В долине Енисея, ниже устья р. Хан-Тегир, проживал богатырь Хара-тас вместе со своей семьей. Однажды весной со стороны Монголии вышло неприятельское войско. Заметив опасность, Харатас по пути их следования, в устье Хан-Тегира, прорубил лед. Ничего не подоз- певавшие воины попали в ловушку и все ушли под воду. Торжествующий Харатас со злорадством смеялся до тех пор, пока не окаменел. С тех пор, согласно хакасскому обычаю, нельзя смеяться над бедами других. В па­мять об этом событии место, где находился окаменевший богатырь, до сих пор носит название Харатас (нынешний Саяногорск).

Вдова богатыря вместе с детьми решила уйти из злополучного места в долину Абакана. Ее путь проходил через гору Хызыл-хая. До сих пор древний крепостной вал на этой горе носит название «хуртуях чолы» - дорога старухи. Тяжелые жизненные испытания подкосили силы женщи­ны. Переправляясь через Абакан, она уронила своего ребенка. Не помня себя от горя, женщина разругалась со старшей дочерью, которая убежала от нее в сторону горы Кок-хая и превратилась в каменное изваяние «Хыс козее». Вдова богатыря Харатаса, проклиная свою жизнь, достигла речки Хамхазы. Там она повернулась в сторону восхода солнца и со словами: «Пусть впереди меня будет расти молочный скот! Пусть позади меня бу­дут расти человеческие сыны!» - превратилась в каменное изваяние Хур- туях-тас. С тех пор в качинской степи, находящейся на востоке от Хурту- ях-тас, растет много скота, а в сагайском племени, располагающемся к западу от нее, рождается много ребятишек.

По хакасскому обычаю, проходя мимо изваяний Хуртуях-тас и Хыс- козее, обязательно повязывали им красные флажки «чалама», маслом, салом или сметаной смазывали уста, лучшую пищу клали у ног, делали возлияние аракой или табаком. Этим хакасы выражают уважение древ­ним предкам, которые будут помогать свои потомкам.

Изваяние Хуртуях-тас стало местом поклонения. Вокруг него находятся каменные фигуры животных. Если их становится много, то значит скот у хакасов будет увеличиваться, когда их становится мало, то это к худу.