Источник: Образ Богини Умай (Ымай) в изобразительном и декоративном искусстве Хакасии / М. П. Чебодаева ; Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. - Абакан : Хакасское книжное издательство, 2019. - 40 с.

Двухфигурная композиция бог Тенгри и богиня Умай, сидящие на троне


Традиция изображения сидящих на троне царственных особ царя и царицы уходят в древнеегипетское искусство эпохи Древнего царства. Обычно супруги изображались сидя на троне, схематично и прямо, мужчина слева, женщина справа - это один из многих примеров существующего канона в древнеегипетском искусстве.

Подобный образсидящихбожественныхсупругов Тенгри и Умай на троне мы видим на костяной пластине из могильника Суттуу-Булак (Кыргызстан), Сулекской писанице (Хакасия) и в комплексе Когалы (Казахстан). Данные образы Тенгри и Умай схожи с египетским каноном, где мы видим богов, сидящих так же, сидящих богов,такжесхематичнои прямо.Тенгри размещенслева и Умай - справа. Эти композиции свидетельствуют, что существовали каноны в изображении божественных особ и в тюркском искусстве.

В 1995 г. археологами К. Ш.Табалдиевым и О. А. Солтобаевым [19] были обнаружены интересные находки, это две костяные пластины, датируемые VII- VIII вв. Место находок средневековый могильник Сут- туу-Булак I в Кыргызстане. (Ил. 20-21). Костяные пластины отличают интересные с художественной точки зрения гравировки. На одной из них изображена композиция, в виде сидящих богини Умай и бога Тенгри, а на другой- батальная сцена из жизни древних тюрков, где тюрки в традиционных прическах в виде заплетенных длинных косичек стреляют из луков в своих врагов - согдийцев, имеющих длинные распущенные волосы.

Событие, изображенное на второй пластине, происходит в Верхнем мире, где, как известно, живут богиня Умай и бог Тенгри. В верхней части пластины штрихами изображены виднеющиеся вдали облака, чуть ниже изогнутая заштрихованная полоса, которая условно изображает верхнюю часть кочевнической юрты. Внутри юрты мы видим бога Тенгри и богиню Умай сидящих по-тюркски, скрестив ноги. Супруги изображены, схематично, Умай прямо, Тенгри в профиль - это один из немногих примеров ухода от существующего канона. В изображениях присутствуют эмоции, при этом на зрителя оказывает воздействие контраст: фигура бога Тенгри изображена в левой части гравировки в профиль, у бога видны длинные распущенные волосы согласно характерной моде тюрков в средние века, длинные завитые усы и большие миндалевидные глаза. Он одет в алат с отворотами на груди и полосой вдоль борта, в руке держит небольшой сосуд.
Богиня Умай изображена с правой стороны, в халате с отворотами на груди, полосой вдоль борта и обшлагами на рукавах. На голове Умай большая корона «тиара», полностью скрывающая волосы.
Вторая композиция была обнаружена в 2007 г. в комплексе Когалы в верховье р. Сарыбулак (Казахстан) (Ил. 22) археологом А. Е. Рогожинским [20] на древнетюркской стеле. В средней части стелы изображена юрта с выступающим верхом. Внутри юрты на троне сидят бог Тенгри и богиня Умай, держащие в руках чаши. Тенгри изображен слева, волосы заплетены в косу, меч на поясе.
Справа от Тенгри изображена богиня Умай в широком одеянии в трехрогой короне «тиаре». Край одежды Умай закрывает линию трона, а ступни ее ног выступают из-под одежды. Справа от богини Умай рядом с троном изображены лук в налучье и колчан, как известно, это символы богини Умай. Художник умело- передает тонкой гравировкой черты лиц богов: глаза, брови, нос и рот.
Следующая двухфигурная композиция с образами богини Умай и Тенгри была обнаружена в 1996 г. археологом И. Л. Кызласовым [21] при копировании Сулекской писаницы (Хакасия) (Ил. 23). Композиция выполнена в технике гравировки, занимает большой участок скалы (75,4x29,5) и состоит из трех основных частей. В центре и сверху изображена юрта (16,2x15,0) внутри которой сидят бог Тенгри и богиня Умай в трехрогих коронах «тиарах».
Композиция демонстрирует существование канона изображения супружеской пары богов Тенгри и Умай. Супруги изображены сидя, схематично и прямо - это один из многих примеров применения существующих тюркских канонов. Однако художнику удалось, не нарушив классических правил, нарушить симметрию изображения и добавить множество интригующих мелких элементов, выходящих за рамки канона. Ниже слева и справа на гравировке изображены два барана. Горные бараны изображены с фронтально развернутыми рогами, по мнению археолога И.Л. Кызласова, это «характерная особенность сасанидского искусства».
В изображении богов Тенгри и Умай не присутствуют эмоции и чувственность. Сидячая поза и короны на головах успешно маскируют рост богов.