитавшие под Красноярском, решили вернуться на старые земли по Абакану. Свой отъезд они объясняли тем, что «с подгородными качинскими, и аринскими, и ястынскими ясаш- ными татары вместе кочевать стало тесно и к зиме сен ставить на лошади и на рогатый скот негде». Археологические находки и народный календарь, отражавший жизненно важные производственные процессы в хакасском обществе, убеждают нас в том, что сенокошение у них было развито издревле. Как показано выше, в раннем железном веке и в течение всего средневековья хакасы применяли для сенокошения серпы и косы-горбуши. В народном календаре август у сагайцев и качинцев называется «от айы» — месяц уборки сена. В языке хакасов имеются слова, обозначающие сенокосный инвентарь: коса — сап- хы; вилы — сызыро, азырагас; грабли — тырбос; скирда сена — улам, чазырган-отава. Наличие в хакасском языке подобной терминологии, несомненно, свидетельствует, что сенокошение у хакасов, как мы говорили, существовало издревле.
Скотоводством занимались все хакасы, а особенно те, которые жили в степных районах. Разводили хакасы лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз. Князья в своем хозяйстве практиковали табунное коневодство и разведение верблюдов.
Во время похода «на киргиз» в 1641 г. Яков Тухачевский в улусах князей Ишея и Иченея сразу отбил 150 голов верблюдов. Этнические группы хакасов, обитавшие в горной тайге, издревле разводили стада северных оленей и ездили на них ьерхом (табан-бельтиры, саяны, часть моторцев). Об оленеводстве бельтиров оставили сведения русские послы Василий Тюменец и Иван Петров, ездившие в 1616 г. к Алтын-хану через «Табынскую» землю в Саянских горах. Послы сообщили, что у них «коров и овец нет, только одни лошади да олени», а в соседней Саянской земле «ездят на оленях и на конях».
Г. Михайлов, проехавший через землю хакасов-степняков, так характеризовал их быт: «Киргизская де землица кочевная, живут в избах полстяных, а ходят в шубах и зипунах, а ядят рыбу и зверь бьют, а бой у них лучной. Лошадей, и коров, и овец много»23.
Русские в начале XVII столетия, мало знавшие хакасов, не сразу увидели у них земледелие. Послы Василий Тюменец гг Иван Петров в 1616 г. сообщали: «Хлеб не сеют, и не родится)-. Но здесь же сказали, что когда «киргизские князьки... по своей вере жертвовали... [то] с клятвою хлеб ели».
Действительно, хакасские князья сами земледелием не занимались, а именно с ними были установлены первые контакты русских в начале XVII в.
Когда же русские служилые люди стали ближе знакомиться с жизнью народа, выяснилось, что хакасы умеют пахать и сеять. В 1620 г., через четыре года после посольства Тюменца и Петрова, русские уже говорили «о киргизских пашнях» на Чулыме. Оказалось, что не только кыргызы, но и их кыштымы (кызыльцы, северные качинцы, сагайцы, шорцы, а также ку- мандинцы) —все в какой-то мере занимались земледелием. Например, в 1641 г. Яков Тухачевский после похода в «Киргизы» говорил, что кызыльцы «пашнишка невелики наперед сего па- хивали, сеяли кырлык» (т. е. гречиху.— Л. К.). О сагайцах в документах читаем: «Сагайские люди живут летом на пашнях на верх Томы-реки». О шорцах в 1622 г. сообщается подробно: «Живут они в горах, а на горах растет всякой лес, и тот лес расчищают, пашут пашни, сеют пшеницу, ячмень, конопли». Занимались земледелием и бельтиры. В августе 1675 г., «в которую пору жали ячмень», черные калмыки пришли с Катуни за ясаком к керсагалам. В заморозки в 11 лодках проплыли в Кумандинскую волость телеуты Бачинова улуса. А когда они плыли назад, то «те лодки у них (были) насыпаны полны ячмени, и им де, ясачным людям, Кумандинские волости утеснение большое учинили, что ячмень поотнимали без остатку»24.
