Во времена сотворения земли, когда еще не текли реки по земле, супруги - старик Сартабан и старуха Хуртуях-тас, вышли в степь из тайги. Они договорились провести русла рек Абакан и Аны (по- русски «Она») до Енисея. Сартабан должен был провести русло Аба­кана, а Хуртуях-тас - русло реки Аны. Местом встречи должна стать скала Юттиг-тас. Кто вперед дойдет до цели, именем того и будет на­звана объединенная река.

Старик Сартабан, прорубив Саянские горы, прокладывал путь для реки Абакан, двигаясь без остановки. Супруга, по дороге думая о бла­ге народа, проходя через Сабинский хребет, по течению делала броды. В полдень, утомившись, она присела пообедать. Из-за этого Хуртуях- тас опоздала к месту встречи. Когда она подошла к горе Юттиг-тас, выяснилось, что Сартабан ее опередил. Супруга, разозлившись, ибо первой думала проложить трассу до Енисея, в сердцах хотела пере­крыть дорогу Абакану. Но у нее не хватило сил. До сих пор в устье реки Аны бурлящий поток Абакана до середины перебивается впа­дающим притоком.

В глубокой обиде на ушедшего вперед Сартабана она, рыдая, решила догнать неразумного старика. Пройдя устье Таштыпа, Хуртуях-тас узна­ла, что Сартабан уже дошел до Енисея. После этого она вышла на берег и со словами: «Пусть я буду стоять между людьми, принося им счастье!», - превратилась в каменное изваяние «Хуртуях-тас».

Сартабан довел Абакан до Енисея и, не дождавшись жены, решил вернуться назад. Он увидел окаменевшую Хуртуях-тас, навечно застыв­шую в местности Хамхазы. Осознав свою горькую потерю, Сартабан прилег на берегу Абакана около Хараджуля и сам превратился в камен­ную скалу под названием «Сартабан» или «Ызых-тас» т. е. священный камень. Последнее название возникло в связи с особым почитанием ве­ликого Сартабана. Весной, во время большой воды, хакасы собирались на берегу около каменной глыбы Ызых-тас для проведения моления. Они кропили молоком, вином и сметанной кашей «потха», а вокруг на деревь­ях вешали флажки «чалама».