Ассимиляция красноярских качинцев и аринцев русским населением - ХАКАСИЯ В XVII —НАЧАЛЕ XVIII в.
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 1975
В конце XVI — начале XVII в. северные границы Езерского княжества включали в себя тот район Среднего Енисея, где позже был построен Красноярск. Русские назвали этот район «Тюлькинской землицей» и определяли его границы от Большого порога на севере до р. Бирюсы на юге. В «Тюлькинской землице» северную часть занимали остяки (арины), а южную — качинцы. Возглавлявший эту землю князь Тюлька (хакас. Тюльгю, рус. «Лиса») был качинцем. В документе 1607 г. говорится, что «живет де тот Тюлкин сын со своими остяками податью к киргисским людям, и ясак в прежних годах давал тот Тюлкин сын киргисским людям, а надеются на тех же киргисцов, что государю ясак не платят». Но в 1609 г. «тот Кобытя Тюлкин сын» впервые дал ясак в Кетский острог «два сорока соболишков». «Тюлькинская землица» делилась русскими на две волости — Качинскую и Аринскую. Накануне основания Красноярского острога «Тюлькинская землица» из русских документов исчезает, и появляются из ее бывших волостей две новые «землицы» — Качинская и Аринская.
В «Качинской землице» с древности жили ызырцы — часть тех качинцев, которые обитали в Ызырском княжестве, расположенном от района Красного Яра на севере до Абаканской степи на юге. Река, в бассейне которой находился центр северных ызырцев, называлась Ызыр-сух. По данным Г. Ф. Миллера, качинцы и в XVIII в. называли себя «Ызыр-кичи», т. е. люди сеока ызыр, или ызырцы11. Русские казаки, придя на Енисей, ызырцев северной части «Езерской землицы» назвали ка- чинцами (по их общему самоназванию хаас/хаач), а их реку — Качей.
Качинская земля как отдельная «землица» впервые упоминается в архивных источниках в 1626 г., а в 1628 г. в этой «землице» был построен Красноярский острог. В первое время острог назывался Качинским. После этого северную границу Езерского княжества русские отодвинули с р. Ызыр намного южнее Красноярского острога. Красноярские качинцы, являвшиеся жителями северной части «Киргизской землицы», оказались оторванными от основной массы своих южных сородичей.
После того как Красноярск начал именоваться городом, обитатели Качинской и Аринской «землиц» стали называться в документах «подгородными татарами». Красноярские качинцы до последней четверти XVII в. имели четыре улуса: Базараков, Тайларов, Кужераков и Мунгатов. В начале 80-х годов XVII в. 12 тубинцев во главе с Корма Кояновым, прикочевавших еще в конце 60-х годов, присоединились к красноярским качинцам и образовали пятый улус «Качинской землицы» — Тубинский. В течение XVII в. большинство качинских улусов все время меняло свои названия: Базараков улус стал Силочиным, Тайларов — Кубановым, Кужераков — Татаровым. Наименования Мунгатского и Тубинского улусов оставались неизменными. Все названия качинских улусов, за исключением Тубинского, происходят от имени возглавлявших их лиц. Основные земли красноярских качинцев по-прежнему находились в бассейне р. Ызыр.
Аринцы входили в «Тюлькинскую землицу» на правах волости. Во главе полуотюреченных аринцев стояла качинская знать. Первым князем «Аринской землицы» был Татуш — сын князя-качинца Тюльки. Первоначально названия улусов здесь тоже менялись. Только с 1642 г. у аринцев устанавливается определенный состав улусов и волостей, который без изменения перешел в XVIII в. С 40-х годов XVII в. в «Аринской землице» постоянными были четыре улуса — Татушев, Абытаев, Канби- рев, Щербаков и две волости — Веселовская и Ястынская. Аринцы жили севернее Красноярского острога по обеим сторонам Енисея (от устья р. Качи до устья р. Сполошной).
За XVII столетие общее количество коренных жителей, проживавших в районе Красноярска, заметно увеличилось. Если в 1658 г. под Красноярском всех плативших ясак было 158 человек, то в 1700 г. их стало уже 190 человек. При этом число аринцев-ясакоплательщиков сократилось со 100 до 81 человека, а количество ясачных качинцев возросло с 58 до 109 человек, т. е. почти в два раза 12. Резкое увеличение численности «подгородных» качинцев наряду с естественным их ростом объясняется еще и тем, что в течение XVIII в. часть отюреченных аринцев записалась качинцами.
