Бельтыры кочуют в Минусинском округе Енисейской губернии, по левой стороне Абакана, впадающего в р. Енисей с левой стороны и занимают ту часть Сагайской степи, которая заключается между речками Аскизом и Есью, левыми притоками Абакана. По мнениям ученых, Бельтыры произошли от смеси самоедов с татарами1. В настоящее время это бельтырское племя говорит на татарском языке2, исповедует шаманство и христианство и держится более шаманских обрядов, нежели христианских. По Х ревизии, произведенной в 1858 году, бельтыров было: мужского пола 1892 души и женского 1787, а теперь по сведениям, собранным мною в с. Аскиз 9 июля 1896 года, в ведомстве Аскизской Инородной Управы бельтыров к 1 января 1896 года было: мужского пола 2244 и женского 2140 душ; следовательно, за 37 лет бельтырское племя увеличилось на 20%. Ниже приведенные бельтырские народные приметы и поверья собраны мною 27 и 28 июня 1896 года.
1. Когда впервые загремит гром весною, женщина должна взять в левую руку ведро, а в правую ковш и, обходя юрту по течению солнца 3 раза, должна ударять по стенам юрты и затем бросить ковш на землю. Если ковш упадет на дно, т.е. отверстием вверх, то скот будет здоров и даст летом много молока.
2. Если гремит гром, собаку нужно выгнать вон, так как дух неба не любит собаки.
3. Если молния расколет дерево и если это дерево употребить дома вместо дров, то в дом не придет никакая болезнь.
4. Молния происходит оттого, что дух неба, преследуя дьявола, пускает в него огненные стрелы.
5. Синий огонек, виднеющийся иногда в степи, предвещает, что в том улусе, около которого он виден, умрет какой-нибудь человек. Этот огонек есть догорающая человеческая душа.
6. Если едущему в дальнюю дорогу человеку встретится священник, или шаман, или заяц то случится несчастие; также случится несчастие, если увидеть священника или шамана во сне.
7. Если кого укусит бешеная собака, то родственник должен ввести его в 40 юрт и кормить его 40 дней пищей, собранной в этих юртах. Введя в юрту, укушенного нужно обвести кругом огня по течению солнца 3 раза и посадить его за огнем (между дверью и огнем). Выходя из юрты, укушенный должен наступить сначала ногою на золу и только потом уйти. Если укушенный умрет раньше 40 дней, то бельтыры говорят, что он умер потому, что у него не было веры в исцеление.
8. Если брошенный вверх нож упадет острием вверх, то пропадет много скота. Чтобы отвратить беду, нужно взять этот нож за рукоятку и острием ударить о землю 3 раза.
9. Если звенит в левом ухе, то кто-нибудь бранит; если звенит в правом ухе, кто-нибудь хвалит.
10. Если свистит огонь, значит, приедет гость и будет разговаривать.
11. Если подергивает правую бровь, будет удача; если подергивает левую бровь, будет неудача.
12. Если дорожному человеку встретиться женщина с пустыми ведрами, значит, поездка будет неудачная; если ведра будут чем-нибудь наполнены – будет удача.
13. Ночью свистеть нельзя: кто свистит ночью, счастье того унесет дьявол.
14. На пороге может сидеть только шаман. Если на пороге будет сидеть мальчик или девочка, то они не будут расти.
15. Если кукушка после кукования захохочет или если летучая мышь попадет сама в огонь и сгорит, или если собака будет есть траву, или если будет урчать живот собаки, или если у человека ноет в пояснице и ногах, или если будет шипеть трубка – будет дождь или ненастье.
16. На том месте, где раньше стояло кочевье, останавливаться нельзя, так как может съесть дьявол откочевавшего жилища.
17. На кладбище рукою указывать нельзя – будет несчастие. Чтобы не было беды, надо покусать пальцы этой руки.
18. Если болят у коровы соски, нужно у реки найти камень с естественной дырою и доить корову сквозь эту дыру, тогда дух воды пошлет соскам исцеление.
19. Затмение луны бывает оттого, что ведьма закрывает ее, желая поглотить людей на ней живущих.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Здесь: тюрки, тюркоязычные народы. 2 Здесь: тюркском языке.
Источник: Катанов Н.Ф. - Народные приметы и поверья бельтиров // Деятель. — 1896. — № 8. — С. 424—425.

Электронный ресурс ХТИ от 19.08.2017: http://old.khti.ru/downloads/katanov/NARODNYE%20PRIMETY%20I%20POVER%27Ya%20BEL%27TYROV.pdf