ГОРОДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ* Л.Р.Кызласов.

 

В средние века в Южной Сибири и Центральной Азии города и городская культура появились еще в эпоху Тюрк ского каганата (VI—VIII вв.). В известных древнетюрк ских «рунических» памятниках на р. Орхоне (эпитафии Кюль-тегина, Бильге-кагана и Тоньюкука) употреблены собственно тюркские термины: «балык» — город, «балык- дакы» — горожане, «барк» — здание. В хрониках Танскоп эпохи упоминаются построенные тюрками храмы (684 г.) и столичный город Хэйшачэн («Город Черных песков»), ко торый по-тюркски, вероятно, назывался Каракум-балык (682 г.). О строительстве в ту эпоху городов на Енисее све дений нет, но оседлые поселения там в то время, несом ненно, существовали [1, с. 233, 266; 2, с. 162, 461; 3, с. 92.]. Широкое насаждение городской культуры было пред принято в эпоху Уйгурского каганата (VIII—IX вв.). Древ ние центральноазиатские уйгуры построили на Орхоне и Селенге города Орду-балык, Хатун-балык, Бай-балык и др. Начатое еще при кагане Моюн-чуре в 750—752 гг. в бас сейне Верхнего Енисея крупное строительство городов, крепостей и укреплений в виде длинных глинобитных стен продолжалось и после уйгуро-кыргызской войны 758 г. В Туве изучены остатки 17 крепостей, окруженных по четы рехугольнику глинобитными стенами, и двух глинобит ных бастионов. Крепости расположены стратегически про думанно по дугообразной линии, обращенной выпуклостью к северу. Все они соединены между собой отрезками дли ной глинобитной стены со рвом с северной стороны. Так была создана мощная оборонительная система, направлен ная против вражеского вторжения в Уйгурский каганат с севера — из Хакасии [3, 4; 5, с. 145 —158; 6]. Создание монументальных архитектурных сооружений с целью обороны северной границы государства потребовали шромных затрат и участия в строительстве значительного количества людей на протяжении нескольких десятков лет.

Все это наглядно показывает, какую силу представляло со бой во второй половине VIII в. древнехакасское (кыргыз ское) государство и какую опасность оно несло Уйгурскому каганату [7J. В VIII в. в средневековом кыргызском государстве, рас положенном в бассейне среднего течения р. Енисей, к се веру от Саянского хребта, возникают крупные городские центры. Сооружаются монументальные япхитектуоные со оружения: храмовые, дворцовые и административные зда ния [8, 10]. Они исследованы раскопками в 1971—1981 гг., и поиски других продолжаются. Наибольшее значение имел центральный столичный го род (своеобразный Орду-балык), расположенный в дельте реки Уйбат. Его рядовые здания были деревянными, сруб- ными или столбовыми, построенными с применением сыр цового кирпича. Более богатые крыты черепицей. Воду для питья брали из сооружаемых во дворах колодцев. Для оро шения садов и посевов воду к городу подводил магистраль ный канал, отведенный от р. Уйбат; по улицам протекали арыки [10—17]. Выделяется большой замок, существовавший в VIII— X вв. и подвергавшийся перестройкам. Это было прямо угольное сооружение 72x37 м, мощные сырцовые стены ко торого сохранились на 4 м в высоту. Восточная сторона замка с единственным входом укреплена четырьмя флан кирующими башнями. Две из них прямоугольные, а две угловые — восьмигранные. Самобытная конструкция башен подтверждает, что кыргызы жили не только в избах, но и з многогранных юртообразных сооружениях, срубленных из дерева или выложенных из глины и камня [11,12—14]. Внутри замка открыт квадратный колонный зал для торжественных приемов (размером 22x22 = 484 кв. м), кров лю которого поддерживали 169 деревянных колон, опирав шихся на каменные плиты-базы [15]. Соединенный с ними южный зал был, очевидно, жилым. Алебастровые панели его были покрыты красочными росписями растительного ха рактера [16, 17]. В IX—X вв. во втором ярусе над север ным залом было сооружено круглое манихейское святили ще из сырцового кирпича с алебастровым квадратным ал тарем посредине [13]. К XI—XII вв. относится прямо угольное административное здание с залом в 228 кв. м, по средине которого по квадрату стояло 10 деревянных колонн на каменных базах [9]. Общая площадь Уйбатского города, существовавшего в VIII—XIII вв., занимала около 50 гектаров. Во втором половине VIII в. в верховьях Уйбата, на левом притоке реки Пююр-сух, в котловине Сорга (ныне здесь ст. Ербинская), возник храмовый город (своеобразный Тигир- балык), где среди деревянных построек возвышался мощ ный храм-дворец. Массивные сырцовые стены его были со оружены на огромном каменном стилобате. Эта платформа высотой около 1,7 м (41x32,5 м) воздвигнута из гранитных валунов. Сырцовые стены (толщиной 2—2,4 м) сохрани лись на высоту 2 м. Размер кирпича 48x24x10 см. Внутрен няя площадь здания составляет около 800 кв. м. Внутри зал окружали галереи с резными колоннами. Стены его были побелены. Входы имели пандусы. Здание, вероятно, предназначалось для торжественных общественных сборов как духовного, так и светского характера [8, 10]. Прямоугольный город-крепость, окруженный глинобит ными стенами, существовал на правом берегу Енисея на месте современного села Шушенского. Периметр его стен составлял около 800 м. Ворота находились близ северо-за падного угла [18, с. 546]. Особенностями планировки этот город напоминает города-крепости VIII—IX вв., сооружен ные уйгурами в Туве. Уникальным памятником является пограничная стена (длиной 259 м), запиравшая Саянское ущелье, сквозь кото рое Енисей прорывается из Тувы в Хакасию. Она находи лась между двух скал в 1 км к югу от устья реки Голубой, в створе 800 м шириной, из которых 500 м занимает русло реки. Борта из камня залиты глиняным раствором, а свер ху, очевидно, находился палисад и деревянные башни с жилыми помещениями для сторожевого гарнизона [18, с. 544; 8, с. 210—211; 19]. В сложную систему пограничных укреплений VIII в. входят и сооруженные кыргызами крепости с каменными стенами в Западном Саяне на вершине Бюргорак, по Хан- тегирскому хребту и в верховьях реки Тебе. В ходе борьбы с уйгурами в 20—30-х годах IX в. по мере захвата кыр гызами сначала Западной, а затем и Центральной Тувы, ими сооружались каменные стены на реках Алаш, Ман- чурек, Ишкин, по левому берегу Улуг-Хема от устья Хем- чика до Барыка и к Усть-Элегесту, где на горе был соору жен небольшой каменный бастион [7, 14].

