«ЭНЦИКЛОПЕДИИ» ТАМГ НА КУРГАННЫХ КАМНЯХ ТАГАРСКИХ МОГИЛЬНИКОВ ЮГА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (информационный потенциал и перспективы исследования)
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 646
Мухарева, А. Н., Рогова, И. Г. «ЭНЦИКЛОПЕДИИ» ТАМГ НА КУРГАННЫХ КАМНЯХ ТАГАРСКИХ МОГИЛЬНИКОВ ЮГА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (информационный потенциал и перспективы исследования) // Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию г. Енисейска) [Электронный документ] //
Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 23–25 октября 2019 г. — Красноярск:
ООО «Лаборатория развития». 2019. — 452 с., С. 255-258
«ЭНЦИКЛОПЕДИИ» ТАМГ НА КУРГАННЫХ КАМНЯХ ТАГАРСКИХ МОГИЛЬНИКОВ ЮГА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (информационный потенциал и перспективы исследования)
Погребальные памятники татарской эпохи, характерной чертой которых является наличие каменных оград с вертикально поставленными плитами, широко распространены в бассейне Среднего Енисея и остаются неотъемлемой частью степных ландшафтов юга Красноярского края. Нередко на плитах этих оград присутствуют свидетельства изобразительной деятельности создавшего их населения, а также народов, проживавших на территории региона в более позднее время. Зачастую отличаясь от наскальных сцен принципом композиционного построения, изображения на курганных камнях не менее информативны и разнообразны в сюжетном и стилистическом планах. Несмотря на это обстоятельство, они реже, чем наскальные, попадают в сферу внимания специалистов. Это обусловлено не только определенными трудностями их выявления и фиксации, но и неудовлетворительной степенью сохранности петроглифов: они сильнее подвержены воздействию природных факторов разрушения, а многие курганные камни были перемещены или вовсе уничтожены в результате интенсивного освоения земель региона в XIX-XX вв. Даже в тех случаях, когда композиции на плитах оград тагарских курганов специалистами фиксировались, они чаще всего оседали в архивах, оставаясь неопубликованными.
Нередко при сопоставлении изображений на курганных камнях и скальных поверхностях обнаруживаются значительные различия в представленных сюжетах и образах, что заставляет обратить более пристальное внимание на сцены и фигуры, нанесенные на курганные плиты. Особенно это касается разнообразных «знаков копыт», тамг и других знаков, которые на курганных камнях преобладают не только количественно, но гораздо чаще, чем на скальных плоскостях, представлены в виде скоплений.
Учитывая значение тамг-петроглифов для изучения этносоциокультурных процессов и взаимоотношений между различными группами людей, некогда проживавших на территории региона, и большую информативность тамговых композиций по сравнению с одиночными знаками, обобщение и анализ таких скоплений, известных к настоящему времени на курганных камнях юга Красноярского края, представляется актуальным. Именно анализ тамговых композиций позволяет судить о последовательности нанесения знаков, более обосновано делая выводы об их атрибуции. Подобные скопления, известные на многих памятниках и в разных регионах, в научной литературе условно названы «энциклопедиями» [4, с. 33; 6, с. 79; 8, с. 91; 15, с. 61; 16, с. 212 и др.]. Они включают не менее трех тамг, которые, как правило, наносили за короткий срок (во время коллективной акции) или постепенно. Нередко удается надежно выявить несколько этапов нанесения тамг на одном памятнике. При этом более поздние знаки обычно не перекрывают ранние, а вписаны в оставшееся свободное пространство [16, с. 212].
Пожалуй, наибольшую известность среди петроглифических «энциклопедий» получили скопления тамг на стелах раннесредневековых культово-мемориальных комплексов Шивээт улаан (около 60 тамг по: [3, с. 576]) и Бомбогор (35 тамг по: [10, с. 41]) в Монголии. Анализ принципа нанесения тамг на стеле из Шивээт улаана позволил предположить, что «тамги выбивались разными людьми и, возможно, в разное время» [11, С. 33, 34], «принадлежали племенам, которые находились в близких отношениях или были покорены и включены в состав конфедерации» [11, с. 41]. А многократное повторение различных вариаций одного из знаков на стеле из Бомбогор олицетворяет, по мнению исследователей, «родство и близость лиц, запечатлевших свои тамги на этой стеле и причастных к судьбе человека, в честь которого был возведен данный поминально-мемориальный комплекс» [10, с. 45].
Следует отметить, что в последние годы появилось немало примеров плодотворного изучения «энциклопедий», выполненных на скальных плоскостях. Например, небольшие собрания, включающие «несколько изображений разных по форме знаков, нанесенных... таким образом, что существует возможность одновременного видения всей группы» тамг, были зафиксированы в петроглифах комплекса Тамгалы в Казастане [9, с. 166]. Их анализ позволяет установить, что «не все знаки в некоторых собраниях создавались одновременно», а определение последовательности появления тамг указывает на их относительную хронологию и дает возможность синхронизировать с аналогичными одиночными знаками в петроглифах региона [9, с. 166, 167].
Уникальна «энциклопедия» тамг на одной из скальных плоскостей памятника Калбак-Таш (Горный Алтай), выполненная «практически одноактно представителями нескольких родов или племен в момент заключения договора или союза» в непосредственной близости от раннесредневековых гравированных изображений и рунических надписей [4, с. 34]. Анализ этого скопления знаков позволил Г.В. Кубареву реконструировать некоторые аспекты этнополитической истории Алтая и сопоставить эти события с уже известной по письменным источникам исторической канвой [4, с. 38].
К сожалению, исследуя петроглифы юга Красноярского края, исследователи долгое время не уделяли должного внимания многочисленным скоплениям тамг. Их единичные фотографии можно встретить на страницах полевых отчетов [14, фото 10; 1, рис. 8]. Иногда прорисовки «энциклопедий» наряду с воспроизведениями сюжетных композиций присутствуют в публикациях, освещающих результаты обследования татарских курганов [13, рис. 9], а также памятников наскального искусства, где зачастую представлены разрозненно, вне композиционного контекста [17, pl. 42: 8.1-8.11, 50: 29.1, 29,2, 31.4-31.10, 54: 41.3-41.6 и др.].
Впервые на своеобразие «энциклопедий» тамг, помогающих «разобраться в их хронологии», специалисты обращают внимание при изучении изображений на плитах тагарских курганов Ша-рыповского района Красноярского края [12, с. 64]. Несколько позже анализ крупного скопления тамг на одном из камней ограды Салбыкского кургана позволил исследователям проследить генетические связи тамговладельцев с южными и западными соседями [16, с. 213, 214]. А изучение двух небольших скоплений тамг в петроглифах горы Большой Улаз в Новоселовском районе Красноярского края позволило выполнить хронологическую атрибуцию знаков и установить их принадлежность родственным кланам [6, с. 79-81].
Полевые исследования последних лет, осуществляемые авторами на петроглифических памятниках юга Красноярского края, позволили выявить новые скопления знаков собственности. Все они нанесены на камни оград тагарских курганов, образующих такие крупные могильники, как Георгиевский, Толстый Мыс, Большой Сибигур.
Наибольшее количество «энциклопедий» было обнаружено при исследовании петроглифов Георгиевского могильника (рис. 1: 1, 2), расположенного в Минусинском районе Красноярского края. Несмотря на то что изображения на его курганных камнях ранее уже привлекали внимание исследователей [14, фото 10; 2; рис. 7-21], только одна «энциклопедия» попала на страницы отчета [14, фото 10], так и оставшись неопубликованной.
В 2018 г. при выявлении и документировании петроглифов памятника было установлено, что на курганных камнях превалируют тамги, трижды представленные скоплениями от четырех до двенадцати знаков. Среди тамг количественно преобладают М-образные (22 тамги), также встречаются Y-образные, орнитоморфные, кругообразные. Техника выбивки и цвет патины для большинства знаков идентичны, но есть тамги, выполненные в иной манере. Лишь однажды, при анализе самой крупной «энциклопедии», зафиксировано перекрывание одного знака другим.
Анализ М-образных тамг в составе скоплений позволил определить начальную тамгу в виде буквы «М» без дополнительных элементов (все остальные знаки являются ее усложненными вариантами); аналогичные знаки, известные в контексте рунических надписей и на предметах из закрытых комплексов, указывают на время появления тамг этого типа на курганных камнях в пределах эпохи раннего средневековья, а картографирование позволяет связать их с населением, проживавшим на правобережье Енисея в районе места впадения в него р. Тубы.
Дважды небольшие скопления тамг были зафиксированы на курганных камнях могильника Толстый Мыс I. Одна из этих композиций состоит из тамг, локализованных исключительно на памятниках Чулымо-Енисейской котловины, а известные аналогии указывают на появление знаков на курганном камне в эпоху раннего средневековья. Вторая «энциклопедия» (рис. 1: 3), видимо, хронологически более поздняя, включающая Y-образ-ный и волнообразный знаки, а также схематичную зооморфную фигуру, использованную в качестве тамги, заслуживает особого внимания и ранее уже анализировалась одним из авторов [7, с. 294]. Учитывая, что образующие данную композицию петроглифы имеют схожий пикетаж и одинаковый цвет патины, можно говорить об их одновременном нанесении. Аналогичные же по набору знаков и стилистическим характеристикам композиции известны на других памятниках, как и традиция использования зооморфных тамг в петроглифах нового времени [5, рис. 12.88] и в русско-кыргызских договорах XVII в. [5, рис. 1.1].
Небольшая «энциклопедия» на одном из курганых камней татарского могильника под горой Большой Сибигур представлена тремя крупными тамгами одного типа (рис. 1: 4), локализация которых также связана исключительно с территорией Чулымо-Енисейской котловины. Аналогичный знак входит в состав одной из «энциклопедий» могильника Толстый Мыс I, наибольшая же их концентрация зафиксирована в петроглифах горы Большой Улаз [6, с. 79], где подобные тамги входят в состав динамичных сцен эпохи раннего средневековья. Обнаруженная на камне ограды соседнего кургана руническая надпись не противоречит данной атрибуции.
Таким образом, новые «энциклопедии», выявленные на курганных камнях тагарских могильников юга Красноярского края, значительно расширяют корпус подобных источников и возможности их анализа. Во всех случаях характер размещения тамг на курганных камнях и крупные размеры знаков свидетельствует о том, что они предназначались для преднамеренной демонстрации, а их локализация указывает на территорию проживания тамговладельцев.
Несомненно, дальнейшему изучению скоплений тамг на плитах оград татарских курганов юга Красноярского края будет способствовать накопление фактического материала в ходе последующих полевых исследований. Для этого следует проводить осмотр всех курганных камней даже в том случае, если они изучались ранее, применять современные технические возможности для документирования тамг, позволяющие воспроизвести все особенности и элементы знаков. Также важны архивные материалы исследователей (уникальные фотографии, зарисовки или описания знаков), занимавшихся раскопками или разведками могильников, на плитах оград которых были скопления тамг. Определенные перспективы открываются при сопоставлении тамг на курганных камнях с аналогичными знаками на предметах и в письменных источниках. Представляются актуальными систематизация и создание полного корпуса источников по тамгам на курганных камнях региона.