В конце XVI — начале XVII в. северные границы Езерского княжества включали в себя тот район Среднего Енисея, где позже был построен Красноярск. Русские назвали этот район «Тюлькинской землицей» и определяли его границы от Боль­шого порога на севере до р. Бирюсы на юге. В «Тюлькинской землице» северную часть занимали остяки (арины), а южную — качинцы. Возглавлявший эту землю князь Тюлька (хакас. Тюльгю, рус. «Лиса») был качинцем. В документе 1607 г. го­ворится, что «живет де тот Тюлкин сын со своими остяками податью к киргисским людям, и ясак в прежних годах давал тот Тюлкин сын киргисским людям, а надеются на тех же киргисцов, что государю ясак не платят». Но в 1609 г. «тот Кобытя Тюлкин сын» впервые дал ясак в Кетский острог «два сорока соболишков». «Тюлькинская землица» делилась рус­скими на две волости — Качинскую и Аринскую. Накануне ос­нования Красноярского острога «Тюлькинская землица» из рус­ских документов исчезает, и появляются из ее бывших воло­стей две новые «землицы» — Качинская и Аринская.

В «Качинской землице» с древности жили ызырцы — часть тех качинцев, которые обитали в Ызырском княжестве, распо­ложенном от района Красного Яра на севере до Абаканской степи на юге. Река, в бассейне которой находился центр се­верных ызырцев, называлась Ызыр-сух. По данным Г. Ф. Мил­лера, качинцы и в XVIII в. называли себя «Ызыр-кичи», т. е. люди сеока ызыр, или ызырцы11. Русские казаки, придя на Ени­сей, ызырцев северной части «Езерской землицы» назвали ка- чинцами (по их общему самоназванию хаас/хаач), а их реку — Качей.

Качинская земля как отдельная «землица» впервые упоми­нается в архивных источниках в 1626 г., а в 1628 г. в этой «землице» был построен Красноярский острог. В первое время острог назывался Качинским. После этого северную границу Езерского княжества русские отодвинули с р. Ызыр намного южнее Красноярского острога. Красноярские качинцы, являв­шиеся жителями северной части «Киргизской землицы», оказа­лись оторванными от основной массы своих южных сородичей.

После того как Красноярск начал именоваться городом, оби­татели Качинской и Аринской «землиц» стали называться в до­кументах «подгородными татарами». Красноярские качинцы до последней четверти XVII в. имели четыре улуса: Базараков, Тайларов, Кужераков и Мунгатов. В начале 80-х годов XVII в. 12 тубинцев во главе с Корма Кояновым, прикочевавших еще в конце 60-х годов, присоединились к красноярским качинцам и образовали пятый улус «Качинской землицы» — Тубинский. В течение XVII в. большинство качинских улусов все время ме­няло свои названия: Базараков улус стал Силочиным, Тайла­ров — Кубановым, Кужераков — Татаровым. Наименования Мунгатского и Тубинского улусов оставались неизменными. Все названия качинских улусов, за исключением Тубинского, про­исходят от имени возглавлявших их лиц. Основные земли крас­ноярских качинцев по-прежнему находились в бассейне р. Ызыр.

Аринцы входили в «Тюлькинскую землицу» на правах воло­сти. Во главе полуотюреченных аринцев стояла качинская знать. Первым князем «Аринской землицы» был Татуш — сын князя-качинца Тюльки. Первоначально названия улусов здесь тоже менялись. Только с 1642 г. у аринцев устанавливается оп­ределенный состав улусов и волостей, который без изменения перешел в XVIII в. С 40-х годов XVII в. в «Аринской землице» постоянными были четыре улуса — Татушев, Абытаев, Канби- рев, Щербаков и две волости — Веселовская и Ястынская. Арин­цы жили севернее Красноярского острога по обеим сторонам Енисея (от устья р. Качи до устья р. Сполошной).

За XVII столетие общее количество коренных жителей, про­живавших в районе Красноярска, заметно увеличилось. Если в 1658 г. под Красноярском всех плативших ясак было 158 че­ловек, то в 1700 г. их стало уже 190 человек. При этом число аринцев-ясакоплательщиков сократилось со 100 до 81 чело­века, а количество ясачных качинцев возросло с 58 до 109 че­ловек, т. е. почти в два раза 12. Резкое увеличение численности «подгородных» качинцев наряду с естественным их ростом объ­ясняется еще и тем, что в течение XVIII в. часть отюреченных аринцев записалась качинцами.

