В пещере горы Кёль-тайга качалась бронзовая колыбель, где рос рожденный в ней Хобый Адас. На бронзовой колыбели можно было прочесть надпись, в которой говорилось, что здесь качается буду­щий прародитель сеока хобый. Глава бельтыров Хан-Чуле обнаружил ребенка в пещере горы Кёль-тайга и забрал с собой в родовое урочище Хооргыс-тасхыл. Он выкормил Хобый Адаса, потом поселил его рядом с собой по Матуру, у подножия Хооргыс-тасхыла. Когда Хобый Адас дос­тиг мужского возраста, то Хан-Чуле женил его на девушке из бельтыр- ского племени. У Хобый Адаеа родилось девять сыновей, которые стали основателями девяти фамилий сеока хобый. Со временем они пересели­лись от Хооргыс-тасхыла в долину Таштыпа.

В верховьях Таштыпа остались жить два его старших сына - Шулбай и Токмаш, основатели фамилий Токмашевых и Шулбаевых. Токмашевы обосновались в Танмалыке, а Шулбаевы стали проживать в Тлачеке и по реке Кобырза. Когда Шулбай умер, то на горе сделали саркофаг и пове­сили его на ветвях дерева. С ним положили лыжи, курительную трубку, огниво.

В долине Кобырзы к сеоку хобый присоединилась фамилия Шишка- наковых. Шишканак был внебрачным сыном, рожденным дочерью Шул- бая. Согласно хакасским обычаям, если рождался внебрачный ребенок, то его относили к роду матери. Один сын Шулбая стал жить на пригорке (по-хакасски «тюнг») в Анжуле, поэтому его именем стало Тюнмерек, а фамилия его потомков — Тюмерековы.

На реке Сея остался сын Хобый Адаса по имени Бутанай, основавший там фамилию Бутанаевых. В Верхних Сирах обосновался другой сын - Казыгаш, от которого произошла фамилия Казыгашевых. В Бутрахтах ос­тался Кулумай, давший начало фамилии Кулумаевых. Остальные сыновья -      основатели фамилий Субруковых, Канзычаковых, Мамышевых, стали жить в долине реки Тёя. Топоевы обосновались в устье реки Есь. Один из Топоевых по болезни вынужден был переселиться к устью реки Киндырла. Там русский писарь его фамилию ошибочно записал как Бадаев.

Сам Хобый Адас остановился около Имека. Последнее место его оби­тания находилось под горой Имджек-таг по ручью Хам-хамнаджан- харасуг. Хобый Адаса похоронили на холме Харланджых-харых.

Перед смертью Хобый Адас наказал сыновьям: «Меня похороните вместе с женой на холме Харланджых-харых. Через каждые три года пусть будет здесь горное жертвоприношение рода хобый, пусть его воз­главляют шаманы из нашего сеока. Пусть они «держат священный пар» вареными легкими и сердцем забитых жертвенных животных. От Хар- ланджых-харыха пусть приносят жертву Имджек-тагу, затем великой родовой горе Кёль-тайга, потом пусть дают жертвенный пар Хооргыс- тасхылу. Наша древняя родина - владыка Кёль-тайга и господин Хоор- гыс-тасхыл. Пусть каждый родовой старшина от девяти фамилий прино­сит в жертву по одной овце».

Таким образом, от Хобый Адаса возник праздник горного жертвопри­ношения сеока хобый.

На месте, где жил Хобый Адас, каждый человек из сеока хобый дол­жен совершить возлияние. Каждые три года два шамана, камлая, называ­ют все святые места, где проживал предок этого рода. Во время жертво­приношения сеока хобый от каждой фамилии готовилось по одной бере­стяной кадке с аракой, т. е. девять кадок. Остальные расходы брал на себя родовой чайзан.

Один из сыновей Хобый Адаса по имени Портыпыджах поселился на реке Тёя. От него родился Боргай, который стал основателем фамилии Боргояковых. Сыном Боргая был охотник Ачот. Жена Ачота родила ему семь детей. Одного из сыновей звали Арта. Сыном Арта был Салбан. От Салбана родился Отчук. От Отчука родился Кокей, мой отец.