Кыргызы — господствующий род хакасов - ХАКАСИЯ В XVII —НАЧАЛЕ XVIII в.
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 1846
Как уже говорилось, «Киргизская землица» XVII в., состояв шая из четырех княжеств, была заселена на северо-западе кызыльцами, на юге — сагайцами, бельтирами и отдельными шорскими родами, на востоке — моторцами и байкотовцами (которые позднее стали называться койбалами) по правобережью Енисея, а от низовьев р. Абакан до Красноярска — ызырцами (хаасами). Возникает вопрос: где жили кыргызы?
Мы выяснили, что «Киргизская землица» была заселена хакасскими племенами, а «енисейские киргизы» не имели своей определенной территории. Дело в том, что кыргызы в XVII в. не являлись каким-то особым народом, а представляли собою, как мы уже говорили, аристократический княжеский сеок (род), господствовавший, как и в раннем средневековье, среди других сеоков и этнических групп хакасов. Рассмотрим документы о походе 1641 г. «в Киргизы» Якова Тухачевского. В предписаниях и документах, исходивших из центра тогдашнего Русского государства, и во всех «сказках» и «росписях» беглых говорилось, что «киргизы» кочуют по Черному и Белому Июсам и имеют «белый каменный городок» в устье р. Белый Июс. Когда Яков Тухачевский пришел на Белый Июс, то на указанном месте он действительно обнаружил «белый каменный городок», но самих кыргызов здесь не нашел. К удивлению Тухачевского, на Июсах проживали не кыргызы, как он ожидал, а кызыльцы. Прибыв на Июсы, выяснив обстановку и изучив местность, Тухачевский написал «отписку», в которой сказано: «А Кызыльская, государь, волость стоит посреди Киргизские земли, на речке Июсе». Казак Максим Макеев сообщал, что «кызыльский князец Татылбай» кочевал «с киргизскими лучшими улусными людьми на реке Белом Июсе поблизко устья Черного Июсу». Из приведенных документов видно, что в центре «Киргизской землицы» жили кызыльцы (состоявшие из различных сеоков) и с ними вместе — кыргызы. Если бы кыргызы представляли собой народ, отличный от других хакасских ллемен или этнических групп, то они вряд ли смогли бы веками находиться не на собственной территории, а на земле своих кыштымов.
Сеок кыргыз был знатнее, могущественнее и богаче других, и поэтому верховная власть традиционно принадлежала его представителям. Он и в XVII в. составлял крепкое государственное ядро. О господствующем положении этого рода мы узнаем из документов: «Князцы кызыльские Татылбай и Изер- чен» однажды не дали казакам ясак, потому что кыргызы им запретили это делать. Свой отказ они мотивировали так: «Как де нам киргизских князцов не слушать, они де государи наши». Все же ясак, хотя и не полный, был собран. При этом они сказали: «Больше де того нам ясаку нечего, забрали де у нас ясак государи наши киргизские князцы». В «Расспросной речи Григория Михайлова» в Приказе Казанского двора говорится, что «всех киргизских князьков самих человек с 300». Конечно, такого количества князей у кыргызов никогда не было. Здесь имеется в виду число всех мужчин из княжеского рода Кыргыз, которые были настолько родовиты, что русские их всех считали князьями. Приведенные документы ясно показывают, что кыргызы — господствующий сеок (род) среди сородичей и соплеменников. И этот сеок являлся носителем древней местной государственности хакасов.
Считать кыргызов за отдельный народ не позволяют также и прямые указания источников об их крайней малочисленности. Русские писали: «А киргизы де и тубинцы люди небольшие, только многие землицы завладели и многое дурна чинят». Этот документ характеризует два момента: во-первых, кыргызы малочисленны; во-вторых, они являются господствующими над другими, так как «завладели многие землицы»6.
Хакасские князья и «лучшие люди» сами неоднократно подчеркивали, что их всего 100 человек. Представители русских властей не оспаривали этой цифры, а соглашались с тем, что кыргызов небольшое количество и брали с них соответствующий ясак: только 100 соболей, т. е. по одному соболю с человека, а с их кыштымов — по 6—10 соболей с человека.
Слово «кыргыз», как и понятие «Киргизская землица», употреблялось в русских документах в двух значениях — в узком и широком. В узком смысле под кыргызами имели в виду алты- сарцев, а в широком — всех вместе: и алтысарцев, и езерцев, и алтырцев, и тубинцев. Так, в январе 1691 г. красноярский воевода писал: «А киргизы де все: езерцы, и тубинцы, и алтырцы, и алтысарцы — от калмыцких поборов скотом оголодали». В данном случае под кыргызами подразумеваются: езерцы (хаасы), алтырцы (сагайцы и бельтиры), тубинцы (хаасы и койбалы) и алтысары (хаасы и кызыльцы), т. е. все основные этнические компоненты хакасского народа. Имеется немало документов, где говорится, что князь Иренек приходил под Красноярск войной «с киргизы, и с тубинцы, и с алтырцы, и с мо- торцы». В этом перечислении нет алтысарцев, но есть слова «киргизы», которое здесь употреблено в узком смысле для обозначения только алтысарцев.