С красноярскими качинцами русские познакомились ближе всего благодаря строительству в 1628 г. в их земле Красноярского острога. Оказалось, что у качинцев издревле существовал земледельческо-скотоводческий полуоседлый тип хозяйства, а также были «городки», т. е. крепости. По ясачной книге Енисейска за 1621 —1623 гг., в Тюлькиной земле значились «коче- вные и пашенные» ясачные, «пашенные татары князца Базра- ка» — Базраков улус. У них жители Енисейского острога приобретали лошадей и зерно «для государевы пашни». В 1625 г. енисейцы докладывали в Москву: «И в той де Качинской землице люди кочевные (т. е. скотоводы.— Л. К.) летом пашню пашут, сеют ячмень да курлык (гречиху.— Л. К.), а зимою кочуют в крепких местах, и сберегаючись от колмацких людей и от братских (т. е. от бурят.— Л. К.) и от иных землиц». В 1628 г. в документах о строительстве Красноярского острога сообщается: «Около де Красноярского острогу пашенные земли, а в Качинской землице пашут и родитца ячмень и курлук и сенных покосов много». В том же году еще раз упоминаются «пашни качинцев», на которых прятались от русских аринцы. Документы 1629 г. рассказывают, что когда в Красноярске произошел голод, то горожане «покупали у татар сарану и курлык дорогою ценою, и последнее свое платьишка на курлыке и саране проели». А тяжелой весной 1630 г. красноярцы «для тое бесхлебицы покупали у татар пашенные лошаденка, сложась человек десять и двадцать, а семян яровых покупали у них же, татар, ячмени пуд по рублю и дороже и сеяли яровой хлеб».
В середине XVII в. ясашные качинцы жаловались русскому царю: «Да у нас же, государь, божиею волею, почал поедать сеяной наш хлеб, курлыки и ячмени нахожий гад. Кобылка (саранча.— Л. К.) почала родиться из земли ежегод и на всходе выедает хлеб из корени». Соседи качинцев, аринцы, также сеяли хлеб: ярицу и ячмень25.
В XVII в. среди хакасов были люди, которые специально занимались земледелием. Это хакасы-хлебопашцы. Они жили оседло. В 1622 г. в ясачной книге Енисейска говорилось, что казаки «принесли из Тюлькиной земли государева ясаку с кочев- ных и с пашенных с князца Татуша, Набытая и Базрака с товарищи 100 соболей». В этом документе вполне определенно сказано, что были «кочевые» и «пашенные» люди, т. е. одни вели полукочевой образ жизни скотоводов, а другие — оседлый, занимались хлебопашеством. Последних русские называли еще «сидячими и пешими». Например, к 1639 г. Василий Старков, выбиравший место для строительства острога в устье р. Абакан, докладывал: «Ныне тех кыштымов, которые на том месте живут опрично иных, больше 500 человек, а люди пешие и сидячие». Старков также сообщал, что на Белом Июсе он покупал у кыштымов крупу.
Хакасы-земледельцы находились в зависимом положении и от монгольских феодалов. Об этом мы также узнаем от Василия Старкова: «А выше де того Абакану, вверх по Енисею-реке, на Алтына ево кыштымы человек с шестьдесят и хлеб пашут». Монголы и сами признавали, что хакасы для них сеют хлеб. Монгольский посол Эзан в 1666 г. в Москве просил «в Киргизах» для Алтын-хана «поставить город и пашню пахать». Обосновывал эту просьбу он так: «А наперед сего, при отце его Лоджанове, в Киргизах пашня пахивано». Более того, Алтын- хан хакасов-хлебопашцев уводил к себе в Монголию и там заставлял выращивать хлеб. Эзан рассказывал в Сибирском приказе, что у Лоджана в улусах было 100 человек пленных «киргизов», которые занимаются хлебопашеством26.
Существование у хакасов хлебопашества еще до прихода русских подтверждается наличием своей земледельческой терминологии и названиями месяцев народного календаря. По-ха- касски плуг —салда; серп — оргах; пашня — хыра, тарлаг; всходы — хулгалар; семена — урен; сноп — поом; пшеница — пугдай; овес — сулу; ячмень — кбче, просо — таран, залежь — колей. Хакасский народный календарь показывает, что сентябрь назывался у сагайцев «хыра кисчец ай» или «уртун алчац ай» — месяц сбора жатвы, а у качинцев — «no3ir айы» — месяц урожая.