Многовековой процесс тюркизации аринцев завершился в первой трети XVIII в. Об этом сообщает Г. Ф. Миллер, который в 1735 г. узнал у аринцев, что они все говорят на «татарском» языке, т. е. на хакасском. Среди них он нашел только одного аринца, знавшего свой язык13.
В старой литературе существует ошибочное мнение о том, что все красноярские качинцы и аринцы якобы переселились из-под Красноярска на юг Сибири. Версию о миграции качин- цев и аринцев выдвинул впервые Г. Ф. Миллер. В последующее время она повторялась исследователями, касавшимися истории коренных жителей Хакасско-Минусинской котловины. Они считали, что после угона «киргизов» в 1703 г. в Джунгарию их земли запустели, а качинцы и аринцы перешли на эти земли и, смешавшись с оставшимися здесь киргизами, создали ядро современной хакасской народности. При этом сторонники указанной концепции, решая вопрос о переселении качинцев в бассейн Абакана, опираются в основном на легенды, которые историческими источниками не подтверждаются. Правда, отдельные документы указывают на факты откочевки качинцев «в Киргизы», но наряду с ними имеются источники, свидетельствующие о возвращении этих ушедших обратно под Красноярск. Материалы Сибирского приказа показывают, что в большинстве случаев уехавшие «в Киргизы» качинцы и аринцы через несколько лет вновь появляются на своих землях. Так, в 1639 г. все качинцы и аринцы уехали «в Киргизы». Но через два-три года их имена снова значились в ясачных книгах Красноярского уезда.
Широко известен набег кыргызов на «подгородных татар» в сентябре 1679 г. В результате его все качинцы и аринцы были угнаны «в Киргизы». Но и после этого поголовного увода через год все они до единого человека вернулись в свои земли.
В ясачных книгах XVII в. часто сообщается, что качинцы и аринцы «изменили государю и отъехали в Киргизы» или же «государю де били челом и из Киргиз выехали на старые свои кочевья».
Анализ документов XVII—XIX вв. не подтверждает концепцию о полном переселении качинцев и аринцев на юг Сибири и заполнении якобы образовавшейся после 1703 г. мнимой пустоты в абаканских степях. Материалы доказывают, что основная масса качинцев и аринцев всегда продолжала жить в районе Красноярска. Ясачные книги о численности ясакопла- телыциков у качинцев и аринцев, проживавших в XVII и в первой половине XVIII в. под Красноярском, показывают: в 1657 г. их насчитывалось 157 человек, в 1662 г.— 165, в 1700 г.— 190, в 1712 г.— 170 и в 1735 г.— 294 человека.
Качинцы и аринцы и в XIX в. продолжали жить под Красноярском. В документе, относящемся к 1824 г., говорится, что «подгородных инородцев» насчитывается 211, а в источнике 1883 г.— 153 ревизских души14. По данным 1883 г., количество ясачных под Красноярском по сравнению с 1824 г. сократилось на 58 человек, но это объясняется переходом некоторой части их в сословие крестьян. В Красноярском краевом архиве хранятся документы об официальном переходе обрусевших «подгородных инородцев» в сословие крестьян.
Ясачные книги отмечают, что северные ызырцы со времени прихода русских на Енисей стали обособляться от родственных им абаканских ызырцев, по-прежнему оставаясь на своих землях под Красноярском. Так, в 1700 г. «подгородных» качинцев и аринцев, плативших ясак, насчитывалось 190 человек, а в 1824 г. их стало 211 человек. Абаканских качинцев, по сведениям 1827 г., было 2828 ревизских душ. Очевидно, что абаканские качинцы не могли произойти от красноярских и численно вырасти за 127 лет более чем в 14 раз. Ведь в это время под Красноярском количество качинцев не уменьшилось, а увеличилось. Для четырнадцатикратного роста качинцев в те времена не было ни экономических, ни социальных предпосылок. Версия о полном переселении качинцев и аринцев на юг Сибири не подтверждается, и, следовательно, красноярские качинцы и аринцы в формировании современных хакасов не сыграли особой роли и не вошли в состав ядра хакасского народа.
Очевидно, что абаканские качинцы издревле жили на юге, по левому берегу Енисея и при устье Абакана, составляя основное население Ызырского княжества, ибо и там сеок ызыр был главенствующим, как и на севере.
