Образы богини Умай
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 403
Источник: Образ Богини Умай (Ымай) в изобразительном и декоративном искусстве Хакасии / М. П. Чебодаева ; Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. - Абакан : Хакасское книжное издательство, 2019. - 40 с.
Образы богини Умай
В 1960-1961 гг. археологом Я. А. Шером в долине р. Малого Кемина, ущелье Далпаран (Кыргызстан) (Ил. 17) было обнаружено каменное изваяние богини Умай в трехрогой короне «тиаре», держащей в руках чашу [16]. Эта изваяние считается одним из самых совершенных изображений Умай как богини войны. От фигуры, выбитой в темно-сером граните в технике контурной резьбы (80x35x20), добытом в каменоломнях Тянь-Шаня, исходит не только физическая сила, царское достоинство, но и сверхъестественная мощь. Кажется, что камень сияет божественной силой. Умай изображена в классической позе прямо. На голове трехрогая корона «тиара» - символ божественной власти. Весь ее образ суров, что подчеркивает и выражение ее лица богини-воительницы.
В 1969 г. археологом С. М. Ахинжановым у села Майтобе на берегу озера Бийликуль Джамбульской области (Казахстан) (Ил. 18) [17] был найден фрагмент каменной плиты с изображением лица богини Умай, выполненным в технике гравировки на сланце (70x66x10). Произведение считается непревзойденным образцом изображения тюркской богини Умай, покровительницы плодородия и войны. Лицо богини производит необыкновенное впечатление свой выразительностью, достоинством, воплощением божественной силы и непоколебимого спокойствия. Голову богини обрамляет трехрогая корона «тиара» - признак божественной власти.
В 1989 г. школьниками п. Сузак Чимкентского области (Казахстан (Ил. 19) была обнаружена скульптура богини Умай в трехрогой короне «тиаре» и с кувшином в руках [18]. Богиня Умай представлена в соответствии с древнетюркским каноном, сидящей со ркрещенными ногами и прямой спиной и, конечно, с атрибутами богини - короной на голове и чашей в руках. Этот традиционный подход был использован для подчеркивания функций, которые она выполняла как богиня плодородия и войны. Тем не менее, мы видим красивую женщину с короной на голове и сережками в ушах. Детали, в частности, настроение и эмоции, вписанные, казалось бы, в обыденное изображение, свидетельствуют о мастерстве художника.