Во времена войны с монголами, когда применялся лучной бой (по- хакасски «ухчаа тузы»), в одной кыргызской семье вырос единст­венный сын по имени Торгинджи-оол. Пришло время отправляться на войну. Молодому бойцу Торгинджи-оолу любимая мать в качестве та­лисмана вручила бараньи косточки: три альчика (хазых), семь плюсен (толарсых) и девять коленных чашечек (томых). «Всегда носи их с собой, -     наказала мать. - В случае беды бараньи косточки будут твоими обере­гами (по-хакасски «хуях»). Если будешь один ночевать в степи или тайге, расставляй их вокруг костра».

Военный поход против монгольской армии закончился поражением кыргызов, и остатки отрядов Хоорая врассыпную бросились бежать. Монголы неотступно преследовали побежденных. Торгинджи-оол выну­жден был в одиночестве пробираться сквозь таежные дебри и пустынные степи в родные места. Где бы он ни ночевал, всегда вокруг костра рас­ставлял заветные косточки: три альчика, семь плюсен и девять коленных чашечек. С восточной стороны огня (по-хакасски «от соо») он втыкал ожег (по-хакасски «чазоол») со своей шапкой. Выходящие на свет костра преследователи не решались схватить молодого кыргызского бойца, ибо им виделось бесчисленное количество воинов и слышались храбрые при­зывы побить неприятеля. Благодаря материнскому талисману, Торгинд­жи-оол не страдал от голода и жажды. Наконец, выйдя к берегам родного Абакана, он почувствовал себя в безопасности и решил выбросить амуле­ты. Но в ту же ночь был схвачен монголами, которые не увидели вокруг него охраны и не услышали грозных окриков. С тех пор среди хакасов запрещается выбрасывать на улицу указанные косточки. Согласно обы­чаю, их аккуратно зашивают в материю и вешают у дверей юрт, дабы разбойники и воры испугались сверхъестественной стражи.