Будучи земледельцами, хакасы в XVII в. умели приготовлять из зерна крупы и муку. Русские послы не раз сообщали, что они покупали у хакасов «крупы и кырлышную (т. е. гречневую) муку».
Хлеб и зерновые культуры выращивали кыштымы. В урочный час приезжали князья и забирали у них хлеб. Больше всех таким притеснениям подвергались сагайцы, жившие в верховьях Томи, и шорцы. В 40-е годы XVII в. ясачные люди Барсоякова улуса жаловались, что «те воры киргизы, приехав к ним в волость, учали у них на себя прошать алману, и ячмень грабить, и отымать себе сильно». В 1674 г. воевода г. Кузнецка докладывал, что «князец» Серезин, придя со своими людьми на Кондому н Мрассу, «ясашных людей пограбили, и что было у них приготовлено ячменя, и тот ячмень они, киргизские люди, взяли весь без остатку».
Приведенные выше факты свидетельствуют, что, несмотря на значительный регресс, являвшийся следствием монгольских завоеваний и набегов, продолжавшихся в течение 400 лет (с XIII по XVII в.), хакасы сохранили до XVII в. ослабленное, но многоотраслевое земледельческо-скотоводческое хозяйство, имевшее большую экономическую силу еще в период древнехакасского государства VI—XIII в.
Важное место занимала у хакасов охота. Князья, будучи в основном скотоводами, увлекались только облавной верховой охотой (ездили «зверовать»), которая не являлась, в сущности, пушным промыслом. Они сами неоднократно заявляли русским властям, что «за собольми и за бобрами зверовать не умеют, и не природа им». В 1627 г. Дмитрию Черкасову — русскому послу, ездившему «в Киргизы», «князцы» говорили: «Живем в степи, а по лесу на лешнях не зверуем и соболей не добываем». Через два года после посольства Черкасова князья Ишей, Табун, Иштенек и улусные люди казакам, пришедшим к ним за ясаком, сказали: «Ясаку взять негде, сами де соболей не ловим, а емлем де за долг соболи у кыштымов». Охотой занимались кыштымы князей и рядовые хакасы, жившие в таежных районах, и прежде всего оленеводы. Если у кыргызов «и лежат в лабазах и в каменьях упрятаны шубы собольи, горно- сталь, бобровые, волчьи, рысьи и макуилиновые», то это добыча их кыштымов. Сами они «люди служилые (военные.— Л. /(.), на лыжах ходить и зверя добывать не умеют». «Соболишка у киргизских татар в их земле,— по отзыву русских,— плохие, против денежной цены по гривне и по 5 копеек». Кыштымы, которые ходили «в киргизские урочища по речкам и на звериные промысла», охотились и посредством «поставных луков», «которые... ставят на зверей».
Рыбная ловля также являлась подсобным промыслом («едят рыбу и зверя бьют»). Например, для определения времени «кыргызы» пользовались наблюдениями, заимствованными из практики рыболовства: «С Енисея-реки на Июс-реку конем ехать столь далеко, как на Енисее или на Июсе уловят рыбу, и с реки да на реку едучи, та рыба не уснет в то время».
В ясак русские власти в XVII в. принимали далеко не все виды пушнины, которую добывали охотники из числа коренного населения Южной Сибири. Брали только соболя, лисицу, бобра, белку и горностая. Пушнина считалась большим богатством и шла на продажу и на ценные подарки. Оценивая пушной промысел на юге Красноярского края в XVII в., историки приходят к заключению, что «еще до прихода русских естественные запасы соболей в этом районе издревле развитого соболиного промысла были значительно подорваны». Тем не менее в этом районе запасы соболей «на XVII в. можно определить не менее чем в 25—30 тысяч голов». Южносибирский ясак стал особенно ценным в середине XVII в., когда произошло истощение соболиных запасов в Западной Сибири. В 1650 г. был запрещен русский соболиный промысел в Кетском уезде, в 1656 г.— в долине Ангары. Взоры русского правительства обратились на юг, на «Киргизскую землицу», где еще можно было добывать пушнину.