Что касается отюреченных аринцев, то они уже к началу XVII в. слились с северными качинцами, и их этноним постепенно перестал употребляться в русских документах. К началу XVIII в. все красноярские ясачные люди значатся «подгородными качинцами», или татарами. К середине этого столетия они в основном были ассимилированы под Красноярском русским населением.
Основных качинцев, обитавших на юге Сибири, в XIX в. называли абаканскими или минусинскими качинцами. Среди них есть несколько фамилий, относящихся к сеоку ара, но они настолько малочисленны, что не могли сыграть заметной роли в формировании хакасской народности 15.
Красноярские качинцы в XVII в. вели земледельческо-скотоводческое полуоседлое хозяйство. Они имели «городки», т. е. укрепленные крепости. Чтобы сдавать ясак, часть из них охотилась в начале зимы на пушных зверей, а также на крупных парнокопытных — лосей, оленей, косуль. Имущественная дифференциация в их обществе зашла далеко: кроме князей были «лучшие улусные люди — ясаулы», имевшие своих рабов, которые работали на пашнях и пасли скот. Рабов приобретали не только из числа военнопленных, но и путем купли-продажи. Захваченных в плен продавали в города русским людям. Улусы возглавлялись родоначальниками. Среди красноярских качинцев существовали специалисты-ремесленники по изготовле- «ию сложных луков (их заказывали и русские казаки), выделке кож и пушнины, пошиву шуб, тулупов, кожаной обуви, изготовлению «седел красных добрых» (их продавали казакам), .саадаков (колчанов и налучий), кошм. Упоминается мастер — «серебряник» и ювелир, который изготовлял инкрустированные серебром железные накладки на седла и панцири, а .также серьги и другие женские украшения.
На войну качинцы и аринцы выезжали «в куяках и панцирях», «в бумажниках» и в «наручниках мунгальских», с шишаками и шлемами на головах, вооруженные «сулемами» (саблями). Русские охотно, хотя и недешево, приобретали у них предметы восточного происхождения. Особенно ценились «куя- ки добрые под сукном», за которые платили до 10 рублей за штуку. Среди качинцев были и свои торговцы; в обращении находились русские деньги, продавались русские и восточные товары. Некоторые из качинцев знали не только русский, но и монгольский язык. Они пользовались монгольской письменностью, проникшей и на берега р. Качи. Их религией был шаманизм.
После сооружения острога качинцы стали добиваться перехода в православную веру, с тем чтобы переписаться из сословия ясачных в разряд «служилых» воинских людей, которым выплачивалось царское жалованье. Дело в том, что ясачных «подгородных татар» постоянно принуждали исполнять воинскую службу не только по охране и защите Красноярска, но и посылали вместе с казаками в грабительские военные походы на «киргизов», бурят, канских и других кыштымов. Царское правительство, боясь сокращения ясака, поступавшего в казну, запрещало крестить качинцев и переходить им в разряды «служилых людей» или «подгородных» крестьян. Но постепенно любившие мзду воеводы переводили их в сословие «освобожденных от ясака служилых татар», исполнявших «государеву службу». Сразу после основания Красноярска в 1628 г. князь Татуш перешел на государеву службу и получал жалованье 6 руб. в год, а его сыновья — 5 и 2 руб. Выдавали им и продовольствие.
Классовая борьба объединяла обедневших русских и хакасов. Она проявлялась иной раз в бегстве на окраины, за пределы досягаемости властей. В 1688 г. большая группа служилых людей, пашенных крестьян, ссыльных и ясачных бежала из Красноярска, вверх по Енисею, в хакасскую землю. Известно также, что северные качинцы совместно с русскими казаками участвовали в Красноярском бунте 1695—1699 гг. Возглавляли их опытные воины Корочан Тайларов и Кочка Торомов, резко выступавшие против воевод — лихоимцев и грабителей.
В 1699 г. красноярские качинцы писали царю Петру I: «И мы, холопи и сироты твои природные, служим в Красноярском из древних лет, как и Красноярской город поставили на границе, заедино с казаками головы свои складываем, и в походы воинских людей калмыков и киргиз деды наши и отцы и братья побиты многие на боях... и измены нашие никакие не бывало». К концу столетия правительство создало служилую .аристократию среди местного аборигенного населения, на которую оно могло опираться и которая держала в повиновении своих соплеменников. «Служилые татары» приобрели со временем все казачьи права и жили в достатке |6.
К середине XIX в. «недостаточные» (т. е. обедневшие) служилые качинцы были переписаны в «подгородных» крестьян л постепенно обрусели.
Источник: Текст - История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов