В верховьях Таштыпа стоит высокая гора Кёль-тайга. В пещере той горы выросли два мальчика. Их отец, Хобый-Адас, погиб на войне с врагами у подножия этой горы. Мать враги угнали в Алтайскую землю. Два мальчика жили одни в пещере горы Кёль-тайга. Имя одного было - «выросший в бронзовой колыбели Хола Кирис (т. е. Бронзовая Тетива)», второго - «выросший в железной колыбели Тимир Кирис (т. е. Железная Тетива)». Их сеок стал называться по имени отца - «хобый». В той же пещере горы Кёль-тайга отец Хобый-Адас оставил им в наследство свои боевые доспехи - кольчугу и лук с налучьем - «ох-саадах».

Однажды у горы Кёль-тайга появились два всадника на бело­буланых конях. Это были люди сагайского племени. Сагайцы являются исконными жителями здешней земли. Позднее сюда из-за Саян прибыли бельтыры, которые прятались в устье Матура в горе Хооргыс-тасхыл. Бельтыры занимались хлебопашеством, садили ячмень и употребляли его в пищу. Ячмень с древности был известен хакасам. Бельтыры сумели со­хранить зерна ячменя от монгольских погромов. Семена они садили на местах кострищ. Из ячменных зерен стали готовить крупу, талкан.

Два мальчика не знали, как разжигать огонь, ели мясо сырым. Когда приходило лето, то мясо готовили в горячем песке. Увидев, как живут Хола Кирис и Тимир Кирис, один из всадников ударил, как показалось детям, по ногтям, посыпались искры, из которых разожгли костер. Но это было огниво, которое на самом деле он держал в руках. Сагайские всад­ники научили мальчиков добывать огонь. Они ничего не взяли из пеще­ры. Поэтому доспехи Хобый Адаса остались в пещере Кёль-тайги.

Через некоторое время Хола Кирис и Тимир Кирис через верховья Ма­тура вышли к Балыкташу. Там они обзавелись семьями. У Хола Кириса было три сына - Шулбай, Бутанай и Портагы, у Тимир Кириса четыре сы­на - Топый, Ханза, Субур и Мамыт. Два сына Хола Кириса - Шулбай и Бутанай - остались жить в Балыкташе. От них пошли фамилии Шулбае- вых и Бутанаевых. Затем Бутанаевы осели в местности Шопыт. Шулбаевы стали жить в Тлачеке и по реке Кобырза. Хола Кирис вместе с Портагы поначалу стали жить под горой Имджек-таг по ручью Хам-хамнаджан- харасуг. Там он и скончался. Поэтому наш род хобый в этом месте прово­дил жертвоприношения, отправляясь к родовой горе Кёль-тайга. Невестки рода хобый почитали и иносказательно называли родовую гору Колем. Они соблюдали обычай избегания по отношению к этой горе.

Сыновья Тимир Кириса - Топый, Ханза, Субур и Мамыт - вышли жить в междуречье рек Тёи и Еси. От них произошли фамилии Топоевых, Канзычаковых, Субраковых и Мамышевых. Тимир Кирис остался жить вместе с сыновьями в устье Еси.

Третий сын Хола Кириса, Портагы, впоследствии поселился по реке Тёя. От него родился Портыпыджах. От Портыпыджаха родился Боргай. От него произошла фамилия Боргояковых. Сыном Боргая был Ачот. У Ачота родился Мыкыйта. Сыном Мыкыйты был Сакан. Сыном Сакана был Ипсей. От Ипсея родился я - Роман.