Многовековой процесс тюркизации аринцев завершился в первой трети XVIII в. Об этом сообщает Г. Ф. Миллер, кото­рый в 1735 г. узнал у аринцев, что они все говорят на «та­тарском» языке, т. е. на хакасском. Среди них он нашел толь­ко одного аринца, знавшего свой язык13.

В старой литературе существует ошибочное мнение о том, что все красноярские качинцы и аринцы якобы переселились из-под Красноярска на юг Сибири. Версию о миграции качин- цев и аринцев выдвинул впервые Г. Ф. Миллер. В последующее время она повторялась исследователями, касавшимися истории коренных жителей Хакасско-Минусинской котловины. Они счи­тали, что после угона «киргизов» в 1703 г. в Джунгарию их земли запустели, а качинцы и аринцы перешли на эти земли и, смешавшись с оставшимися здесь киргизами, создали ядро современной хакасской народности. При этом сторонники ука­занной концепции, решая вопрос о переселении качинцев в бассейн Абакана, опираются в основном на легенды, которые историческими источниками не подтверждаются. Правда, от­дельные документы указывают на факты откочевки качинцев «в Киргизы», но наряду с ними имеются источники, свидетель­ствующие о возвращении этих ушедших обратно под Красно­ярск. Материалы Сибирского приказа показывают, что в боль­шинстве случаев уехавшие «в Киргизы» качинцы и аринцы через несколько лет вновь появляются на своих землях. Так, в 1639 г. все качинцы и аринцы уехали «в Киргизы». Но через два-три года их имена снова значились в ясачных книгах Крас­ноярского уезда.

Широко известен набег кыргызов на «подгородных татар» в сентябре 1679 г. В результате его все качинцы и аринцы были угнаны «в Киргизы». Но и после этого поголовного увода через год все они до единого человека вернулись в свои земли.

В ясачных книгах XVII в. часто сообщается, что качинцы и аринцы «изменили государю и отъехали в Киргизы» или же «государю де били челом и из Киргиз выехали на старые свои кочевья».

Анализ документов XVII—XIX вв. не подтверждает концеп­цию о полном переселении качинцев и аринцев на юг Сибири и заполнении якобы образовавшейся после 1703 г. мнимой пу­стоты в абаканских степях. Материалы доказывают, что ос­новная масса качинцев и аринцев всегда продолжала жить в районе Красноярска. Ясачные книги о численности ясакопла- телыциков у качинцев и аринцев, проживавших в XVII и в первой половине XVIII в. под Красноярском, показывают: в 1657 г. их насчитывалось 157 человек, в 1662 г.— 165, в 1700 г.— 190, в 1712 г.— 170 и в 1735 г.— 294 человека.

Качинцы и аринцы и в XIX в. продолжали жить под Крас­ноярском. В документе, относящемся к 1824 г., говорится, что «подгородных инородцев» насчитывается 211, а в источнике 1883 г.— 153 ревизских души14. По данным 1883 г., количество ясачных под Красноярском по сравнению с 1824 г. сократилось на 58 человек, но это объясняется переходом некоторой части их в сословие крестьян. В Красноярском краевом архиве хра­нятся документы об официальном переходе обрусевших «под­городных инородцев» в сословие крестьян.

Ясачные книги отмечают, что северные ызырцы со времени прихода русских на Енисей стали обособляться от родственных им абаканских ызырцев, по-прежнему оставаясь на своих зем­лях под Красноярском. Так, в 1700 г. «подгородных» качинцев и аринцев, плативших ясак, насчитывалось 190 человек, а в 1824 г. их стало 211 человек. Абаканских качинцев, по сведе­ниям 1827 г., было 2828 ревизских душ. Очевидно, что абакан­ские качинцы не могли произойти от красноярских и численно вырасти за 127 лет более чем в 14 раз. Ведь в это время под Красноярском количество качинцев не уменьшилось, а увеличи­лось. Для четырнадцатикратного роста качинцев в те времена не было ни экономических, ни социальных предпосылок. Версия о полном переселении качинцев и аринцев на юг Сибири не подтверждается, и, следовательно, красноярские качинцы и аринцы в формировании современных хакасов не сыграли осо­бой роли и не вошли в состав ядра хакасского народа.

Очевидно, что абаканские качинцы издревле жили на юге, по левому берегу Енисея и при устье Абакана, составляя основное население Ызырского княжества, ибо и там сеок ызыр был главенствующим, как и на севере.

Что касается отюреченных аринцев, то они уже к началу XVII  в. слились с северными качинцами, и их этноним посте­пенно перестал употребляться в русских документах. К началу XVIII в. все красноярские ясачные люди значатся «подгородными качинцами», или татарами. К середине этого столетия они в основном были ассимилированы под Красноярском русским на­селением.

