История Хакасии

Заина А. Л. ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ДРЕВНИХ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ /  Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию г. Енисейска) [Электронный документ] // Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 23–25 октября 2019 г. — Красноярск: ООО «Лаборатория развития». 2019. — 452 с., С. 255-258

ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ДРЕВНИХ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Аннотация. Енисейская Сибирь богата своим древним историко-культурным наследием. С гжелью его сохранения необходимо создание сети музеев-заповедников, которые включают наскальные рисунки и прилегающие другие объекты археологии (стоянки, могильники, жертвенники и др.). Это создаст определенные условия для решения ряда задач социального, экономического и культурного развития нашего региона.

Ключевые слова: Енисейская Сибирь, историко-культурное наследие, объекты археологии, петроглифы, музеи-заповедники, культурный туризм, научно-познавательный интерес, гражданская ответственность.

Приенисейская Сибирь в силу своих природногеографических особенностей издавна привлекала богатством своих ресурсов древнего человека. На Енисее и Ангаре обнаружены стоянки палеолитического человека, жившего десятки и сотни тысяч лет назад, и, возможно, предка «американцев», пересекших Берингов пролив в ледниковый период. В эпоху новокаменного века человек освоил практически все пространство Енисейского региона от Таймыра до Тувы. Уже в 3 тыс. до н.э. в степях Среднего Енисея появилось скотоводство и колесный транспорт, человек стал осваивать металл (медь). Своеобразная Окуневская культура эпохи ранней бронзы отличается уникальными шедеврами монументального творчества, созданными 4 000 лет назад которым нет аналогов в мировом масштабе. В эпоху развитой бронзы 3 000 лет назад развиваются ранние формы кочевого скотоводства, появляются колесницы. Это связано с масштабной миграцией индоевропейцев на восток. Она отмечена в Енисейском регионе появлением ан-дроновской культуры, границы которой охватывают широкие просторы Казахстана, Урала и Сибири. Причем название эта древняя мегакультура получила по первым находкам у с. Андроново в Ужурском районе Красноярского края. В эпоху поздней бронзы бронзолитейное производство енисейцев достигает наивысшего расцвета. Высококачественные образцы минусинских карасукских бронз мы можем наблюдать даже в южных провинциях Китая. В скифское время на Енисее складывается своеобразная татарская культура, практически идентичная культуре скифов Причерноморья. В устье р. Тасеевой (приток Ангары) находится самое северное в Азии скульптурное каменное изваяние антропоморфного вида, где выявлен уникальный жертвенный комплекс этого периода [4]. Последующие глобальные исторические события также нашли отражение на берегах Енисея: гуннская экспансия, появление ранних государственных образований, монгольское нашествие и др. Революционным событием в истории раннего средневековья стало появление и распространение енисейской рунической письменности (VI-VII вв.).

Но не только богатым арсеналом древних вещественных свидетельств отличается Приенисейская Сибирь. Здесь как нигде сконцентрированы памятники наскального искусства, сюжеты которого ярко иллюстрируют основные вехи развития культуры наших предшественников от эпохи камня до средневековья и этнографической современности. Только одно дело — изучить, а другое — сохранить памятники древней истории. В настоящее время чрезвычайно актуальны вопросы популяризации древнего историко-культурного наследия, развития внутреннего культурного туризма. Но без должной охранительской деятельности, научного обеспечения организованной туристической и экскурсионной деятельности мы рискуем потерять многие известные уникальные объекты.

Позитивные шаги в деле пропаганды и популяризации через СМИ памятников древней культуры часто несут «нездоровые» последствия: неконтролируемые посещения объектов и связанные с ним акты вандализма, грабительские раскопки. Особенно страдают археологические объекты открытого типа — памятники наскального искусства. Документально поставленные на государственную охрану, они фактически не защищены от внешнего влияния как со стороны природы, так и человека [5].

Поэтому необходимо создание особо охраняемых территорий (музеи-заповедники), которые должны включать не только памятники древнего наскального творчества, но и прилегающие археологические объекты (стоянки, могильники, производственные и культовые места). Заповедный статус территории и музейная сохранность объектов на ее площади, квалифицированная экскурсионная деятельность и контролированный туризм, регламентированная научно-исследовательская деятельность могут быть реально гарантированы при наличии соответствующего учреждения культуры с полагающимся штатом профессиональных работников. Подобный позитивный пример мы можем наблюдать в соседней Кемеровской области, в музее-заповеднике «Томская писаница». Согласно Государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации предполагалось до 2015 г. создать систему историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в субъектах РФ, в том числе на территории Красноярского края, в Шарыповском районе (музей-заповедник «Шарыпово») [3, с. 2]. Но, несмотря на проводимый комплекс мероприятий по сохранению объектов древнего историко-культурного наследия на территории нашего края, реальных действий, направленных на музеефикацию памятников археологии вообще и наскальных рисунков в частности, в настоящее время, к сожалению, пока не наблюдается [2].

Позитивные шаги в этом направлении можно увидеть в Хакасии, где с 2009 года идет процесс создания музеев под открытым небом на базе памятников наскального искусства и исследованных курганных комплексов («Казановка», «Улуг-Хуртуяхтас», «Усть-Сос», Полтаковский музей наскального искусства, «Древние курганы Салбыкской степи», «Малоарбатская писаница» и др.). Идея музеефикации археологических памятников в Хакасии витала в умах еще в 80-е годы ХХ-го столетия, но ее активная реализация пришлась на начало XXI века, когда была принята республиканская целевая программа «Популяризация объектов культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009-2013 годы», основной идеей которой стало создание в регионе сети музеев под открытым небом. Эта программа уникальна и пока не имеет аналогов в Российской Федерации. Но наряду с достижениями у хакасских коллег есть ряд проблем. Так, помимо финансовых вопросов, вскрылась острая нехватка квалифицированных специалистов в области экскурсионнотуристической и музейной деятельности, научно-исследовательской работы [1].

К сожалению, подобная, далеко не оптимистичная перспектива ожидает и нас. До недавнего времени вполне успешно развивалось музееведческое направление на историческом факультете КГ11У им. В. П. Астафьева по направлению подготовки «музеология и охрана памятников», «туризм и экскурсионная деятельность». Студентами и магистрантами был проведен не только мониторинг современного состояния объектов древнего историко-культурного наследия, изучены многие памятники, но и разработаны проекты музеев-заповедников на территории Краснояркого края («Шалаболинская писаница», «Тесин-ский», «Учум», «Каратаг», «Тепсей», «Гора Кедровая» и др.) [7; 8]. Но в последние годы данное направление подготовки сворачивается по причине отсутствия бюджетных мест при очередном наборе абитуриентов. Усугубило положение повышение стоимости за платное обучение. Реанимировать создавшуюся ситуацию и решить проблему может только социальный заказ со стороны Министерства культуры края.

Не все обстоит хорошо и с археологическим образованием, высоким уровнем которого всегда отличался исторический факультет КГПУ им. В.П. Астафьева. В последние годы свертывается преподавание археологии, истории материальной культуры народов Сибири и др. Археологическая практика, которая позволяла студентам непосредственно постичь древнее прошлое края, по причине отсутствия финансов аннулирована и в последние годы частично компенсировалась за счет научно-исследовательских грантов, участие в которых охватывало ограниченный круг студентов и носило «точечный» характер. Но даже многие выпускники, мотивированные желанием исследования древнего историко-культурного наследия нашего края, имеющие практический опыт археологических изысканий, не могут найти применения своих сил по причине ограниченности соответствующих штатных должностей в тех немногих учреждениях, которые еще могут проводить данную деятельность (КККМ, КГПУ, СФУ, МРКМ и др.). По данной причине многие из них в лучшем случае реализуют свои потенции во время эпизодических охранно-спасательных работ, в худшем — пополняют ряды «черных копателей».

Соответственно, в настоящее время красноярцы практически не могут конкурировать с другими образовательными и научно-исследовательскими центрами (КемГУ, ИГУ, ИАЭт СО РАН, ИИМК и др.), которые с каждым годом наращивают свою активность археологических исследований на территории Среднего Енисея, материалы которых так или иначе «уплывают» из нашего региона и становятся известны нам спустя годы и, как правило, только по публикациям в научных изданиях.

Промышленное освоение Приенисейской Сибири в настоящее время связано с проведением археологической экспертизы (согласно ФЗ № 73 от 2002 г.), что породило волну возникновения всевозможных организаций, получивших лицензию на проведения археологических исследований. К сожалению, большинство их ориентировано на получение финансовых выгод, а не качественное обследование территорий, где планируется производство земляных работ. На этом фоне позитивно себя позиционируют ООО «Красноярская Геоархеология», НПО «Археологическое проектирование и изыскания», в состав которых влились по вышеуказанным причинам выпускники красноярских вузов (КГПУ, СФУ) и которые активно сотрудничают с образовательными и культурными учреждениями края (КККМ, КГПУ, СФУ, МРКМ и др.). Но и данные организации часто вынуждены пополнять ряды своих сотрудников за счет специалистов из других регионов, решать вопросы повышения квалификации, прохождения стажировок своих работников за пределами края в ведущих научных центрах России. В результате многие широкомасштабные работы, которые проводились, и проекты, которые реализуются на территории нашего края, курируются сторонними организациями. Например: «Богучанская ГЭС» — ИАиЭт СО РАН (Новосибирск), «ж.д. Курагино — Кызыл» — ИИМК (Санкт-Петербург) и др.

Соответственно определяется круг задач, которые необходимо решать в ближайшее время:

— активно взращивать местные квалифицированные кадры в деле археологии, этнографии, музееведения и охраны объектов культурного наследия, а также культурного туризма и экскурсионной деятельности;

 

— стимулировать и расширять существующие, создавать новые и реанимировать старые научно-исследовательские, образовательные и культурные центры данных профилей8

 

— при разработке и планировании охранно-спасательных работ, археологических исследований аварийных объектов приоритет отдавать в деле их реализации местным научно-исследовательским, образовательным и культурным центрам как основным исполнителям, а не субподрядчикам;

 

— для контроля и мониторинга объектов культурного наследия, их учета, пресечения актов вандализма и грабительских раскопок создать филиалы Центра по сохранению историко-культурного наследия Красноярского края согласно районированию региона;

 

— в целях реальной охраны объектов древнего и традиционного культурного наследия, развития культурного туризма создать историко-культурные, природно-исторические особо охраняемые территории (музеи-заповедники, национальные парки). Продуктивна разработка и реализация целевой программы (краевого или федерального уровня) на 2020-2030 гг. В «пилотном» варианте необходимо ее апробировать в 2020 году на примере проектируемых музея-заповедника «Шалаболинская писаница», природно-исторического парка «Койское белогорье» [6].

Успешное решение вопросов по организации историко-культурных музеев-заповедников позволит решить насущные задачи научного, образовательного, воспитательного, просветительского характера:

— изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия;

 

— развитие научно-познавательного интереса к древнему прошлому (прежде всего у школьников);

 

— повышение общеобразовательного исторического уровня у молодежи;

 

— развитие научного и других видов туризма (как отечественного, так и международного) на территории края;

 

— воспитание уважительного отношения к истории родного края, развитие патриотизма, формирование гражданской ответственности у подрастающего поколения.

Более того, активное вовлечение в работу музеев местного населения поможет решить актуальные задачи современности социального характера: возрождение российской глубинки, сибирской деревни, занятости населения, возвращение молодежи в село.

Реализация данной программы, несомненно, поднимет престиж Красноярского края не только на отечественном, но и международном уровне, создаст определенные условия для решения ряда задач социального, экономического и культурного развития нашего региона.

Реклама*