В русских источниках XVII в. слово «кыргыз» (киргиз) чаще всего встречается в сочетании с другими этническими группами хакасов. Например, князь Иренек «собрался с киргизами, и с тубинцами, и с езерцами, и с алтырцами, и с моторскими, и с байкотовскими татары, и с кыштымами своими приходили под Красноярский острог»'. Эти документы еще раз подтверждают, что кыргызы — не особый народ, а только немногочисленный род.
Князья из хакасского аристократического рода Кыргыз в каждом из четырех княжеств составляли феодальную верхушку, управлявшую всем населением княжества. Отсюда становится понятным, почему кыштымы заявляли русским казакам, что «киргизы де государи наши», т. е. речь здесь шла о всем сеоке кыргызов данного княжества. Поэтому же кыргызы, в свою очередь, нередко говорили русским, что они с кыштымами «одни люди, и род, и племя» и «сами у них женятся, и дочерей своих за них выдают, и мысль у них с ними одна». Поэтому в документах не встречаются данные о кыштымах из рода Кыргыз, нет также никаких указаний о каких-либо собственно кыргызских сеоках. Таковых не было.
Подобную картину разделения на сеоки мы видим и у современных хакасов. Например, хаасскими (качинскими) сеока- ми являются: хыррыс, хаас, ызыр, пюрют, хасха и др.; сагай- скими — хыррыс, сагай, том, том-сагай, юс-сагай, ечиг, сайын и др.; кызыльскими — хыррыс, кызыл, пуга, аргын, ажыг и др.; бельтирскими — гшльтир, хара-чыс, таг-хахпына, хара-пильтир и др.; койбальскими — хойбал, чонмай, хаан, хазын и др.; арин- скими — ара, сохы. Как видим, не случайно сеок кыргыз имеется среди хаасов (качинцев), сагайцев и кызыльцев, ибо кыргызы за многие столетия стали собственно хакасами, сохранив лишь название своего сеока.
Будучи господствующим родом хакасов, кыргызы считали себя хозяевами всей земли и жили там, где они хотели. Так, алтысарские кыргызы кочевали на территории «Кызыльской землицы», среди кызыльцев, в устье Белого Июса; алтырские — среди сагайцев на реках Нине и Тёе; тубинские — на р. Упсе, в окружении моторцев и байкотовцев. Таким образом, не случайно Б. О. Долгих на карте, приложенной к его монографии о народах Сибири XVII в., не нашел места для народа «киргизов» 8.
Кыргызы, являясь сеоком, не имели и своего самостоятельного языка. По крайней мере никто не зафиксировал существования кыргызского языка на Енисее, а русские писали, что кыргызы говорят «по-татарски». Между тем языки даже ассимилирующихся племен, подчинявшихся кыргызам, известны науке. Г. Ф. Миллер в 30-е годы XVIII в., проезжая через Хакасию, составил словник уже исчезнувшего аринского языка. Но Г. Ф. Миллер не нашел ни одного человека, который говорил бы на особом кыргызском языке, ибо такого языка не было. Кыргызы говорили на общехакасском языке, значит, были хакасами, а в племенном отношении являлись хаасами (ка- чинцами).
Это знал еще Н. Спафарий, русский посол в Китайскую империю, проплывший по Енисею в 1675 г. В своем дорожном дневнике, упоминая «кыргыз», он писал: «Их человек с 1000, толко гораздо воисты, а язык и вера их татарская». Как установили исследователи, хакасы в XVII в. имели единый, общепонятный язык, относившийся к тюркскому языковому семейству; он разделялся на четыре местных диалекта соответственно четырем княжествам. Нельзя не отметить, что при изучении памятников народного искусства XVII в. ученые фиксируют у разных территориальных групп населения Хакасско- Минусинской котловины наличие единого изобразительного искусства (наскальные рисунки).
Справедлив вывод С. В. Бахрушина о хакасах XVII в.: «Мы присутствуем при образовании одной народности, в состав которой входят близкие и по языку, и по культуре племена и более мелкие родовые единицы. Это племенное объединение возглавлялось киргизами и носит в источниках название
Киргизской земли»9. Именно С. В. Бахрушин первым из историков правильно оценил всю этнополитическую ситуацию, указав: «Под „Киргизской землей11 источники XVII в. подразумевают конгломерат различных „родов" и „землиц“, среди которых собственно „киргизы" составляли лишь один „род"»10. «Господствующим родом» их считали и другие историки, изучавшие документы XVII в.
Русские, придя на юг Сибири, застали хакасов в период становления их как единого народа. Ввиду неблагоприятных внешнеполитических условий этот процесс, как можно судить по археологическим и антропологическим материалам, а также письменным источникам, продолжался более тысячи лет. В связи с приходом русских на Средний Енисей и изменением на этой территории политической обстановки и экономических отношений процесс консолидации хакасского народа получил дальнейшее развитие. В XVII в. хакасы находились на завершающей стадии сложения в единую народность и делились на ряд родственных этнических групп и сеоков, среди которых, как и в древности, господствующим был род Кыргыз, по имени которого называли и всю землю, на которой жили хакасы.
Источник: Текст - История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов