АПРЕЙ-ЧАЙЗАН
- Информация о материале
- Легендарные герои
- Просмотров: 2313
Когда-то главой небольшого народа, хозяином незначительного скота был Апрей-чайзан. Он жил на берегу Енисея под горой Куня. У Апрей-чайзана подрастал семилетний сын. Все его богатство составлял табун лошадей из семи кобылиц. Но они относились к беговым лошадям, представляющим породу тулбаров. В долине Енисея ни у кого не было таких коней.
Долго ли, коротко ли так прожил Апрей-чайзан, подошло время старости.
Внезапно приехали какие-то странники необычного облика. Апрей- чайзан их не знал, никогда не видел, но по закону гостеприимства пригласил путников в юрту, усадил за стол, стал угощать. Приезжие гости повели следующий разговор: «Да, Апрей-чайзан, - загремел один из них,
- годы твои стали преклонными, силы твои иссякли. Когда-то в молодые годы ты, Апрей-чайзан, приезжал вместе с послами хоорайского хана в Ойратскую землю и моего отца обижал. Он не мог тебе возражать. Я наследник своего отца - Хондайджы-хан. Долг не умирает, месть не убывает. Я приехал отомстить за своего униженного отца. Из хоорайского владения теперь я увезу ваши богатства, я угоню ваш скот. Даже если ты будешь подобру отдавать, я возьму, даже если ты не будешь отдавать, то я силой возьму. Ты отдашь своего семилетнего сына, ты отдашь табун каурого жеребца с семью кобылицами. Если не отдашь добром, то я разорю твое хозяйство».
Апрей-чайзан не смеет возразить, нет у него сил противостоять врагам. Пасущийся в степи скот становится чужой собственностью, нажитый в доме скарб забирается чужими людьми. Он стал упрашивать, извиваться: «Не исправить дела давно минувших дней, может что-то и было, но все это поросло быльем». Но Хондайджы-хан и слышать ничего не желает. Он увел из владения Апрей-чайзана весь его скот, забрал имущество и увез семилетнего мальчика.
С тех пор сын Апрей-чайзана рос в неволе. В далекие земли попал мальчик, убежать не было возможности. Его превратили в раба, заставили пасти телят, работать по хозяйству. Его плохо кормят, плохо одевают. Законы Хондайджы-хана суровые и жестокие. Провинившихся людей казнили, отрубали на плахе головы. Специально обученные палачи приводили казнь в исполнение. Перед дворцом ойратского хана был сделан эшафот - «хара тоге», где виновным отрубали головы. На службе у Хондайджы-хана были специальные доносчики - «сюмзюки». Услышав какие-нибудь необычные вести, они сразу доносили Хондайджы-хану. Правитель приказывал привести возмутителя спокойствия, совершал суд над ним. Сюмзюки - т. е. соглядатаи и доносчики, давно стали следить за сыном Апрей-чайзана.
Однажды мальчик в степи нашел высохший череп лошади. Молчаливый сын Апрей-чайзана, обняв череп, запел:
«Я узнал голову богатырского коня,
Я вспомнил взрастившего меня отца.
Я узнал голову коня-тулбара,
На память приходит родившая меня мать.
Разве скажут на тебя, череп, что это голова богатырского коня,
Разве скажут на меня, что это сын Апрей-чайзана.
Разве скажут на тебя, череп, что это голова коня-тулбара,
Разве скажут на меня, что это княжеский сын Толы Хоорая».
Мальчик был княжеского рода, а не сыном простого человека. Он был рожденным стать ханом. «Если бы этот тулбар был живым, то я бы убежал с ним из неволи на Родину», - произнес сын Апрей-чайзана. Услышав его песни, доносчики тотчас же явились к Хондайджы-хану со словами: «Мальчик из Толы Хоорая вот так поет, он знает скакунов-тулбаров».
В Ойратской земле не было ни тулбаров, ни знатоков коней. Хондай- джы-хан приказал привести к нему сына Апрей-чайзана. Когда мальчик явился, ойратский правитель спросил: «Парень, ты знаешь скакунов- тулбаров?». «Да, - говорит сын Апрей-чайзана, - я вспоминаю лошадей своего отца. Способов определения тулбаров сейчас не помню, но отцовские кони были тулбарами». «У меня семьдесят табунов, - говорит Хон- дайджы-хан, - насчитывающих семьсот голов. Узнай среди них тулбара. Если узнаешь, то мне скажешь. Но если не сумеешь узнать, то твою голову отрубят на эшафоте «хара тоге».
Делать нечего. «Если среди твоих лошадей есть тулбары, то я узнаю, но если их нет, то откуда я их возьму?» - говорит паренек. Семьсот лошадей собирали по степи семь дней. Загнали их в большой лог, с одной стороны сделав большие ворота. Привели сына Апрей-чайзана, приказали искать тулбара. Паренек семь дней искал лошадей-тулбаров, но не обнаружил. Больше не осталось непроверенных ни жеребят, ни стригунков. «Ну, что, узнал тулбара?» - спрашивает Хондайджы-хан. «Нет, не нашел», - ответил мальчик. «Врешь, собака, сейчас же прикажу отрубить твою голову», - забушевал Хондайджы-хан.
Парня повели к плахе, где совершают казнь. Положили на эшафот. Два палача жалеют мальчика, один толкает другого, не решаясь казнь привести в исполнение. Вдруг откуда-то появился старик, едущий на телеге, с криками: «Постойте, этот паренек не всех лошадей осмотрел. Вот запряженная в телегу лошадь осталась, пусть посмотрит!». Народ стал смеяться, но мальчика все-таки подвели к старику. Этот старик как-то отправился пешком за дровами и нашел жеребенка, брошенного среди леса. Он оказался жеребенком, рожденным от одной из семерых кобылиц табуна красно-каурого жеребца Апрей-чайзана. Табун по дороге вернулся в родные степи Хоорая. Старик вырастил жеребенка до трех лет, после чего стал запрягать в телегу и сани. Сын Апрей-чайзана узнал тулбара из табуна своего отца. Хондайджы-хан не верит: «Если это тулбар, пусть примет участие в скачках с моими красно-гнедым и черно-гнедым скакунами, тогда я удостоверюсь. Если не сможет состязаться с моими беговыми конями, тогда отрублю твою голову. Если же сказал правду, то отпущу тебя на родину».
После этого разговора хан решил устроить скачки через три дня. Расстояние пробега определили от Ойратской земли до верховьев Енисея и обратно.
Старик стал учить мальчика - как готовить коня к бегу, как надо яро- вать - выдерживать лошадь на привязи без корма. Если неподготовленный конь побежит, то он «сгорит» от жира. Заодно он объяснил правила поведения седока. Старик сделал колотушку, нагайку. «Поначалу, - говорит старик, — ты будешь стегать коня колотушкой, ибо плетью его не пробьешь. Когда достигнешь верховьев Енисея, тогда колотушку выбросишь, будешь управлять нагайкой, вцепишься в поводья, которые не выпускай из рук».
Подошло время проведения конных состязаний. На дорогу вывели двух скакунов ойратского хана и красно-каурого трехлетнего жеребца Апрей-чайзана. Когда сын хоорайского чайзана ударил колотушкой своего коня, тот помчался, как выпущенная из лука стрела, не касаясь поверхности земли. Достигнув верховьев Енисея, красно-каурый конь не стал виден глазами, не стал слышен ушами. Два ойратских скакуна где-то далеко отстали. На финише, пробегая мимо дворца Хондай- джы-хана, сын Апрей-чайзана прокричал: «Теперь ты видел настоящего тулбара!». Затем, попрощавшись, развернул коня и поскакал в родные степи.
В то время Апрей-чайзан проживал в своих кочевьях. Он стал слабеть умом. Детей у него не осталось. Они со старухой вдвоем, мучаясь, доживают свои дни. По ночам нет сна их черным глазам и головам, причесанным на пробор. Одной ночью супруга вскочила с постели и говорит Ап- рей-чайзану: «Я сейчас видела сон, а сны мои бывают вещими. Наш сын верхом на красно-кауром жеребце возвращается на нашу землю. Ты, мой супруг, оседлай красно-каурую кобылицу, сделай деревянный крюк, поезжай наперерез красно-каурому жеребцу. Когда подскачешь к мчащемуся коню, схвати крюком нашего сына. Если ты пропустишь краснокаурого жеребца, то больше его тебе не догнать, а наш ребенок, не вернувшись к нам, ускачет». «Ты что с ума спятила?» - говорит Апрей- чайзан, не поверив старухе.
Когда стало светать, действительно, раздался цокот копыт бегущего тулбара. Послышался голос их сына: «Отец мой, Апрей-чайзан, каурый тулбар мою святую душу загубит, я не могу его остановить». Апрей-чайзан схватил длинный крюк, оседлал кобылицу, родившую тулбара, и выехал им навстречу. Он заметил недалеко от горы Куня поднимающуюся из-под копыт пыль, быстро подскочил к бегущему красно-каурому жеребцу, хотел крюком схватить сына, но промахнулся. Красно-каурый жеребец поскакал дальше, поравнялся с его юртой. Тогда Апрей-чайзан прокричал своей супруге: «Дорогая моя, вот жеребец проходит мимо. Быстро окропи горы белым молоком от белой коровы и непробованной аракой, попроси помощи у горных духов, пусть помогут нам!». Старуха выбежала из юрты, окропила горы молоком и аракой, стала благословлять горных духов. С помощью горных духов-хозяев Апрей-чайзан опять сумел догнать красно-каурого жеребца, зацепить крюком за кушак и стянуть сына с коня. Он схватил свое чадо, занес в юрту, там привел его в чувство. На своего сына они смотрят как на заново рожденного, как на заново выросшего. «Ничего, если кости целые, то мясо нарастет, если хозяин появился, то хозяйство будет держаться», - радуются родители.
Бегущий тулбар не может остановиться. Где-то в верховьях Абакана имеется гора Хоорат-тасхыл. Каурый жеребец добежал до этой горы и, наткнувшись на деревья, погиб.