ДЖУНГАРСКОЕ ХАНСТВО И ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА ТЮРКОВ САЯНО-АЛТАЯ. - Бутанаев В.Я.
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 141
© В.Я. Бутанаев, 2021
Бутанаев В.Я. ДЖУНГАРСКОЕ ХАНСТВО И ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА ТЮРКОВ САЯНО-АЛТАЯ.
Источник: Бутанаев, В. Я. Джунгарское ханство и историческая судьба тюрков Саяно-Алтая / В. Я. Бутанаев // Народы Алтая в социокультурном пространстве России на рубеже эпох : Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня образования Республики Алтай и 265-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства, Горно-Алтайск, 15–16 июля 2021 года / Редколлегия: Н.В. Екеев (отв. ред.) [и др.]. – Горно-Алтайск: Бюджетное научное учреждение Республики Алтай "Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова", 2021. – С. 224-232. – EDN KLYJJF.
В начале XVII века на территории, находящейся между Саяно-Алтаем и Тянь-Шанем,возникло Джунгарское ханство, просуществовавшее от 1635 г. до 1758 г. Его основное население, составляли западные монголы, именовавшие себя «ойрат». Во времена Чингис-хана ойраты составляли тумен левого крыла (джунгар) монгольского войска и поэтому их именовали еще по-монгольски джунгарами. Ойраты на начало XVII в. составляли союз из четырех племен: чоросов, дэрбэтов, хошоутов и торгоутов. В 1635 г. торгоуты, в результате междуплеменных разногласий, перекочевали на Волгу, где создали Калмыцкое ханство. Племя чорос стало главным в Джунгарии, и из него выбирались правители ойратов. В период своего могущества (XVII – начало XVIII вв.) под властью ойратов находились казахи, кыргызы Тянь-Шаня, кыргызы Енисея, алтайцы и тувинцы.
В русских документах многие народы и государства получали имена, далеко не созвучные с их самоназванием. Так, Кыргызстан в русских документах XVII в. назывался «Бурутской землей», ибо тянь-шаньских кыргызов джунгары именовали «бурутами». С другой стороны, Джунгария в русских источниках была известна как «Калмыцкая землица», а сами джунгары, самоназвание которых было «ойрат», назывались не иначе как «черные калмаки». Южные алтайцы именовались «белыми калмаками». Именно так «калмаки» ойратов называли казахи и тянь-шаньские кыргызы.
Основателем Джунгарского ханства стал Эрдэни-Батурхунтайджи (1635-1653 гг.), старший сын князя Хара-Хула, из племен чорос. В 1640 г. Эрдэни-Батур у себя в ставке на р. Эмиль-гол в Тарбагатае проводит всемонгольский съезд, на котором было принято «Степное уложение монголо-ойратских законов» (Их Цааз-бичиг). «Сие уложение есть зеркало, на поверхности коего со всею ясностью изображаются нравы, обычаи, образ мыслей, способы жизни и степень просвещения у монгольского народа» - отмечал Н.Я. Бичурин [1, с. 39]. Монголо-ойратские законы действовали не только на территории Джунгарии и Монголии, но и на Тянь-Шане, Алтае и в кыргызском Хонгорае, укрепляя позиции ойратского правителя.
После смерти Батур-хунтайджи стал править его сын Сенге (1654- 1670 гг.). В 1670 г. Сенге-тайша был убит своими сводными братьями Цэцэном и Цзотба-Батуром. Трон достался его брату Галдан-Бошохтухану (1671-1697 гг.), который до того был ламой в Тибете. Он стал проводить масштабную политику объединения всех монгольских земель. В 1680 г. Галдан-Бошохту-хан присоединил к Джунгарии Восточный Туркестан. В 1690 г. он начал войну с империей Цин, но в 1697 г. потерпел полное поражение и покончил жизнь самоубийством.
На ойратском престоле воцарился Цэван-Рабдан (1697-1727 гг.), сын Сенге и племянник Галдана-Бошохту-хана. В 1697 г. Цэван-Рабдан перенес свою ургу (ставку правителя) в долину р. Или. Старая ставка на р. Эмиль-гол передана двоюродному брату Цэрэн-Дондобу, старшему наместнику Северо-Восточной Джунгарии.
В начале ХVIII в. Цэван-Рабдан, по политическим мотивам, переселяет кыргызов Хонгорая, телеутов Северного Алтая, мингатов и оржаков из Тувы в центр своих владений, создав из них новые отоки. Кроме того, на территорию Алтая была переселена часть тяньшаньских кыргызов, под названием буруты.
После Цэван-Рабдана стал править его старший сын ГалданЦэрэн (1727-1745 гг.). Это был период расцвета Джунгарского ханства. В 1716 г. ойраты совершили поход в Тибет и заняли священную Лхасу, но в 1720 г. цинские войска вытеснили их оттуда. В 1725 г. ойраты захватили Ташкент, Туркестан и почти весь Казахстан.
После смерти Галдан-Цэрэна в 1745 г. разгорелась борьба за власть. За короткое время на троне сменили друг друга четыре хана: Цэван-Доржи (1746-1749 гг.), Лама-Доржи (1749-1753 гг.), Даваци (1753-1756 гг.) и Амур-Сана (1756-1757 гг.). Все девять правителей, побывавшие на троне Джунгарии, происходили из династии чоросов. Только последний, Амур-Сана (букв. «Благонамеренный»), принадлежал к чоросам по женской линии.
В 1756 г. Цинская империи ввела в Джунгарию полумиллионную армию, которая в 1757-59 гг. полностью уничтожила ойратское государство. Из 600 – тысячного населения Джунгарского ханства уцелело 30-40 тысяч ойратов.
Остатки их, вышедшие к границам Российского государства, были переселены на Волгу, где ныне они известны под именем «калмыки». В 1760 г. на территории Джунгарии и Восточного Туркестана было образовано китайское наместничество Синьцзян (букв. «Новая граница»).
Население Джунгарии делилось на родовую (природную) знать, носившую титул «тайджи». Жалованная знать носила титул «зайсан». Простолюдины назывались «харачу», а рабы – «ясырь». Простые скотоводы несли повинности «албан» в пользу государства и зайсанов. Во главе ханства стоял хан из племени чорос, носивший титул «контайша». В административном отношении Джунгарское ханство разделялось на отоки, анги и цзисаи. Отоками назывались административно-хозяйственные единицы, составлявшие личный удел чоросского хана. Ойраты кочевали «хотонами», т.е. группами семей, связанных родством. Несколько хотонов объединялись в аймаки, а аймаки в отоки. В случае войны оток обязан был выставить до тысячи воинов. «Анги» обозначали уделы ближайших родственников хана и родовой знати. «Цзисаи» представляли небольшие уделы, отданные буддийскому духовенству для их содержания. Все указанные административные единицы были разделены на роды, каждый из которых управлялся наследственным зайсаном. Всего в отоках, анги и цзисаи насчитывалось более 200 тыс. семей или около 1 млн. человек. Войска у контайши насчитывалось 60 тысяч человек. Во время войны ойраты могли выставить не менее 100 тыс. всадников [6, с. 243].
Согласно письменным источникам, уже в 1630 гг. часть енисейских кыргызов стала «контайшиными людьми». Этому процессу способствовали брачные связи кыргызской аристократии с ойратскими княжнами. Сестра Харахулы, княгиня Абахай была замужем за Кочебаем Батараевым. В 1638 г. русский посол к Алтынхану В. Старков писал: «И в нынешнем же во 7147 году сентября в 22 день пришли в Кыргызы на реку на Белой Миюс в улусы к кыргызскому князцу к Табуну, да к матери его к Абакаю-княгине, и к Богучею-князцу. И княгиня Абакай нам против того сказала: Табун де да Изерчей – дети мои, и без моего де ведома над государевою казною и над вами дурна никакого не сделают, только де вы меня почтите русскими гостинцами. А она, княгиня Абакай, родом черных калмаков, Карагулина сестра, а кыргызами всеми владеет…А ее, Абакая-княгиню, и сына ее Табуна кыргызы слушают» [2, с. 103-105]. Алтысарский князь Бехтеней Ноянов был женат на дочери Харахулы, а следовательно, его сын Изен тайджи Бектенев был ему племянником.
Глава Джунгарии при своей ставке воспитывал и обучал детей кыргызской знати. Например, Поятана, сына алтысарского Изентайджи Бектенева, «взял маленького Баатыр-контайша и вспоил и вскормил у себя и ныне [Поятан – В. Б.] служит ему Баатыр-контайше» [2, с. 221].
Батур-контайша, являясь двоюродным братом кыргызского князя Исарского улуса Табуна Кочебаева, проявлял особые родственные чувства к Хонгораю. Он заступался за кыргызов и даже посылал свои войска для их поддержки в борьбе с Россией. Например, в 1642 г. томские служивые люди сообщали: «А хотят де те калмаки быти войною под Томский город, а подняла де их калмаков из Кыргыз Кочебаева жена княгиня Абахай, а тот де государь Шохты-тайша ей, княгине Абахаю, брат родной, а контайша Батыр ей княгине племянник родной» [2, с. 223]. Батур контайша потребовал, чтобы выпустили из тюрьмы города Томска Изен тайджу, да «иной де кыргызской полон, а в православную христианскую Веру крестить не велел». Речь шла о пленных кыргызах, которые оказались в Томске после похода Я. Тухачевского в 1641 г. Однако русские власти Изен тайджу не отпустили. Тогда в 1644 г. контайша отправил официальное письмо в Тобольск. «Во 7151 году писал он, Контайша в Тобольск в листу своем, что государевы ратные люди его контайшиных ясачных людей кыргызов повоевали и взяли племянника его со многим ясырем. И кыргызы были под твоею государевой Высокою рукою и ясак тебе, государь, платили…. А о племяннике его Исене писано тебе, государь, об указе. А как твой государь указ будет и его Исеня к нему контайше отпустят» [2, с. 237].
Положение енисейских кыргызов несколько ухудшилось, когда на смену Батур-контайши пришел его сын Сенге-тайша, правивший с 1657 по 1670 гг.
Начиная с 1667 года, Хонгорай оказался в вассальной зависимости от Джунгарии. В 1669 г. Сенге-тайша поставил здесь своего наместника, которому от его имени поручалось «надо всею Кыргызскою землею владеть» [6, с. 244]. Джунгарский наместник жил в Алтырском улусе. Его урга (ставка) располагалась по р. Ниня, правого притока Уйбата. В этот период политический центр Хонгорая переместился на юг, в долину Абакана. Первым наместником, поставленным в 1669 г., был Киличин Кошиочи. В 1671 г. его сменил Ейзан Кенегей, утвержденный в данной должности новым правителем Джунгарии Галдан Бошохтуханом (1671–1697 гг.) [6, с. 244]. Через год, весной 1672 г., в Кыргызской земле был поставлен новый наместник по имени Байту-хан. В 1683 г., по сообщению русских послов, приехавших в Алтырский улус, «у кыргызов живет калмыцкий наместник, именуемый Батыр-Ейзан, который командует ими». Последний наместник Аба-зайсан покинул Хонгорай вместе с угоном енисейских кыргызов в Джунгарию в 1703 г.
Население Хонгорая обязано было платить албан (ясак) джунгарскому хану по пять соболей с каждого мужчины. Вся тяжесть поборов полностью падала на плечи кыргызских киштымов (вассальное население). Например, в 1702 г. езерский бег Шорло Мерген требовал со своих киштымов «со всех волостей на контайшу по пять соболей и на кыргызских князцов по тому же» [6, с. 244]. Ослушание строго каралось. Например, за отказ кыргызов участвовать в военной операции против монголов, Галдан-Бошохту-хан в гневе «их де кыргыз хочет запродать в Китай, а землю их кыргыз сделать пусту».
Кыргызские князья со своими воинами регулярно выезжали для несения службы в ставку контайши. В 1685 г. алтырский бег Даин-Ирка вместе со своими батырами прожил целый год у Галдан -Бошохту-хана [6, с. 245].
Джунгарский правитель Галдан- Бошохту-хан призывал их для участия в войне с монголами. «А велено де им, кыргызам, с собою гнать тысячу лошадей, а на Кыргызской де землице велено оставить малых людей, чтоб им можно уберечь Кыргызскую землю от прихода воинских томских и красноярских служилых людей».
Кроме того, если в Джунгарии случался захват в плен женского населения, то ойраты для пополнения своих семей забирали к себе женщин из зависимых землей. Например, в 1689 г. «как де ходили на мунгал войною калмытцкой Бушухту-хан, и без него де пустое его кочевье погромили — жен и детей и скот Казачья орда. Да от ясашных же де людей есть слух таков: пришли де в Кыргызскую землицу, которая под Бушухту-ханом, калмытцких Бушухту-хановых людей 300 человек пеших, а седла де несли на себе, и емлют де с тех кыргыз ясак — от скота пятую скотину, а у скотных мужиков отгоняют табунами, и записывали де женок и девок хороших» [4, с. 223].
В 1703 году ойраты совершили угон енисейских кыргызов в Джунгарию. Исходя из результатов наших исследований, был выяснен факт массового угона населения Хонгорая, который не остался незаметным в истории Центральной Азии. Причиной послужила военная угроза Джунгарии со стороны Китая, который видел в Хонгорае потенциального союзника. Китайский император стал угрожать в своих грамотах джунгарскому хану Цэван Рабдану, что ежели он не станет подданным Цинской империи, то маньчжуры разгромят ойратов, наступая двумя дорогами. Первый, главный путь идет с востока через Хан-Хонгорай, где, по словам китайского императора, кочуют «российские буруты», настроенные против джунгар. «И контайша де убоявшись … и кыргыз к себе велел взять, чтоб кыргызы от него контайши не отложились».
Кыргызская знать, перекочевав в Джунгарию, потеряла права на эксплуатацию своих подданных в киштымских урочищах, из-за которых на протяжении столетия велась непримиримая война с русскими. Поэтому становится ясным, что инициатива переселения кыргызов исходила от джунгарского хана и была поддержана некоторыми кыргызскими князьями под давлением со стороны ойратов. О недовольстве кыргызов угоном с родовых кочевий свидетельствует факт их массовых побегов (до полутора тысяч) в 1704-1707 гг. из Джунгарии в Хонгорай.
В регионе енисейских кыргызов к началу XVIII в. проживало примерно 15–20 тыс. человек. По русским документам угону подверглось «всего мужска и женска полу тысячи с три дымов», т.е., при коэффициенте пять на каждое хозяйство (дым) – около 15 тыс. кыргызов. После этого в Хакасско-Минусинском крае осталось всего 600 «луков» – боеспособных кыргызских мужчин. Таким образом, угон принял грандиозный размах и охватил почти все население региона (прежде всего – степняков-кыргызов). Не случайно это событие отразилось в хакасском фольклоре и рассматривается как национальная трагедия народа.
Дальнейшая этническая судьба угнанных кыргызов сложилась трагически. Основная масса уведенных была поселена джунгарами за Иртышем, по р. Эмель-гол, и образовала особое кочевье (оток) в 4.000 кибиток с четырьмя зайсанами. Некоторая часть кыргызов после угона 1703 г. откочевала за Саяны, в Туву, образовав племенную группу в составе тувинцев. Небольшая часть хонгорцев, скрываясь от джунгар, переселилась за Восточные Саяны и оказалась среди иркутских бурят, составив род царских кыргызов.
Угону также подверглось население Телеутской землицы (Северного Алтая), которое составило в составе Джунгарии «теленгитский оток». В 1703 г. вооруженные отряды ойратов под конвоем переселили большую часть телеутов на верхний Иртыш и на р. Эмель-гол [7, с. 289]. Значительное количество племен оржак и мингат из долины реки Кемчик Тувы оказалось в Джунгарии. Угнанное тувинское население составило следующие отоки: «орчак», «орхан цзиран» и «мингат», общей численностью 4300 человек, кочевья которых располагались на реке Эмель-гол [1, с. 71–73]. Таким образом, в начале ХVIII века с территории Саяно-Алтая в Джунгарию было угнано более 13 тысяч кочевого населения.
Исходя из фактов переселенческой политики Джунгарии можно предположить, что угону подвергались и тянь-шаньские кыргызы. Вероятно их поселяли на Алтае, под названием буруты [6, с. 251]. Отсюда становится ясным почему язык южных алтайцев очень близок языку тянь-шаньских кыргызов. Южные алтайцы (алтай-кижи) являются частью бурутов, переселенных ойратами с Тянь-Шаня. В таком случае, концепция С.Г. Кляшторного и А. Мокеева [5, с. 25–93] об алтайском периоде в истории передвижения кыргызов с Енисея на Тянь-Шань является мифом.
Источники, литература
1. Бичурин (Иакинф) Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с ХV столетия до настоящего времени. – Элиста, 1991. – 127 с.
2. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1636– 1654. – М., 1974. – 467 с.
3. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1654– 1685. – М., 1996. – 559 с.
4. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1685– 1691. – М., 2000. – 487 с.
5. Мокеев А.М. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане (Этапы этнической и политической истории во второй пол. IХ – сер. ХVIII вв.). – Бишкек, 2010. – 280 с.
6. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности). – Абакан, 2008. – 672 с.
7. Уманский А.П. Телеуты и русские в ХVII – ХVIII веках. – Новосибирск, 1980. – 296 с.