Основных качинцев, обитавших на юге Сибири, в XIX в. на­зывали абаканскими или минусинскими качинцами. Среди них есть несколько фамилий, относящихся к сеоку ара, но они на­столько малочисленны, что не могли сыграть заметной роли в формировании хакасской народности 15.

Красноярские качинцы в XVII в. вели земледельческо-ско­товодческое полуоседлое хозяйство. Они имели «городки», т. е. укрепленные крепости. Чтобы сдавать ясак, часть из них охо­тилась в начале зимы на пушных зверей, а также на крупных парнокопытных — лосей, оленей, косуль. Имущественная диф­ференциация в их обществе зашла далеко: кроме князей были «лучшие улусные люди — ясаулы», имевшие своих рабов, кото­рые работали на пашнях и пасли скот. Рабов приобретали не только из числа военнопленных, но и путем купли-продажи. Захваченных в плен продавали в города русским людям. Улу­сы возглавлялись родоначальниками. Среди красноярских ка­чинцев существовали специалисты-ремесленники по изготовле- «ию сложных луков (их заказывали и русские казаки), выдел­ке кож и пушнины, пошиву шуб, тулупов, кожаной обуви, из­готовлению «седел красных добрых» (их продавали казакам), .саадаков (колчанов и налучий), кошм. Упоминается мас­тер — «серебряник» и ювелир, который изготовлял инкрустиро­ванные серебром железные накладки на седла и панцири, а .также серьги и другие женские украшения.

На войну качинцы и аринцы выезжали «в куяках и пан­цирях», «в бумажниках» и в «наручниках мунгальских», с шиша­ками и шлемами на головах, вооруженные «сулемами» (саб­лями). Русские охотно, хотя и недешево, приобретали у них предметы восточного происхождения. Особенно ценились «куя- ки добрые под сукном», за которые платили до 10 рублей за штуку. Среди качинцев были и свои торговцы; в обращении находились русские деньги, продавались русские и восточные товары. Некоторые из качинцев знали не только русский, но и монгольский язык. Они пользовались монгольской письмен­ностью, проникшей и на берега р. Качи. Их религией был шаманизм.

После сооружения острога качинцы стали добиваться пере­хода в православную веру, с тем чтобы переписаться из сосло­вия ясачных в разряд «служилых» воинских людей, которым выплачивалось царское жалованье. Дело в том, что ясачных «подгородных татар» постоянно принуждали исполнять воин­скую службу не только по охране и защите Красноярска, но и посылали вместе с казаками в грабительские военные походы на «киргизов», бурят, канских и других кыштымов. Царское правительство, боясь сокращения ясака, поступавшего в казну, запрещало крестить качинцев и переходить им в разряды «слу­жилых людей» или «подгородных» крестьян. Но постепенно любившие мзду воеводы переводили их в сословие «освобож­денных от ясака служилых татар», исполнявших «государеву службу». Сразу после основания Красноярска в 1628 г. князь Татуш перешел на государеву службу и получал жалованье 6 руб. в год, а его сыновья — 5 и 2 руб. Выдавали им и про­довольствие.

Классовая борьба объединяла обедневших русских и хака­сов. Она проявлялась иной раз в бегстве на окраины, за пре­делы досягаемости властей. В 1688 г. большая группа служилых людей, пашенных крестьян, ссыльных и ясачных бежала из Красноярска, вверх по Енисею, в хакасскую землю. Известно также, что северные качинцы совместно с русскими казаками участвовали в Красноярском бунте 1695—1699 гг. Возглавляли их опытные воины Корочан Тайларов и Кочка Торомов, резко выступавшие против воевод — лихоимцев и грабителей.

В 1699 г. красноярские качинцы писали царю Петру I: «И мы, холопи и сироты твои природные, служим в Красно­ярском из древних лет, как и Красноярской город поставили на границе, заедино с казаками головы свои складываем, и в по­ходы воинских людей калмыков и киргиз деды наши и отцы и братья побиты многие на боях... и измены нашие никакие не бывало». К концу столетия правительство создало служилую .аристократию среди местного аборигенного населения, на ко­торую оно могло опираться и которая держала в повиновении своих соплеменников. «Служилые татары» приобрели со време­нем все казачьи права и жили в достатке |6.

К середине XIX в. «недостаточные» (т. е. обедневшие) слу­жилые качинцы были переписаны в «подгородных» крестьян л постепенно обрусели.

    Источник: Текст -  История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов