В Кузнецкой черни, на горе Падын-тасхыл в древности обитал охотник по имени Сибиджин. Он занимался только охотой на зверей. Однажды на горе Падын-тасхыл Сибиджин убил девять медведей. Но его семья не насытилась добычей. Тогда гора Падын-тасхыл прокляла охотника: «Пусть будет твой род называться ненасытным сибиджин. Пусть в твоем роду не будет больше трех сыновей!».

С тех пор род сибиджин стал малочисленным.

Затем Сибиджин решил заняться скотоводством и от таежных масси­вов Падын-тасхыла спустился в Абаканскую степь, поселился при устье речки Хойза. Здесь род сибиджин вошел в состав горных каргинцев.

От Сибиджина родился Тохпагас. Тохпагас переселился в долину Ас- киза, где, занимаясь скотоводством, сильно разбогател. У него было очень много табунов лошадей, поэтому он получил прозвище «живой бай».

Тохпагас был шаманом, но вместе с тем служил чайзаном. В распоря­жении родового чайзана были медная печать, книга ясачного сбора, сум­ка и боевой лук. Тохпагас, собрав ясак с сибиджинов и погрузив пере­метные сумы на нарты, переваливал Улгенниг-сын и доставлял албан в Кузнецкий острог. На съезде чайзанов обязательно проводили соревно­вание борцов среди различных родов. Однажды Тохпагас взял с собой сильного борца. После сдачи ясака начались соревнования по борьбе. Собралось много народу. Пришел туда и один странный человек, лицо которого было закрыто капюшоном. Согласно хакасским правилам борь­бы надо бросить противника на землю таким образом, чтобы тот упал. Во время схватки сопровождающий Тохпагаса силач выиграл борьбу. Чай- зан побежденного рода отдал хакасскому борцу в подарок золотое коль­цо. Тохпагас стал сильно хвалиться, стал унижать представителей ос­тальных родов. Тогда человек в капюшоне, улыбаясь, открыл лицо со словами: «Не унижай шорцев, за это ты поплатишься». Это был шорский шаман.

Когда возвращались домой, то не доходя до гор Кузнецкого Алатау (по-хакасски - «Улгенниг сын»), увидели, как в небе засверкали искры. Тохпагас говорит своему спутнику: «Меня преследует шорский шаман. Я совсем не подготовлен к битве с ним». Полыхающее пламя настигло их на перевале и окутало главу сибиджинов. Тохпагас сказал спутнику: «Шорский шаман меня поразил. Теперь я буду жив только до тех пор, пока на небе не покажутся звезды. Когда взойдут на небе звезды, то я умру». Они поднялись на хребет Улгенниг-сын. На горе Падын-тасхыл Тохпагас остановился, слез с коня и лег на землю. Своему спутнику го­ворит: «Если я умру, ты не бойся. Здесь же меня похоронишь. Из моих останков вырастет кривая береза, годная на обечайку шаманского бубна. Посередине дерева вырастет сук, который необходим для жезла «орба». Пусть сибиджины охраняют это дерево, чтобы никто из чужеродцев не смог его срубить. Если в моем роду появится шаман, то пусть он из этого дерева сделает бубен. Но если украдут это дерево, то в моем роду больше не будет шаманов. У того, кто срубит березу, в роду появится шаман».

Борец похоронил Тохпагаса на горе Падын-тасхыл. Наш народ, си- биджин, ходил присматривать за его могилой. Действительно, из остан­ков Тохпагаса выросла береза. Но сибиджины плохо охраняли дерево. А базинские жители узнали заповедь Тохпагаса. Они тайно отправились за березой на Падын-тасхыл и ее срубили. С тех пор среди потомства Тох­пагаса прервался шаманский род, а у базинцев появились свои шаманы.

У Тохпагаса было три сына: Чочый, Чудангас, Идемеш, ставшие ос­нователями фамилий - Чочыевы, Чудогашевы (Толмашевы) и Идемеше- вы. После смерти Тохпагаса старшему сыну Чочыю достались в наслед­ство бронзовая печать, грамота, кожаная сумка и боевой лук. От Чочыя родился Артабан. От него родился Мухлас. Сыном Мухласа был Соя. Сыном Соя был Амит. Один из сыновей Амита по имени Точат получил по наследству вещи Тохпагаса. До переворота 1917 г. они хранились у него. Второй сын Амита был Федор. От Федора родился я - Алачон.