Когда-то в аале Сеектиг по Черному Июсу жила одна женщина. Однажды летом она отправилась за диким луком по ручью Мук- сум-чул. Неожиданно к ней вышла девушка и попросила о неотложной помощи ее брату. «В моего брата воткнулось железо. Вытащи его!» - взмолилась девушка. Они подошли к одной скале, двери которой откры­лись, и вошли внутрь горы. Там на кровати лежал молодой парень, у ко­торого в спине торчали ножницы. Молодой парень объяснил, что он гу­лял по степи в виде вихря. Затем зашел в один аал и своим смерчем пова­лил хозяйственные постройки. Из юрты вышла хозяйка, которая со сло­вами «топор и нож» бросила в него железо.

Женщина вытащила ножницы и дала лекарственное снадобье. Увидев поправляющегося юношу, горные духи сосватали спасительницу за него и не отпустили домой. Женщина осталась жить в горах, став горной хо­зяйкой. Иногда она появлялась среди людей, но никогда не оставалась ночевать в родном аале. «Здесь лают собаки, мычат коровы, ржут кони и блеют овцы. А в тайге мне приятны звуки работы дятлов, порхание кед­ровок», - говорила она.

В тайге, как только охотник поражал выстрелом дикую козу, мо­ментально появлялась эта женщина с просьбой поделиться с ней по­трохами и задней частью убитого зверя (по-хакасски «кёчик»). Охот­ники давали то, что она просила. За это она их благодарила: «Пусть твоя выпущенная стрела будет поражающей! Пусть твои глаза будут зоркими!». Кёчик-иней, как стали звать женщину, приносила счастье охотникам в охоте.

Если же какой-либо охотник не наделял ее крестцом, то он расставал­ся со своей удачей. Она проклинала людей, не поделившихся с ней зад­ней частью диких коз. Их настигали несчастье и неудача в охоте. С тех пор эту женщину прозвали «Кёчик-иней» (букв, «старуха^курдюк»), а скалу, в которой она жила - «Кёчик-хая» (недалеко от аала Сеектиг по Черному Июсу).