Хозяйство хакасов было натуральным, и ремесленное производство имело домашний характер. Выделывали разного рода войлоки, кожи, шкурки, изготовляли всевозможную одежду — шубы, малахаи, зипуны, шили сапоги, обрабатывали кость и дерево. Богатые хакасы жили в войлочных, а бедные — в убогих берестяных полусферических юртах. Князья чаще обитали в юртах из белой кошмы. Для приезжих русских послов ставились специальные посольские юрты из белого войлока. Русских людей поражали хакасские шубы, сшитые из дорогих мехов и отделанные яркими и красивыми китайскими и персидскими сукнами. В документе 1649 г. сообщается, что у абаканских хакасов были шубы волчьи, лисьи, собольи и из мерлушки. Широко известны хакасские меховые малахаи. Их носили прежде всего богатые — князья и именитые люди. В одном документе 1680 г. говорится, что князь Иренек при встрече с русскими послами «слез с коня, снял малахай».
Ремеслом занимались главным образом улусные люди и кыштымы. Данные о ремесле в источниках отрывочны. Наиболее четко говорится о старинной отрасли — кузнечном деле и о процветании в это время у хакасов самобытного искусства украшения железных изделий серебряной инкрустацией. Когда один из красноярских казаков в 1654 г. нашел возле Сарагаша на Енисее серебряную руду, то сообщалось в Москву, что «в Киргизской, и в Тубинской, и в Алтырской, и в Керельской землях серебряных мастеров, которые из серебра узды делают и по железу набивают добре много». В одном из документов, относящемся к 1682 г., сообщалось о серебряной руде «в Киргизской землице, вверх по Енисею, по правой стороне». Поданным историков, в XVII в. среди качинцев упоминаются мастера-серебряники и мастера по изготовлению седел. Русские воеводы скупали у хакасов искусно сделанные вещи, такие, как пояс «серебром навожен и золочен», «посеребренное гвоздье», и при отъезде увозили все это с собой в Москву. Нет сомнения, что искусство украшать седла, сбруи, воинские пояса излюбленным народным орнаментом, наносимым чеканкой или техникой инкрустации, и умение налагать аппликации из серебряных пластинок на железную основу, а также золочение горячим способом восходят в своем развитии к раннему средневековью. Безусловно, существовали не только местные рудознатцы, но и ювелиры, работавшие с золотом и серебром.
Известными рудокопами, металлургами и кузнецами в XVII в. были давние кыштымы алтырских князей, которых русские так и называли «кузнецкими людьми». Это шорцы и абин- цы, в земле которых казаки уже в 1618 г. построили на р. Томи Кузнецкий острог (хакас. Аба-тура). В документе 1622 г. сказано: «А около Кузнецково острогу на Кондоме и на Мрассе реке стоят горы каменные великие, и в тех горах емлют кузнецкие есачные люди каменье; да то каменье розжигают на дровах и разбивают молотами намелко, а розбив, сеют решетом, а просе- ев, сыплют понемногу в горн, и в том сливаетца железо; и в том железе делают пансыри, бехтерцы, шеломы, копьи, рогатины и сабли и всякое железное, опричь пищалей; и те пансыри и бехтерцы продают колмацким людем на лошади и на коровы и на овцы, а иные есак дают колмацким людем железом же. А кузнецких людей в Кузнецкой земле тысячи с 3 и все те кузнецкие люди горазды делать всякое кузнецкое дело». Как видим, кроме ал- тырцев и русских «кузнецких людей» старались обложить ясаком и джунгары, захватившие к тому времени Алтай.
Шорцы-кыштымы славились производством орудий труда: топоров, корнекопалок, котлов и сельскохозяйственного инвентаря. Большого мастерства достигли они в изготовлении военного снаряжения: сабель, копий, рогатин, наконечников стрел, доспехов и шлемов. Высоко ценились шорские куяки — панцири. Даже русские казаки, имевшие вооружение лучшее, чем их противники, всегда стремились приобрести шорские куяки, которые отличались удобством и прочностью. Покупали их за большие деньги.