В XI—XII в., в эпоху феодальной раздробленности, по всей Хакасии сооружались горные крепости-убежища, ук репленные каменными стенами, иногда с квадратными бас тионами или деревянными башнями. Стены их-, сложенные из каменных плит, достигали 2 м в ширину и сохранились до 2 м в высоту. Снаружи они обнесены рвами. Оборон ный бой, видимо, лежал в основе военной тактики кыр- гызов (20). Строительные приемы, размер кирпича (42x20x10 см), применение глинобитных прямоугольных блоков — все это служит свидетельством того, что древнехакасская (кыр гызская) архитектурная школа являлась северным оконча нием центральноазиатской ветви среднеазиатского зодчест ва 121J. Изученные археологами города — новость в исследо вании истории тюркоязычных народов Южной Сибири. Но некоторые данные о городах содержат письменные источ ники и в первую очередь рунические эпитафии древнетюрк ских и древнеуйгурских каганов и вельмож. О средневеко вых городах на Енисее сообщают также арабо- и персо язычные источники IX—XIV вв. Еще в 750 г., как сказано в тексте его собственного па мятника, уйгурский каган Моюн-чур (Боян-чур) в завое ванной им земле чиков, т. е. на территории современной Тувы, «распорядился устроить свой беловатый лагерь и дво рец с престолом, заставил построить крепостные стены...» [3, с. 40]. Арабский путешественник Абу Дулаф, который сообщает, что в начале X в. он и его спутники «ехали зем лею (хирхизов) месяц, спокойно и безопасно», посетил на Среднем Енисее большой храм для богомоления. В ано нимном персидском сочинении X в. Худут-ал-алам гово рится о границах «городов тогузгузов и хырхызов», о том, что «в каждой области (этих стран) много городов», что там «находится город, который называют Кемиджкет (т. е. «Енисейский город»), там живет Хырхыз-хакан». Ал-Макдиси (X в.) разделял тюркоязычные народы на кочевых и оседлых. К оседлым он относил «племя хирхиз», т. к. «у них имеются посевы и деревья» (очевидно, плодо вые). Махмуд Кашгарский (XI в.) сообщал: «Я несколько лет объезжал города, зимовья и летовки тюрков, туркмен, огузов, чигилей, ягмо и киргизов...».

