Население и Культура

Этническая характеристика

Комплексное исследование данных письменных источников, археологии, антропологии и топонимики с привлечением этнографических материалов позволяет выявить, что тюркоязычное население появилось на территории Южной Сибири только во II в. до н. э. Левобережье Хакасско-Минусинской котловины и Северный Алтай, а также, очевидно, центральный район Северо-Восточной Тувы заселяли угроязычные этнические группы. Правобережье Хакасско-Минусинской котловины и горные хребты Западных и Восточных Саян, а также Западного Алтая населяли южносамодийские группы. В Канско-Красноярской лесостепи и далее на север обитали кетоязычные племена. Во II—I вв. до н. э. под давлением гуннов в Южную Сибирь впервые продвигаются с юга тюркоязычные племена. Раньше всех — гяньгуни (кыргызы), переселявшиеся из района Больших озер-через Тувинскую впадину па территорию Хакасско-Минусинской котловины. За ними, видимо, в бассейне Вепхнего Енисея и Хемчика в эпоху сложения шурмакской культуры появились другие тюркоязычные племена. Наконец, позднее всех Монгольский и Горный Алтай освоили тюркоязычные предки тюрков-тугю.

Для I—V вв. характерна этническая неоднородность и пестрота родо-племенного состава населения Саяно-Алтайского нагорья, где наряду с тюркоязычными группами различного происхождения продолжали жить угроязычные потомки динлинов, самодийцы и кетоязычные элементы. Эта особенность этноге-нетического процесса наложила яркий отпечаток на все дальнейшее его развитие вплоть до образования современных народов: хакасов, шорцев, алтайцев, тувинцев и тофаларов. Процессы отюречивания и ассимиляция угров, самодийцев и южных кетов протекали замедленно из-за сравнительной малочисленности раннего тюркоязычного населения. В VI—X вв., вошедших в историю как ранний период древнехакасского государства, ассимиляция еще продолжалась.

Древние хакасы состояли из ряда этнических групп, различавшихся между собою по происхождению и языку, хотя в то время уже слагалось не только тюркоязычное ядро в результате тюркизации части угров и самоедов, но и двуязычие. Рассматривая термины «хакас» и «кыргыз», мы уже говорили, что в енисейских письменных памятниках (эпитафиях на каменных стелах, надписях на скалах и отдельных предметах) не упоминаются названия кыргыз и хакас. Из этнонимов отчетливо читается один: «йэти бори» («семь волков»). Это наименование целиком совпадает с названием этнической группы современных хакасов и шорцев «Чит1—Пуур» («Семь волков»), в которую входят люди, относящиеся к семи фамилиям. Сохранение имени этой этнической группы в течение тысячелетия наглядно раскрывает прямые этногенетические связи современных и древних хакасов, а также родственных им шорцев. Сохранился и этноним «Туран», упоминающийся в одном из енисейских текстов и являющийся ныне названием одного из сеоков хакасов (сагайцев). Имеются и некоторые другие факты, свидетельствующие о давнем сложении устойчивой тюркоязычной группы, об отюречивании к VIII—X вв. тех частей южносибирских угров и самодийцев (хаасов), которые обитали в степной зоне Саяно-Алтайского нагорья.

В VIII и особенно в IX—X вв., судя по археологическим данным, на север, в Хакасско-Минусинскую котловину, из Тувы и Алтая проникают алтайские и центральноазиатские тюрки, хоронившие умерших по обряду трупоположения с конем, а в Туву, на Алтай, Обь, Иртыш, к Уралу, Байкалу и в Центральную Азию переселяются древние хакасы. Там под небольшими курганами найдены их захоронения по обряду трупосожжения (тюхтятская культура IX—X вв.). В IX—X вв. образовалось огромное древнехакасское государство, которое включало в себя этнические и родо-племенные группы, говорившие не только на различных тюркоязычных языках, наречиях и диалектах. В эту многонациональную державу, достигавшую по численности 2 млн. человек, входили южносамодийские, угро- и кетоязыч-ные группы, а также многие родо-племенные коллективы, язык которых в настоящее время установить невозможно.

В IX—XII вв. в княжестве Алтай кроме немногочисленных, подчинивших себе этот улус древнехакасских феодалов и их войск продолжали проживать местные этнические группы. Это потомки восточнотюркских (телёсы и др.), западнотюркских (тюргеши и азы) и карлукских племен (чыгат и др.); племена группы телэ (теленгуты и телеуты) и северных алтайцев. С тех пор у современных алтайцев сохранились и группы с самоназванием «кыргыз».