Воины хакасских князей к концу XVII в. все были одеты в такие доспехи. Шорцы обеспечивали военным снаряжением не только хакасских князей, но, по-видимому, и всю монгольскую и джунгарскую рать, платя им албан своими изделиями. Так, в 1657 г. монгольский хан приказал, чтоб ясачные люди Кондомских волостей «сделали ему, Лоуджану, 1000 куяков, а на Мрассе б сделали 1000 куяков. А будет де ясашные люди на Кондоме и на Мрассе ему, Лоуджану, 2000 куяков не сделают, и он де хочет послать своих людей войною на кондомских и на мрасских ясачных и велит воевать, а с женами и с детьми в полон имать».
Кроме того, шорцы изготовляли свои изделия и для продажи. Покупали у них воинское снаряжение и вообще всякие предметы из железа и монголы, и джунгары, и хакасы. Например, в мае 1644 г. один шорец, прибежавший в Кузнецк, сообщил, что через их волости «в Киргизскую землю» идут джунгары в составе 8 тыс. человек, «а идучи по Кондоме и по Мрассе, у государевых ясачных людей покупают куяки и шеломы, и стрелы, и копья, и всякое железо». Нередко свою продукцию шорцы меняли на скот.
Однако царское правительство запрещало шорцам производить куяки, шлемы, копья, рогатины и другое военное снаряжение для продажи. В 1641 г. жители Мрасских и Кондомских волостей на такое запрещение ответили, «что им, ясачным людям, куяки и шапки железные и всякую ратную сбрую черным и белым калмыкам продавать и на лошадей менять необходимо, так как тем де мы, ясачные люди, и живем». Посланные к шорцам казаки сообщали, что «ясачные люди, кондом- ские и мрасские, приготовили на продажу черным и белым калмыкам больше двух тысяч куяков и шапок железных против того же» 27.
Остальные ремесла у хакасов, вероятно, еще не обособились от сельского хозяйства, и значительная часть продукции хакасских ремесел производилась для себя в каждом хозяйстве. К сожалению, сообщения источников о ремесле коренного населения Южной Сибири очень скудны.
Торговые связи хакасов с другими народами в XVII в. были довольно развитыми. Чужеземные купцы постоянно приезжали в Хакасию, но нередко и сами хакасы отправлялись в чужие страны. Продолжал активно действовать старый торговый путь через Туву и Монголию в Китай. Посредниками-купцами по- прежнему являлись купцы среднеазиатского происхождения, так называемые «бухарцы», а также монголы. Хакасы и сами бывали в Китае. Однажды, в 20-е годы XVII в., томский воевода потребовал от князя Кочебея выкуп за сына: камку желтую и барса. Кочебей «посылал для камки и для барса в Китайское государство и как ему из Китайского государства камку желтую на золоте да барса привезли». Привозили из Китая и другие предметы роскоши и чай.
После строительства Томского острога начинают устанавливаться торговые связи хакасов с русскими. В 1624 г. томские воеводы Афанасий Гагарин и Семен Дивов отправили «в Киргизы на подводах торговати своими товары томского казака Ивашку Широкого с товарищи шести человек». В 1646 г. Петр Копылов был у хакасов с посольством и во время переговоров предлагал «князцам»: «В Томской бы город со всякими товарами торговать приходили безопасно». Хакасы приняли предложение Копылова. Через три года, в 1649 г., в одном документе говорится: «Августа в 12-й день приехали из Киргиз киргизские князцы с торгом под Томской город... и под Томском поторговались»28. Сообщается, что в 1639 г. кыргызы в Красноярск и Енисейск «в те остроги с торгом с животиною, с коровами шли». Но самые широкие торговые отношения между хакасами и русскими завязываются с основанием Красноярского острога. С этого времени и сами красноярцы за скотом стали ездить на Абакан и Уйбат. Известно, например, что летом 1678 г. красноярский казак Данила Саломатов в улусе у «князца» Шарло «купил себе баранов и овец шестерых, да корову, да бычка и, сделав плот, поплыл в Красноярской». Покупали русские и хакасские куяки, которые стоили дорого.
В Хакасию русские везли сукна, породистых лошадей, котлы, посуду, а случалось, и запрещенные товары: порох, свинец и пищали (ружья). В 1627 г. во время переговоров с Дмитрием Черкасовым хакасы отмечали: «Которые де преж сего служилые люди у нас бывали, и пищали нам свои продавали, п за те свои пищали имали у нас зверем: собольми, и бобрами, и иною всякою мягкою рухлядью большою доброю ценою».
В 1653 г. красноярские власти обнаружили, что у качинцев и аринцев появились пищали. Было решено разузнать, откуда они достали эти ружья. На допросах выяснили, что Абий Ко- жераков «купил де ту пищал у красноярского служилого человека у Андрюшки Сорокина — дал за нее коня», Секира Серков купил «пищал у томского служилого человека у Юшки Шадрихина — дал за ту пищал корову, да бобра, да соболя», а Алыка ружье приобрел у тобольского сына боярского Ивана Астраханца за «быка да два соболя».
Оружие продавали не только казаки, но и сами воеводы. Красноярские служилые люди в 1698 г. во время бунта жаловались царю на воеводу Алексея Башковского, что он «посылал в Киргизскую немирную орду своего человека Аргамачка с свинцом, порохом, добрыми конями и с разными товарами»29. «А иные калмацкие пищали привозят из калмаков»,— сообщают документы. В результате к концу века хакасские воины выезжали на бой «с ружьем, с пищалми, и с копьи, и с сайдаки, и с сабли, в пансырях, и куяках и иных воинских доспехах». В октябре 1692 г. в Красноярск прибыли торговые люди Михаил Остафьев, приказчик ярославского купца Семена Лузина Иван Борисов, каргополец Петр Федоров и тобольский житель Андрей Заровня. Они сообщили: «Пришли де они из Киргизской земли в Караульный острог и из Караульного острога в Красноярской с товары своими» .
Активную торговлю в Хакасии вели бухарские купцы. Они имели торговую факторию в Томске и в 1626 г. выезжали с торгом в «кыргызские земли»; в 1627 г. «бухарцев в Киргизы торговати отпускати не велено». Но в Хакасии они жили годами, завозили сюда персидские, китайские и среднеазиатские товары. Через русские земли к хакасам приезжали даже греческие купцы — Мурсада и Иван, которые «живали в Киргизской земле за торговыми своими промыслами» продолжительное время.
На внешний рынок хакасы отправляли чаще всего пушнину и скот. Они обменивали их на восточные ткани и пряности. У отдельных князей в сундуках накапливались немалые богатства. Не случайно Яков Тухачевский во время похода «на киргизов» в 1641 г. в улусе Ишея и Иченея «отобрал» 8 тыс. акше (ахча по-хакасски означает «деньги»).
Более широкому развитию торговли хакасов с другими народами в XVII в. часто мешали столкновения монгольских и джунгарских ханов.
Плоды цивилизаций Запада и Востока в XVII в. до хакасов доходили главным образом через торговые сношения, и воздействовали они в основном на господствующую верхушку. Феодалы носил.и русские кафтаны-однорядки, шили национальные костюмы из дорогих суконных, шелковых, парчовых и плюшевых тканей, привезенных из-за границы, имели дорогую посуду и знали монгольскую грамоту. К 30-м годам XVII в. в быту хакасов было так много русских товаров, что они платили часть албана азиатским ханам русскими изделиями. В 1631 г. хакас по имени Еник, приехав в Томск в качестве переводчика монгольских послов, рассказал воеводе, что кыргызские князья монгольским и джунгарским ханам «ясак с себя дают русскими товары: однорядками, и котлами, и тазами медными, и блюдами оловянными».
У хакасов в XVII в. еще была своя руноподобная письменность, которой пользовались их предки в VII—XIII вв. Правда, есть одно загадочное сообщение от 1701 г. о дополнении к русско-хакасскому договору, составленному в «Киргизской землице»: «У подлинного договору написано в конце татарским письмом; а что написано, того перевесть в Красноярске некому». Ясно, что дополнение к договору было написано не «калмыцким письмом», на котором составлялись документы, понятные красноярским переводчикам, а «татарским письмом». Какой была эта письменность, на которой сделана приписка, остается неясным. В переговорах, предшествовавших заключению этого договора, участвовал «езерский судья Ажо». Вероятно, он вел и судопроизводство среди хакасов на этой «татарской» письменности. О ней же говорится в указе Москвы 1644 г. тобольскому воеводе: «И он бы, Контайша, присылал к вам в Тоболеск листы татарским письмом, а колмацким письмом в Табольск листов не присылал для того, что кол- мацкого письма и на Москве перевесть некому». Значит, в то время в Москве имелись толмачи, умевшие читать «татарское письмо» и переводить его на русский. Исключено, что хакасы применяли арабскую письменность, которая тогда была в ходу у тюркоязычных народов Средней Азии и Восточной Европы. На Енисее ее не знали.
Как мы уже говорили, хакасы пользовались и монгольской («калмыцкой») письменностью, которая в ту пору также имела международный характер. Например, князь Иренек письма русскому царю писал на монгольском языке. Известны три его письма, адресованные царю. Два из них (от 1678 и 1683 гг.) сохранились в подлиннике, а третье письмо (1682 г.)—в копии. Современные монголисты утверждают, что написаны они недостаточно грамотно и не выдерживают строгих требований в отношении языка и стиля, которые давно были выработаны джунгарами.
Можно полагать, что и сам Иренек владел монгольской письменностью. Он и в Красноярск посылал листы «калмыцким письмом». Второстепенные «князцы», подчинявшиеся Иренеку, тоже пользовались этим письмом. Некоторые подписи тубин- ских князей сделаны монгольскими буквами. Даже среди «улусных мужиков» встречались люди, которые «по-мугальски писать и читать умеют».
Что касается князя Иренека, то он имел близкие родственные связи с хунтайджи, часто бывал в Джунгарии и жил там подолгу.
Знатные хакасы предпочитали родниться с джунгарами и монголами. Некоторые князья были женаты на калмычках- джунгарках. Абахай, жена князя Кочебая, была сестрой известного джунгарского хунтайджи Хара-Хулы. В 1642 г. джунгарский Батур-хунтайджи назвал Исеня, сына князя Бехтеня, своим племянником.
Результатом влияния монголов являлось широкое распространение в XVII в. среди хакасов монгольского языка. Можно считать, что для князей монгольский язык стал вторым родным языком. Следует отметить, что под воздействием монголов на протяжении XV—XVII вв. произошли значительные изменения в антропологическом типе хакасов в сторону большей его мон- голизации. К XVIII в., очевидно, сложились уже все современные особенности антропологического вида качинцев, сагайцев, кызыльцев и бельтиров. Стали преобладать черные глаза и волосы, у степных качинцев возникли широколицесть и скуластость. Но древняя европеондность сагайцев, кызыльцев и бель- тир осталась в форме головы, узколицести, в нередко встречающихся каштановых и светлых волосах и глазах. Воспоминания об европеоидности сохранялись в XVIII в. По сведениям академика И. Фишера, посетившего Хакасию в 1741 г., кызыльцы получили свое название («хызыл» — красный) «из-за рыжих волос, которые будто бы были у их предков; ибо это среди татар большая редкость».
Уже в начале XVII в. многие князья хорошо владели и русским языком. Русские воеводы, как и монгольские ханы, постоянно использовали хакасских князей в своих посольствах в качестве переводчиков. Переводили послам с русского на монгольский и с монгольского на русский князья Кара, Кончебай и «киргишенин Енечко» 30.
Влияние русской народной культуры на хакасов распространялось с начала XVII в., и шло оно прежде всего через торговые связи и непосредственное общение. Особенно сильным было русское воздействие на красноярских качинцев, аринцев и плененных «кыргызов», которые крестились и зачислялись на службу к русской администрации.
В целом же культурный уровень хакасского народа в XVII в. был невысоким. Люди жили в темноте и невежестве. Постоянные войны и полукочевой быт способствовали сохранению отсталости коренного населения.
