История Хакасии


Под именем сагайцев известно тюркское племя, обитающее в Восточной Сибири (в Минусинском уезде Енисейской губернии), по Сагайской степи, орошаемой левыми притоками среднего течения Абакана, левого притока Енисея. Сагайцы в настоящее время официально исповедуют христианство, но между ними есть и шаманисты. Племя это по имени известно уже с конца XVII века1. С тех пор оно исследовалось неоднократно, главным образом, в отношении быта и языка, но народные способы лечения, практикующиеся у него, не затрагивались ни разу. Врач и 2 фельдшера появились в степи лишь недавно; к ним сагайцы еще не привыкли, и потому лечатся по-прежнему своими средствами. Так как врач и фельдшера не понимают по-сагайски, а сагайцы плохо понимают по-русски, и так как район деятельности их весьма невелик (в окружности около 300 верст), то не известно, когда именно сагайцы усвоят русские способы лечения. У сагайцев, как я ныне узнал, отчасти и у соседей их – русских крестьян практикуются следующие способы лечения (людей и животных):
1.) РАНА НА СПИНЕ ЛОШАДИ. Всякая мышь, по верованиям сагайцев, состарившись, превращается в летучую. Летучую мышь убивают и, высушив, толкут и посыпают на рану.
2.) ЧЕРВИ У ЖИВОТНЫХ. На них посыпают толченую сухую чемерицу2, выкопанную еще весною (осенняя не действует). Черви выводятся также скипидаром и керосином.
3.) ТРУДНЫЕ РОДЫ. Роды значительно облегчаются, если поперек спины или живота положить цельную змеиную шкуру, найденную в степи или на горе.
4.) УКУС РУКИ ИЛИ НОГИ СОБАКОЙ. Укус излечивается так: старуха берет наперсток и, держа его 3 пальцами, прикладывает 3 раза к больному месту и говорит: «О, собака, возьми свою пакость, отвлеки свое злодеяние, да не ноет сие место и да не болит никак!» Потом укушенное место заживает.
5.) НАРЫВ. Он излечивается благодаря многократному прикладыванию горячего коровьего кала, смешанного с золою.
6.) ЛИШАЙ И ПАРШИ. Лишай и парши исчезают, если помазать его теплым свежим мозгом сороки.
7.) КРАСНЫЕ ПЯТНА НА ТЕЛЕ. Эти пятна, когда человек их расцарапает, чернеют; их удаляют, не прикасаясь к ним и заговаривая: «Да уйдут они отсюда и да будут лучше на хребте желтого (солового) коня или на хвосте куцей кобылы, еще не носившей жеребят, или на больших грудях маленьких девочек!».
8.) РЕВМАТИЗМ. Варят муравейник с муравьями в котле, потом навар наливают в корыто и, посадив в него ревматика, укутывают и держат, пока не остынет вода; затем кладут его в постель и укутывают, чтобы он вспотел.
9.) ЗУБНАЯ БОЛЬ. Она унимается, благодаря держанию на зубах дыма крепкого табаку или спирту.
10.) КАШЕЛЬ. Против кашля курят табак.
11.) БЕССОННИЦА. Если перед отходом ко сну внимательно посмотреть на холодную воду в ковше, или на деготь в ведре, или в печную трубу, то бессонницы не будет.
12.) ГОРЛОВАЯ БОЛЕЗНЬ. Она проходит, если на ночь привязать к горлу чулок, обратив его подошвою к горлу.
13.) ЗАНОЗА. Боль от нее уменьшается, иногда и вовсе исчезает, если к больному месту приложить деготь на тряпке.
Прочие болезни, в том числе и тиф, лечат шаманы, обращаясь за помощью к виновникам их: духу огня, духу воды и духу гор, и принося им жертвы. 4 августа 1899 г. Казактар-аалы (село Синявино, Енисейская губерния).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Одно из первых упоминаний о сагайцах относится к XIII веку в сведениях Рашид-ад-дина о племени сагаитов, проживавших в Южной Сибири в пределах страны Кыргыз. Первые упоминания в русских документах о сагайцах относятся к 1620 г. 2 Ядовитое растение, используемое в народной медицине и ветеринарии.

Источник: Н.Ф. Катанов - Народные способы лечения у сагайцев (Минусинского уезда Енисейской губ.) // Деятель. — 1899. — № 10. — С. 394—395.

Реклама*