Наибольшие сведения о городах народов Южной Сибири содержат труды испанского географа араба ал-Идриси (XII в.): «Все города страны киргизов расположены на терри тории, пространство которой измеряется 3 днями пути. Их четыре, большие, окруженные стенами и фортификацион ными сооружениями и обитаемые трудолюбивыми, храб рыми и мужественными народами, которые особенно долж ны опасаться предприимчивости короля кимаков». На карте ал-Идриси обозначены города под названиями Хир- хир (дважды), Хакан Хирхир и Даранд Хирхир. По ал-Ид риси, «город, в котором живет государь киргизов, очень укреплен, окружен стенами, рвами и траншеями». Этот же автор сообщал о 16 городах кимаков, центром страны которых являлось верховье р. Иртыша [21, 22J. Великий азербайджанский поэт Низами в своей поэме « Искан дер-наме», описывая благословенную «страну Хир- хиз» в верховьях Енисея, отметил и ее город — «подобие рая» [21—23]. В XIII—XIV вв. по данным Рашид-ад-дина, в областях по верхнему и среднему течению р. Енисея «много городов и селений», а в районе впадения Ангары в Енисей нахо дился наиболее северный город Кикас, который «...принад лежит к области киргизов» [24, с. 102, 150]. Приведенные данные, в основном извлеченные из тру дов арабо- и персоязычных авторов, подтвержденные ар хеологическими открытиями и раскопками городов за пос ледние 25 лет, позволяют заключить, что в Южной Сибири в средневековый период развивался очаг самобытной циви лизации городского типа. Следует учесть при этом, что многие города археологами еще не обнаружены [21]. Строительство городов, сосредоточение в них ремесел и развитие торговых связей — все это отражает подъем производительных сил в древнехакасском (кыргызском) государстве, рост его экономики и культуры. Процесс ста новления городов и насаждения городской культуры сви детельствует о том, что развитие феодализма в средневеко вой Южной Сибири шло тем же самым путем, что и про цесс сложения феодального оощества у большинства на родов и государств Европы и Азии. И здесь в связи с рос том городов и ремесленного производства разделение тру да и развитие обмена между городом и деревней значительно углубилось. Растет их противоположность при об щих основах феодального натурального хозяйства. В жестоком XIII веке первый удар древнемонгольских полчищ пришелся по крайнему северо-восточному форпо сту западного культурного мира — по древнехакасскому (кыргызскому) государству. Его население героически бо ролось почти 90 лет. В неравной борьбе самобытная ци вилизация народностей Южной Сибири была разрушена (21).

 

Литература

 

1. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитав ших в Средней Азии в древние времена, М.-Л., 1950, т. I.

2. Lis Mau-tuai, Die chinesiscen Nachrichten zur Geschichte der Ost-tiirken (Tu-kiie). Wiesbaden, 1955.

3. Малов С. E. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.—Л., 1959.

4. Кызласов Л. Р. Средневековые города Тувы. — Совет ская археология, 1959, № 3.

5. Кызласов Л. Р. Древняя Тува. М., 1979.

6. Кызласов Л. Р. Культура древних уйгур (VIII—IX вв.). — В кн.: Степи Евразии в эпоху средневековья. Ар хеология СССР. М., 1981.

7. Кызласов И. Л. Новые свидетельства уйгуро-хакас- ских войн IX века. — Советская археология, 1979, № 3.

8. Кызласов Л. Р. Раскопки средневекового здания в Ха касии. — В кн.: Археологические открытия 1973 года. М., 1974.

9. Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Архитектурные со оружения и курганы средневековых хакасов. — В кн.: Ар хеологические открытия 1974 года. М., 1975.

10. Кызласов Л. Р. Средневековые архитектурные соору жения Хакасии. — В кн.: Новейшие открытия советских археологов. Киев, 1975, ч. 3.

11. Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Раскопки средне векового замка в Хакасии. — В кн.: Археологические от крытия 1975 года. М., 1976.

12. Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Исследование зам ка в дельте Уйбата. — В кн.: Археологические открытия 1976 года. М., 1977.

13. Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Святилище Уйбат- ского города. — В кн.: Археологические открытия 1977 го да. М., 1978.

14. Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Изучение древнеха касских крепостей и замков. — В кн.: Археологические открытия 1978 года. М., 1979.

15. Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Раскопки колойного зала в Уйбатском городе. — В кн.: Археологические от крытия 1979 года. М., 1980.

16. Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Работы в средне вековом Уйбатском городе. — В кн.: Археологические от крытия 1980 года. М., 1981.

17. Кызласов Л. Р., Кызласов И. Л. Завершение раско пок монументальных зданий Уйбатского города. — В кн.: Археологические открытия 1981 года. М., 1983.

18. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1788, ч. 3, пол. 1.

19. Длужневская Г. В., Варламов О. Б. Раскопки «кре пости Омая». — В кн.: Археология юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1984.

20. Кызласов Л. Р. Древние крепости Хакасии. — В кн.: Археологические открытия 1968 года. М., 1969.

21. Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.

22. Кызласов Л. Р. Восточные источники о средневеко вых городах Южной Сибири. — В кн.: Всесоюзная археоло гическая конференция «Достижения советской археологии в XI пятилетке». Баку, 1985.

23. Кызласов Л. Р. Низами о древнехакасском государ стве. — Советская археология, 1968, № 4.

24. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.—Л., 1952, т. 1, кн. 1.