По религиозным верованиям хакасы в XVII в. оставались шаманистами. Из русских документов известно, что в это время в Хакасию приезжали мусульманские муллы и монгольские ламы. Русские попы Красноярского острога принудительно крестили хакасов, попавших в плен, и старались обратить в православие «подгородных» качинцев и аринцев. Но основная масса коренного населения Хакасско-Минусинской котловины в ту пору воздействию других религий не поддавалась. Наибольшее старание в религиозной пропаганде в Хакасии прилагали монгольские ламы, которые подолгу жили в «Киргизской землице», строили свои кумирни и субурганы. Ламаистками были, очевидно, не только монгольские жены хакасских князей, но, возможно, и часть знати, тесно связанная родственными узами со знатью монгольских государств. Может быть, не случайно один из князей начала XVII в. носил имя Номча, что буквально значит «проповедник священного писания», или закона божьего (ном — священное писание).
Но в целом хакасы, как мы уже говорили, оставались шаманистами. В XVII в. русские люди наблюдали у хакасов несколько видов языческих обрядов. Так, у них существовал древний хакасский обряд трупосожжения. Известны факты сожжения воинов, убитых в бою. Об этом свидетельствуют два документа. В первом из них рассказывается о том, что «кыргызы, тубинцы, езерцы, алтырцы, моторцы, байкотовцы» во главе с князцем Иренеком в сентябре 1679 г. осаждали Красноярский острог. Потеряв в бою значительную часть своих сил, они перед уходом «побитых своих татар жгли». Во втором документе, относящемся к 1700 г., говорится, что хакасские воины после неудачного боя с казаками «побежали врознь лесами и нужными местами, а побитых своих людей тела, бегучи, жгли в сенных стогах».
Известны были у хакасов в XVII в. и обряды языческих присяг, которые русские называли шертью. Сообщается о трех видах присяг. Первая — эта клятва на убитой собаке. Собаку разрубали саблей, проходили между двумя ее частями и произносили клятву. Иногда для подтверждения верности присяге пили собачью кровь. В 1627 г. русский посол Дмитрий Черкасов сообщал, что князья, съехавшись к Кочебаю в улус, дали шерть: «Убив собаку и выточа кровь, и тое свежую собачью кровь пили».
Клятва на убитой собаке, как отмечает С. В. Бахрушин, является старинным тюркским обрядом, который встречался в XVII в. также и у якутов. Второй вид шерти — это когда с клятвою «хлеб с ножа ели». Данная форма клятвы, утверждает С. В. Бахрушин, напоминает хантскую присягу. Третья форма присяги хакасов — «пить золото и вино». Она была наиболее распространенной и считалась самой верной. Иван Ко- быльский, принимавший в 1642 г. у хакасов присягу, писал, что «шертовали де государю по своей вере самою крепкою шертью — пили золото». Князь Иренек в 1683 г., присягая перед русскими послами Иваном Петровым и Андреев Поспеловым, говорил: «Пью же я великих государей вино и золото». В отчете об этой клятве послы писали: «И на том договоре Еренак учинил шерть: налил чашку вина и, золото положа, выпил». Аналогичная присяга — «пить золото и вино» — существовала в XVII в. у монголов и угро-финских племен Сибири31.
Во время шерти хакасы произносили на своем языке заклинания, которые русским были непонятны. Поэтому со временем русские стали сочинять свои тексты присяг. Смысл воеводских текстов присяг заключался в том, чтобы заставить шер- тующих беспрекословно повиноваться русскому государю. Порой для достижения этой цели придумывались грозные клятвы, чтобы присягающие боялись нарушить свою шерть. В качестве примера можно привести следующую клятву: «За их неправду рыбы и зверя в поле и птицы не добыта, и... с женами, и с детьми, и со всеми своими людьми помереть голодною смертью, и... со всем своим животом, и скотом напрасно погибнуть и чтоб их государьская хлеб и соль по земле не носила, а как по земле поедут и пойдут, их бы земля поглотила, а как по воде поедут, их бы вода потопила». При объявлении войны хакасы посылали стрелы. Такой обычай существовал и у многих сибирских народностей (например, у хантов).
Все обряды являются древними по своему происхождению и свидетельствуют о смешении старинных обычаев тюрков и монголов с местными обычаями угро-финских племен, а обряд трупосожжения показывает прямую связь хакасов XVII в. с их предками, появившимися здесь во II—I вв. до н. э.
Источник: Текст - История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов