О НЕРОДСТВЕННОСТИ ЕНИСЕЙСКИХ И ТЯНЬ-ШАНЬСКИХ КЫРГЫЗОВ
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 1227
Источник: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35128392_89562661.pdf
О НЕРОДСТВЕННОСТИ ЕНИСЕЙСКИХ И ТЯНЬ-ШАНЬСКИХ КЫРГЫЗОВ - В.К. Чертыков
Барс-бег был правителем государства енисейских кыргызов (конец VII в. – 711 г.). В конце VII в. он принял титул кагана, который был признан за ним правителем Второго Восточнотюркского каганата Капаганкаганом. Барс-кагану в супружество он дал свою племянницу, дочь покойного Ильтерес-кагана. В начале VIII в. Барс-каган проводил антитюркскую политику. К 710 г. он создал мощную антитюркскую коалицию, куда вошли также китайская империя Тан и Тюргешский каганат. События тех лет отражены в памятниках орхонской письменности. В надписи в честь тюркского полководца и государственного деятеля Тоньюкука выбиты такие строки: «Каган табгачский (китайский) был нашим врагом. Каган десяти стрел (тюргешский) был нашим врагом. Но больше всего был нашим врагом кыргызский сильный каган».
Древние тюрки пришли из территории Тувы. Зимой 710/711 г. они преодолели Саянский хребет и неожиданно напали на лагерь кыргызов. Барс-каган пал в сражении в черни Сунга.
По поводу обращения органов государственной власти Киргизской республики с просьбой о содействии в установке памятной стелы Барс-бегу, даем историческую справку о том, являются ли тянь-шаньские кыргызы сопричастными к истории енисейских кыргызов-хакасов в целом, и к Барскагану, в частности.
В древней истории современных тяньшаньских кыргызов есть много «белых пятен». В дооктябрьский и советский периоды высказывалось немало точек зрения на их происхождение. Чтобы как-то прояснить их историю, в 1950-е годы советские историки проводили комплексную археолого-этнографическую экспедицию на территории Киргизской ССР. Археологический отряд возглавлял Л. Р. Кызласов. По результатам исследований в 1959 г. он опубликовал статью «О связях киргизов Енисея и Тянь-Шаня (к вопросу о происхождении киргизского народа)». На основании археологических раскопок учёный пришел к выводу, что никакой взаимосвязи между енисейскими и тянь-шаньскими кыргызами не существует, это разные народы. И свою историю они должны связывать только со своей нынешней территорией [1].
В 1963 г. вышла в свет «История Киргизии», в 1968 г. – «История Киргизской ССР». В этих работах утверждалось, что тянь-шаньские киргизы являются выходцами с Енисея. На Тянь-Шане они смешались с монголами и другими народами, и таким образом сложился современный киргизский народ.
Затем, в 1984 г. вышла «История Киргизской ССР». В этой работе была выдвинута совершенно другая гипотеза. Там утверждалось следующее. Киргизы сформировались из родоплеменных групп местного населения, которые издревле обитали на территории республики. Таким образом, была поддержана точка зрения казахского исследователя XIX в. Чокана Валиханова, который полагал, что переселения киргизов вообще не было. По его мнению, киргизы – не переселившийся, а всегда проживавший на Тянь-Шане народ.
Выяснилось, что дореволюционные и некоторые советские историки искали взаимосвязь между кыргызами из-за случайного совпадения названия этнонимов (как казанские и крымские татары – разные народы, хотя этноним один). Но кыргызами именовали не только население ХакасскоМинусинского края. С XVIII в. русские называли казахов «киргиз-кайсаками», «киргиз-казаками». Современных же кыргызов, чтобы отличать от казахов, называли «кара-киргизами», «дико-каменными киргизами». Киргиз-казаки, несмотря на созвучность названия «киргиз» не стали претендовать на древнюю историю енисейских киргизов-хакасов. У них есть своя история.
По физическому облику и в языковом отношении кыргызы Тянь-Шаня сильно отличаются от хакасов – потомков енисейских кыргызов (по китайской транскрипции – хакас’ы). По языку тянь-шаньские кыргызы близки к южным алтайцам. На этом основании известный исследователь истории и этнографии кыргызов С. М. Абрамзон выдвинул предположение, что некоторые кыргызские племена, возможно и являются выходцами из Алтая.
На сегодняшний день ни один ученый не утверждает о существовании какой-либо исторической связи между енисейскими и тянь-шаньскими киргизами. Историческая наука давно доказала невозможность их отождествления [2, 15-16, 18.] Они – совершенно разные народы.
По этому поводу С. М. Абрамзон писал, что «попытки установления прямолинейной связи между киргизами Тянь-Шаня и Памиро-Алая, с одной стороны, и киргизами Енисея – с другой, основанные главным образом на совпадении имени тех и других, не принесли какого-либо существенного результата, не стали базой для научного решения проблемы происхождения киргизского народа. Однако в ряде работ до недавнего времени этноним «кыргыз» вместе с его носителями рассматривался как нечто перемещающееся в неизменном виде, как во времени, так и в пространстве. К киргизам VII-VIII вв., равно как и к киргизам XVIII-XIX вв., подходили как к однородному этническому коллективу, единой этнической общности».
Совершенно прав В. П. Юдин, когда он пишет: «По-видимому, при объяснении происхождения киргизского народа следует отказаться от стремления следовать за термином, что уже является в основном принятой точкой зрения в отношении казахов». Никто не «перенимал» название «кыргыз», оно лишь постепенно, в, ходе исторического развития, в процессе формирования самого киргизского этноса утверждалось как этническое самоназвание. Совсем не так уж далеко ушло время, когда к самоназванию «кыргыз» обязательно прилагалось название племени, к которому относило себя то или иное лицо».
«Имеющиеся в распоряжении исследователей материалы дают основание предположить, что на территорию современного Киргизстана пришли преимущественно не киргизы, жившие на Енисее, а некоторые, главным образом тюркоязычные, племена, проживавшие ранее в пределах Восточного Притяньшанья, отчасти Прииртышья и Алтая. Для многих из них название «кыргыз» было вначале не этнонимом, а названием того политического союза, к которому они принадлежали» [2, 20-22].
Следует добавить, что у тянь-шаньских кыргызов нет этнических подразделений (племён) с названием «кыргыз». У них нет даже понятия сеок (кровнородственный род). У хакасов-кыргызов имеется род-сеок под названием «кыргыз».
С обретением независимости у кыргызов появилась потребность удревнить свою историю. Это возможно только за счет истории енисейских кыргызов-хакасов. С новой силой кыргызские историки пытаются «переселить» енисейских кыргызов на ТяньШань. Вот что они пишут по этому поводу: «Начиная с XVIII в., ученые высказывали множество предположений о происхождении кыргызов и об их заселении ТяньШаня. Одни уверены, что енисейские кыргызы в XVII-XVIII вв. переселились на ТяньШань. Другие отрицают переселение и утверждают, что современные кыргызы всегда (по крайней мере, со времен усуней) жили на Тянь-Шане, что древние усуни это и есть кыргызы. Третьи считают, что современные кыргызы образовались в результате смешения переселенцев с древними местными племенами» [3, 83].
Следует отметить, что в XVII-XVIII вв. переселения енисейских кыргызов на ТяньШань не было. Об этом писали кыргызские историки А. Арзыматов и А. Абдыкалыков, в 1960-е годы занимавшиеся историей енисейских кыргызов [4, 5].
В XVII-XVIII вв. джунгары (ойраты, калмыки) воевали с тянь-шаньскими кыргызами. Они называли их бурутами (бур, бор – коричневый, тёмно-красный). Буруты и являются ближайшими предками современных кыргызов. Предков же хакасов, живших на Енисее, русские и джунгары называли киргизами. В 1703 г. часть енисейских кыргызов была переселена на территорию Джунгарского ханства. Правитель Джунгарии Цэван-Рабдан расположил уведённых кыргызов и телеутов на границе против упомянутых бурутов. В сражениях с ними погибло много кыргызских и телеутских воинов. Енисейские кыргызы отнюдь не считали бурутов своими соплеменниками (см. приложение).
Не найдя доказательств о переселении кыргызов с Енисея (их просто не существует – В. Ч.), авторы взяли на вооружение ранее отвергнутую исторической наукой гипотезу К. И. Петрова о переселении кыргызов: «В XV в. кыргызы из-за Иртыша перешли на территорию современного Северного Кыргызстана и прочно утвердились на ней» [3, 84].
Не проясняют ситуацию с «переселением» и работы современных кыргызских историков. У Т. А. Акерова енисейские кыргызы уже в монгольский период с необычайной легкостью перемещаются с Енисея на Тянь-Шань: «В это время (в XIII в. – В. Ч.) часть енисейских кыргызов искала защиту у Золотой Орды, а другая часть ушла к Хайду хану на Тянь-Шань». «В XIII–XIV вв. кыргызы переживали период консолидации народа на Тянь-Шане. В Моголистане кыргызские племена смежно проживали с моголами в областях Манглай Субе, в улусах Камар ад-Дина, расположенных на ТяньШане и в Восточном Туркестане» [6]. В связи с этим возникает вопрос: почему кыргызы уходят именно на Тянь-Шань, а не в Казахстан, который находится намного ближе к Енисею?
Если бы енисейские кыргызы пребывали на территории хотя бы Северного Кыргызстана, тогда следы их пребывания (археологические памятники) должны были там остаться. Памятники енисейских кыргызов (захоронения по обряду трупосожжения, предметы быта, вооружение и др.) обнаружены в соседней Тыве, но на территории Кыргызстана поиски подобных памятников успехом не увенчались [7, 95-98].
Таким образом, никакой связи енисейских кыргызов-хакасов с тянь-шаньскими кыргызами не прослеживается. Все малоубедительные гипотезы строятся на основе случайного совпадения термина «кыргыз».
В XVII в. Кыргызская земля («Киргизская землица» русских источников) занимала весьма обширную территорию. На севере её владения доходили до современных городов Ачинска, Красноярска; на правобережье Енисея – до г. Канска; на востоке – до Восточных Саян. Также входила Горная Шория, расположенная на территории нынешней Кемеровской области [8].
По неизвестным нам причинам современные кыргызы стремятся признать своей исторической родиной только небольшую по размерам Хакасию, а не обширные территории Тувы, Красноярского края и Кемеровской области, где прежде также проживали енисейские кыргызы.
По поводу установки памятной стелы возле оз. Алтын-коль на территории Бейского района Республики Хакасия. На самом деле место гибели Барс-бега (Барскагана) точно не установлено. По одним предположением, он погиб в сражении на р. Сон нынешнего Боградского района Республики Хакасия. Современные тянь-шаньские кыргызы никакого отношения к истории енисейских кыргызов не имеют. Обелиски они должны устанавливать на своей исторической родине, в Кыргызстане, и в честь своих героев.
Приложение
«707 году августа в 23 день явился в Кузнецку в приказной избе перед воиводою Осипом Родионовичем Качановым выезжей белый колмык Алагыз сказал вышеписанного де году в юле месяце был он Алагыз в Калмыцкой землице белых калмыков у князцов у Шала Табунова да у Байдоя Коконова брата и до приезду де иво Алагызова нынешнего вышеписанного году по вешнему пути пришел он контайши посланец к вышеписанным князцом Шалу стоварыщи для осмотру земли возможно ли контайше промеж рек Иртыша и Оби со всеми своими улусными людьми кочевать, а другой де посланец приехал при нем Алагызе к ним же Шалу стоварыщи для того что которым калмыком велено по наряду контайшину быть в Урге к него и тот де посланец их калмыкам сказывал да которые калмыки посланы были для алману от него контайши, чтоб они все калмыки ныне вскоре к нему контайше в Ургу не ехали да при нем же де Алагызе прибежали два человека белых калмыков ранены и сказывали де они ему Алагызу Китайского де царства ханов сын да Буштуханов сын да Должилай да Далжи Онбо соединясь за одно контайшину Ургу разорили и многих людей побили.
И которые де были калмыки и киргизы взяты в Ургу для осторожности от брутов семьсот человек и те де калмыки и киргизы побиты все без остатку, только де ис тех людей прибежали к нему контайше князец белой калмык Матай в тридцати человеках, а ис тех де тридцати человек вышеписанные калмыки два человека от него контайши убежали к вышеписанному князцу Шалу стоварыщи ранены и один де из них умер.
А они де князцы Шал стоварыщи посылают из своих улусов для осторожности от брутов своих белых калмыков в перемену по месячно на причинные места от приходу брутов по триста человек и живут велми опасно да они ж де белые калмыки Шал стоварыщи с своими улусными людьми помышляют послать в государские русские городы посланцов своих, чтоб выехать им на государево имя и быть под иво великого государя рукою».
(Российский государственный архив древних актов. Ф. 214. Сибирский приказ. Оп. 5. Ед. хр. №1008. Л. 19-20)