В то же время, по данным арабских и персидских авторов IX—XII вв., на верхнем и среднем течении Иртыша, в предгорьях Алтая и Тарбагатая, вплоть до оз. Балхаш, возникает государство кимакских племен. Кимаки были родственны кипчакам, жившим к западу и востоку от них. В середине IX в. ки-макские земли, как мы уже говорили, были захвачены древними хакасами. Последние поставили свои гарнизоны на торговых путях, ведущих на север (Среднее Приобье), запад (Среднее Прииртышье до верховий Урала) и юг (Верхний Иртыш и предгорья Тарбагатая).

Таким образом, древние хакасы вошли в соприкосновение с самодийцами и уграми Средней Оби и Иртыша, башкирами в Южном Зауралье, с огузами Центрального Казахстана, а на юге их владения граничили с землями карлуков Семиречья и уйгуров Восточного Туркестана. Походы в Забайкалье, на Амур и в район Великой стены столкнули древних хакасов с тунгусо-маньчжурскими, монгольскими, китайскими, тибетскими и другими этническими группами.

В конце X и в XI в. с востока на запад и юг активно продвигаются монголоязычные племена. В XI—XII вв. кимаки были вытеснены найманами, занявшими хребет Эктаг-Алтай (Монгольский Алтай) и верховье Иртыша.

В IX—XII вв. в Туве жили различные тюркоязычные родоплеменные группы. Это потомки чиков, телэ (телек) и другие мелкие группы, которых в это время стали называть кыштыма-ми. О них мы рассказывали в предыдущей главе.

Здесь же продолжали жить потомки восточных тюрок-тугю (позднее: тюлюши), сохранившие, как говорилось выше, свои этнографические особенности, в частности погребальный обряд. После разгрома уйгуров в Туве остались большие группы он-уйгуров и сарыг-уйгуров, связавшие свою судьбу с Енисеем. Они восприняли обычаи и культуру местных племен, но сохранили свои названия (ондар-уйгур, ондар, сарыглар, куль и пай-гара).

В горно-таежной Восточной Туве и в Тодже продолжали жить туба — потомки охотничьих племен дубо. В XI—XII вв. монголы называли их туматы (по данным Рашид ад-Дина) или тубасы (по «Сокровенному сказанию»). Кроме того, на восточных окраинах Тувинской котловины в XII в. жили уже монголоязычные ойраты, вытеснившие туматов из Прикосоголья в Туву.

После разгрома уйгуров в 840 г. на территорию Тувы, Прииртышья, Южного Урала, современной Монголии и Прибайкалья переселились воинские части древнехакасского населе-ния, во главе которых стояли феодалы из хакасского аристократического рода Кыргыз. Основные группы древних хакасов сохранились в составе современных тувинцев, окинских бурят, якутов и дархатов Монголии: кыргыз, хаасут и др. Самоназвание хаасут есть современная стяженная форма от древнего «хакас», оформленная аффиксом монгольского множественного числа («хаас + ут»; ср. тюркское «хаас + тар» — самоназвание качинцев). Среди башкир сохранились: кахас, кыргыз, табын и другие.

Изучение енисейских надписей позволило выявить, что древние хакасы говорили и писали в VII—XII вв. на двух наречиях. На наречии «э» говорили тогдашние северные хакасы, жившие на Июсах, Чулыме, по левому берегу Енисея от р. Ташебы до рек Теси, Ербы и ниже, а также на правобережье Енисея в долине р. Тубы. На наречии» «и» говорили южные хакасы, жившие в междуречье Абакана и Енисея, по левому берегу Абакана и по всей долине р. Уйбат.

Важно, что отмечаемое нами наличие в средневековой Хакасии VII—XII вв. двух групп тюркоязычного наречия (северного и южного) отражало, очевидно, вполне реальную картину, ибо близкие наречия зафиксированы языковедческой наукой и у современных хакасов: «э» — наречие северных хакасов (кызыльцы, шорцы, а также бельтиры), «и» — наречие южных хакасов (сагайцы, качинцы) и в литературном языке.

Неудивительно, что после переселения части древних хакасов в Туву в бассейне Верхнего Енисея и Хемчика появились памятники, на которых сделаны надписи на наречиях «э» и «и». Так, в Монголии, куда, очевидно, прошли основные силы южных хакасов, находится известная суджинская древнехакасская стела с надписью на южном «и»-наречии. Тува же была поделена между феодалами, преимущественно северохакасскими и по происхождению, и по языку. Это подтверждается преобладанием среди древнехакасских памятников Тувы надписей на северохакасском наречии «э» и генеалогическими взаимосвязями их тамгообразных знаков

Древние хакасы сжигали своих умерших, и их антропологический тип может быть установлен лишь по данным письменных источников. Свидетельства этих источников при характеристике внешности хакасов довольно единообразны. В «Синь Тан-шу» сказано: «Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком, а [люди] с карими глазами почитались потомками Ли Лин (полководца, наместника гуннов в I в. до н. э.— Л. К.). Мужчин было менее, нежели женщин. Мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, по выходе замуж, татуируют себе шею».

В «Тайпинхуаньюйцзи» сообщается: «Их жители телом все высоки и велики, с красными волосами, с зелеными глазами. Имеющих черные волосы называют несчастливыми... Имеющие черные волосы и черные глаза — это потомки Ли Лина... В этом царстве все жители обнажают голову, заплетают волосы (т. е. бреют головы и сзади заплетают волосы в косы.— Л. К.). Одежда сходна с туцзюэской», т. е. тюркской. Арабский географ ибн-Мукаффа (VIII в.) и персидский географ Гардизи также сообщают, что у кыргызов «красные волосы и белая кожа». Таким образом, у древних хакасов наряду с количественно преобладающими рыжеволосыми и голубоглазыми потомками европеоидов изредка встречались черноволосые и кареглазые или зеленоглазые люди (рис. 23).

Изучение источников позволяет составить представление о численности населения древнехакасского государства в IX—XII вв. Например, в разноязычных текстах уйгурской стелы, поставленной в 822 г. в Орду-Балыке, приведены данные о численности войск древних хакасов в начале хакасско-уйгурской войны. В иероглифической части надписи указано, что войско кыргызского кагана состояло из «400 000 натягивающих луки» воинов. Это 40 туменов. В согдийском тексте той же стелы упомянуты 200 000 воинов, т. е. 20 туменов. Если первая цифра верна, то общее количество населения древнехакасского государства в начале IX в., при учете коэффициента 5, составляло (400 000x5) 2 млн. человек. И это еще без жителей Тувинской котловины, которая до 840 г. находилась под властью уйгуров.

Из других сообщений мы узнаем, что во время войны с уйгурами в 40-х годах IX в. одна древнехакасская армия, совершившая поход во Внутреннюю Монголию и на Амур, насчитывала 70 тыс. конных воинов, а в разгроме уйгурской столицы Орду-Балык на р. Орхон участвовали 100 тыс. всадников. Таким образом, в двух этих армиях действовали 17 туменов конных войск. А ведь еще были войска, участвовавшие в походах в Восточный Туркестан, на Среднюю Обь, Средний Иртыш и вплоть до Южного Приуралья; были походы к Великой китайской стене и на оз. Байкал. Очевидно, что 40 туменов войск в эпоху широкой экспансии хакасских армий в IX в.— вполне реальная цифра. Итак, в конце IX — начале X в. численность населения древнехакасского государства была около 2 млн. человек. В это число входило не только тюркоязычное ядро средневековых хакасов, но и другие тюркоязычные и иноязычные этнические группы, находившиеся в феодальной зависимости от правящей верхушки огромного государства.

В «Синь Тан-шу» в статье о государстве Хагас сказано; «Население простиралось до нескольких сот тысяч [семейств], строевого войска 80 000». Эти цифры характеризуют общество начала XI в., т. е. почти 200 лет спустя после хакасско-уйгурской войны. В мирное время армия была уже только строевой. По ее численности нельзя создать представление о количестве населения. При всем том 8 туменов войска набирались от какой-то части населения, составлявшей (80 000x5) около 400 тыс, человек. Возможно, это и есть численность основного этнического ядра древних хакасов. Жителей было несколько сот тысяч семейств, т. е. численность населения составляла по-преж-нему около 2 млн. человек (400 тысячX5).

В источниках сообщается также, что родословные записи древних хакасов охватывали шесть-семь поколений, браки внутри одной группы были запрещены «до 6-го поколения включительно», что «при браках калым платится лошадьми и овцами. Богатые дают по сто и по тысяче голов»2. Как считают антропологи, средняя продолжительность жизни средневекового населения Хакасско-Минусинской котловины составляла чуть менее сорока лет. Но эти данные весьма приблизительны.

    Источник: Текст -  История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов