Торговые пути и связи - ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОИ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНИХ ХАКАСОВ
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 2145
ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОИ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНИХ ХАКАСОВ
Торговые пути и связи
Из письменных источников известно, что древние хакасы ве* ли оживленную торговлю не только со своими ближайшими соседями, но и со Средней Азией, Восточным Туркестаном, Тибетом, Ляо и Китаем, до границ которых их войска доходили в середине и во второй половине IX в. «Тан-шу» сообщает, что хакасские «женщины носят платье из шерстяных и шелковых тканей, которые они получают из Ань-си (Куча в Восточном Туркестане.— Л. К.), Бэйтина (г. Бешбалык в Восточном Туркестане.— Л. К.) и Дахя (современный Афганистан.— Л. К.)>. Другой, более точный перевод этого текста гласит: «Женщины носят платье из тонких шерстяных тканей, узорных многоцветных тканей, плотных шерстяных тканей и камчатных тканей».
Далее говорится, что к хакасам «из Даши (таджики Средней Азии.— Л. К.) не более двадцати верблюдов приходило с узорчатыми шелковыми тканями, но когда невозможно было уместить всего, то раскладывали на двадцать четыре верблюда. Такой караван отправляли один раз в каждые три года».
Кроме того, сообщается, что хакасы «постоянно взаимно поддерживали сношения с Даши, Туфань (Тибетом.— J1. К.) и Гэлу (Семиречьем.— Л. К.). При перевозке из Туфань, опасаясь грабежей хуйгу (уйгуров.— Л. К.), непременно отправлялись в Гэлу, чтобы подождать охраны из Хягясы». Таким образок, в те бурные времена торговые караваны среднеазиатских и тибетских купцов сопровождали в нх долгом пути на Енисей особые хакасские охранные отряды. По данным ал-Макдиси (конец X в.), «от Тараза (ныне г. Джамбул.— Л. К-) ктогузогу-зам (уйгурам.— Л. К.)—месяц пути, а от тогузогузов, в свою очередь, такое же расстояние до хирхиз».
«Путь к киргизам» из Средней Азии и Восточного Туркестана, проходивший через пустыни и горы в Западную Туву и далее через Саянский хребет, подробно описан персидским автором XI в. Гардизи: «Путь к киргизам ведет из страны ту-гузгузов (уйгуров.— Л. К.), именно из Чинанджкета в Хасан; из Хасана в Нухбек до Кемиз-арта — один или два месяца пути среди лугов и пять дней по пустыне. От Кемиза до Манбек-Лу два дня идут по горам, потом приходят в лес; начинаются степь, источники, места охоты, до горы, которую называют Манбек-Лу (возможно, хребет Танну-Ола, западная часть которого именуется Монгун-Ола.— Л. К.)', гора высока; на ней много соболей, белок и доставляющих мускус антилоп (кабарги.— Л. К ), много деревьев и обильная охота; гора хорошо населена. После Манбек-Лу приходят к Кёгмену (Саянскому хребту.— Л. А'.); по дороге встречаются пастбища, хорошие источники и много дичи; четыре дня идут по такой местности (по Западной Туве,—Л. К.) до горы Кёгмен. Гора высока; на ней много деревьев; дорога узка. От Кёгмена до киргизского стана — семь дней пути (по современной Арбатско-Манчурекской тропе и Хакасии,—Л. К.); дорога идет по степи и лугам, мимо приятных источников и сплетенных между собой деревьев, так что враг не может проникнуть туда; вся дорога подобна саду до самого стана киргизов. Здесь военный лагерь киргизского хакана, главное и лучшее место [в стране]».
К ставке кагана, рассказывает Гардизи, «ведут три дороги, по которым можно идти; кроме них доступ отовсюду прегражден высокими горами и сплетенными между собой деревьями. Из трех дорог одна ведет к тогузгузам (уйгурам.— Л. К.) на юг; другая — к кимакам и халлухам на запад; третья — в степь (на восток.— Л. К.); надо идти 3 месяца, пока не придешь к большому племени фури», т. е. к курыканам Прибайкалья. По всем этим дорогам на юг, запад и восток от древнехакасского государства ездили как сами хакасы, так и мусульманские купцы, сведениями которых и воспользовался Гардизи4.
Из Средней Азии и Восточного Туркестана хакасы получали ме только шерстяные и шелковые ткани, но и другие предметы роскоши: серебряные «сасанидские» кувшины, кубки и чаши для пиров, зеркала, стеклянные и каменные (агатовые, сердоликовые н др.) бусы, раковины каури и т. п. (рис. 22).
Хакасы же, по данным авторов IX—XII вв., продавали на запад мускус, получаемый при охоте на кабаргу и употребляемый арабами и персами для изготовления особых благовоний и лекарств, меха соболей, куниц, серых белок, древесину дерева «хаданг», т. е. березы (ср. тувинское «хадын» — береза), и другого дерева, называвшегося «халани» (ср. узбекское «ха-ланж» — вереск), а также рог «хуту» (ископаемые бивни мамонта) или же ручки ножей, сделанные из рога «хуту». Именно такие дефицитные в южных странах товары добывали кышты-мы, промышлявшие главным образом в горно-таежных районах. В «Тайпинхуаньюйцзи» сказано, что в земле Хагас «из деревьев имеются сосны и тростниковые сосны. Они высоки, так что если выстрелить, стрела не долетает до вершины. Еще имеются вязы и ивы, особенно многочисленны березы».
Правители государства, осуществляя свое монопольное право, вели в это время значительный торговый и культурный обмен с Китаем и государством киданей. О торговле свидетельствуют предметы китайского и киданьского происхождения, обнаруженные в Хакасско-Минусинской котловине и отчасти в Туве (лемехи и отвалы плугов, зеркала, шелка, изделия из лака, фарфора, бронзовые монеты и т. д.). При подсчетах дальневосточных зеркал и монет, найденных в Хакасско-Минусинской котловине, выяснилось, что больше всего монет поступало в VI—X вв., а зеркал — в VI—XII вв., т. е. в пору расцвета древнехакасского государства.
Дальневосточные монеты находились в обращении на всей •территории древнехакасского государства, так как своих монет хакасы не выпускали. На западных окраинах государства (Алтай, Средняя Обь) в древнехакасских погребениях IX—X вв. найдены среднеазиатские монеты — хорезмийские и тюргешские. На четырех дальневосточных монетах обнаружены врезанные енисейские надписи. В коллекции Минусинского музея хранится уникальная танская позолоченная монета 759 г., украшенная орнаментом, которая еще раз свидетельствует о богатстве и мощи древнехакасского государства, где скапливались значительные художественные ценности соседних народов.
Караванный путь, по которому везли товары из Китая в Южную Сибирь и обратно, проходил через Ордос, пустыню Гоби, долину Орхона и Туву; «от корпуса Тяндэ (в Ордосе.— Л.К.) на запад [через] 200 ли прибывают в Западный Шоу-цзянчэн (на северо-западе бывшей провинции Суйюань.— Л. К.). Еще на север в 300 ли [прибывают] к Пэнтицюань — Пеликаний ключ; на северо-запад от Хуйчжан — в 1500 ли; от хуйгу (уйгуры.— Л. К.) на северо-запад — в 40 днях пути, тогда только прибывают в то государство», т. е. к хакасам.
Хакасы продавали в Китай меха ценных пушных зверей, прекрасных скакунов, мускус, искусно изготовленное оружие и рог «хуту», т. е., как мы уже говорили, ископаемые кости мамонта, о которых знали и китайцы (кит. гуду, гудуси).
Окружавшие хакасов степные скотоводческие и полукочевые, а также охотничьи таежные группы и народы покупали у них самые разнообразные товары, в первую очередь хлеб, товарное производство которого находилось в средневековой Хакасии на высоком уровне. Многие народы, даже тюрки-тугю, покупали прославленное хакасское оружие. Письменные источники сообщают, что «хакасы делают оружие крайне острое; постоянно вывозят к тукюе». Продавались и изделия искусного ремесла.
Если пути, по которым осуществлялись культурные и торговые связи древнехакасского государства со странами юга и востока, в какой-то степени известны, то западные пути и связи пока еще изучены мало. Следует, однако, обратить внимание на ряд фактических и полулегендарных свидетельств о существовании культурных и экономических связей древнехакасского государства с географически отдаленными феодальными державами Европы и о длительном функционировании прямого торгового пути, идущего с низовьев Волги через Западную Сибирь на Средний Енисей. Эти свидетельства письменных источников позволяют в новом свете оценить ряд археологических фактов, которые до сих пор из-за географической отдаленности и отрывочности выглядели случайными и не находили себе объяснения.
Известны сведения о большом торговом пути, который шел из Западной Европы через Поволжье и Среднюю Азию на Дальний Восток. По данным географа Ибн Хордадбеха (IX в.), через Хазарию пролегал торговый путь, ведущий из арабской Испании и Франции в Китай. Этот путь от Поволжья шел на юг через Среднюю Азию и страну уйгуров, а далее — до Китая.
По данным археологии, в середине IX в. какая-то часть войск средневековых хакасов, очевидно в погоне за теми уйгурскими отрядами, которые отступали на запад, достигла Оби (чуть ниже современного Новосибирска), ее левых притоков Ча-рыша и Алея, а также Среднего Иртыша (севернее современного Павлодара), устья Ишима и Южного Урала. В верховьях р. Урал, на Среднем Иртыше близ села Бобрового, а также у р. Кип раскопаны курганы древнехакасской тюхтятской культуры IX—X вв. Это кладбища древнехакасских дружинников, стоявших там гарнизонами, а также купцов. Как далеко прошли на запад древние хакасы, пока неясно. Не исключено, что они достигали в то время государства волжских болгар. Очень схоже с древнехакасским (по обряду и вещам) трупосожжение, относящееся к IX—X вв., у села Балымер в Татарии, открытое в конце XIX в.
В IX—X вв. в причерноморских степях появились необычные и до конца еще не разгаданные погребения, сходные с древнехакасскими по обряду и инвентарю (трупосожжения с тайниками, смятыми саблями, коленчатыми кинжалами, специфическими наконечниками стрел и т. д.). На Украине (в Чигиринском уезде) найдена тюхтятская бляха с характерным древне-хакасскнм узором. Так хакасы «пробили окно в Европу».
Данные археологии, свидетельствующие о продвижении древнехакасских войск в середине IX в. через земли кимаков до Среднего Иртыша, Южного Зауралья и далее на запад, помогают понять и некоторые неясные прежде места из письменных источников, например упорное утверждение арабских и персидских авторов X в. (ал-Истахри, Ибн Хаукаля, анонима «Худуд ал-Алам») о том, что река Итиль (т. е. Волга) «берет начало близ [земли] хырхызов» («вытекает от границы хырхызов», «вытекает из области Хиргиз» и т. п.) и течет между землями кимаков и гуззов»; «на запад [от области тухсийцев расположена] группа хырхызов»; кимаки обитали «к северу от карлуков, между огузами, кыргызами и горой Саклабия»; кыргызы на карте, приведенной Ибн Хаукалем, оказываются к северо-востоку от карлуков, и даже сообщается, что «кимаки лежат севернее киргизов» (ал-Марвази, XII в.; Ауфи, XIII в.). Все это свидетельствует об изменении границ древнехакасского государства и продвижении «кыргызских» войск далеко на запад от Саяно-Алтая. Приведенные выше сведения авторов начала X в. относятся еще к IX в., ранее они не были известны.
Тщательное исследование сообщений Ибн Хаукаля, произведенное В. П. Демидчиком, показало, что, по данным этого автора, Волга «вытекает из земель русов», т. е. славян. А ее «приток», который «вытекает из области Хиргиз и течет между Кимакией и ал-Гуззией»,— это река Урал. Если считать такую точку зрения обоснованной, то из этого следует, что западная граница «области Хирхиз» в середине и второй половине IX в. достигала Южного Приуралья.
Продвижение древнехакасских войск на запад подтверждают и другие факты. Как уже говорилось, из сведений анонима «Худуд ал-Алам» следует, что к середине IX в. древние хакасы владели не только Алтаем: «некоторая часть хырхызов» проникла на запад от области тогузгузов (т. е. на запад от Алтая, от центральноазиатских владений уйгуров, принадлежавших им до 840 г.). Он же сообщает, что в области кимаков есть район «Андар аз-кыфчак», жители которого «напоминают гузов некоторыми своими обычаями». Видимо, упомянутое персидское название следует понимать как этнонимы ондар, аз и кыфчак, т. е. район расселения ондар-уйгуров и азов, бежавших при разгроме Уйгурского каганата в 820—840 гг. из Тувы на запад, к кипчакам. Тот же источник рассказывает и о другом районе, называемом Каркарахан или Кыркырхан и принадлежавшем кимакам: жители его «напоминают по [своим] обычаям хырхызов» 5. Последнее сообщение, возможно, также свидетельствует о пребывании кыргызов-хакасов в земле кимаков: под влиянием «хырхызов» местные жители усвоили некоторые из их обычаев.
Наконец, о тесных контактах древнехакасского государства с западом через земли кимаков и о наличии в IX—X вв. особой дороги, ведущей на запад от ставки хакасского кагана, сообщает, как уже говорилось, Гардизи. В этой связи нельзя не вспомнить сообщаемую Гардизи очевидную легенду о происхождении кыргызов и их «начальника»: «Что касается причины образования народа киргизов, то происхождение их начальника было таково. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума; этот человек убил того посла... и по необходимости должен был покинуть страну славян. Он ушел оттуда и пришел к хазарам», затем — к Башджурту, «жившему между владениями хазаров и кимаков», потом — в «одно место между владениями кимаков и тогузгузов». Он собирал вокруг себя беглецов от тогузгузов, гузов и других народов.
«Тому племени, которое собралось около него, он дал имя Киргиз. Когда известие о нем пришло к славянам, многие из них пришли к нему со своими семействами и имуществом, присоединились к другим и вступили с ними в родство, так что все слилось в одно целое. Признаки славянского происхождения [еще] заметны в наружности киргизов, именно красные волосы и белая кожа».
Легенду эту никто, кроме Гардизи, не повторяет. Она возникла, очевидно, из-за необъяснимого для арабских и персидских купцов и ученых европеоидного облика голубоглазых и рыжеволосых древних кыргызов-хакасов, которые резко выделялись своей внешностью среди смешанных или монголоидных тюркоязычных народов (рис. 23).
Важно, что в этой легенде правдиво отображен тот самый путь, который связывал запад с древнехакасскнм государством в IX—X вв. Он шел из страны славян в землю хазар (Поволжье), оттуда в Башджурт (в Южное Приуралье), затем к кимакам (Средний Иртыш) и далее, очевидно, через Алтай на Енисей.
Длительное существование этого пути и даже его продолжение на восток, вплоть до Северного Китая, подтверждается более поздними источниками. Так, египетский историк ал-Ома-ри (XIV в.), ссылаясь на свидетельства купцов-мусудьман, сообщает, что есть земли «Сибирь и Ибирь, потом за ними земля Чулыман (т. е. Причулымье.— Л. К.). Когда путешественник едет от Чулымана на восток, то он приезжает к городу Каракоруму (столица Монгольской империи на р. Орхон,— Л. К.), а далее в землю Хатайскую, в которой [находится] Великий Кан». А если путешественник едет от Чулымана на запад, то он приезжает в землю русских, потом в страну франков и к обитателям Западного моря, т. е. Атлантического океана.
Именно на этом пути в Западной Сибири найдены привезенные из «страны франков» поздний меч каролингского типа с латинской надписью и бронзовая скульптура драконоборца, отлитая в Лотарингии в начале XIII в.
Существование восточного отрезка этого пути, соединявшего бассейн Чулыма и Среднего Енисея через Туву с г. Каракорумом, подтверждает сообщение мудреца Чан-чуня, посетившего Орхон в 1220 г. Он указывает: «Мука приходит сюда (т. е. на р. Орхон.— Л. К.) из-за: северных гор, более чем за 2000 ли; торгующие варвары западных стран доставляют ее вьюками на верблюдах». Итак, в начале XIII в. среднеазиатские купцы (их китайские писатели называли «варварами западных стран») скупали муку у хакасов-земледельцев в Хакасско-Минусинской котловине и затем через Саянские горы и хребет Танну-Ола доставляли ее караванным путем в Центральную Монголию.
Подтвердив существование самого северного торгового пути, идущего из Франции через Поволжье, Сибирь, Чулым и Енисей в Монголию и Китай, географ ал-Омари сообщает также об ответвлении, идущем от этого торгового пути из Причулымья на север: «Купцы наших стран,— пишет он,— не забираются дальше города Булгара; купцы булгарские ездят до Чулымана, а купцы чулыманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера». Здесь важно сообщение о приходе на Чулым караванов болгарских купцов, а причулымских (хакасских) купцов — в Югру.
В этой связи следует вспомнить древний русский памятник «О человецех незнаемых в Восточной стране», восходящий к XIV—XV вв. и повествующий о жизни северных сибирских аборигенов — «самоеди». В нем содержатся облеченные в легендарную форму сведения «самоеди» о торговом пути, ведущем с севера в Южную Сибирь, и о городах-факториях, там расположенных.
«Вверх тоя ж рекы великия Оби есть люди, ходят по-под землёю иною рекою день да нощь, с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет пречюден. И град велик, а посаду нет у него. И кто поедет к граду тому, и тогда слышити шюм велик в граде том, как и в прочих градех. И как приидут в него, и людей в нём нет и шюму не слышити никоторого. Ни иного чего животна. Но в всякых дворех ясти и пяти всего много и товару всякого. Кому что надобе. И он, положив цену противу того, да возмёт что кому иадобет и прочь отходят. А кто что бесцены возмёт и прочь отидет, и товар у него погыбнет и обрящется пакы в своём месте. И как прочь отходят от града того, и шюм пакы слышети, как и в прочих градех».
Но торговля южносибирских народностей с прииртышским и обским севером началась значительно раньше XIII—XIV вв. Торговые взаимоотношения древнехакасских купцов «с Югрой» в IX—X вв. подтверждаются находками отлитых на Енисее тюхтятских бронзовых блях IX—X вв., обнаруженных в курганах на р. Шиш, правом притоке Иртыша. Кроме того, на р. Кип, близ устья Ишима, найдено кладбище древнехакасской торговой фактории.
Итак, в середине IX в. древнехакасские войска продвинулись далеко на запад, оттеснив часть кимаков на север. Но затем торговые базы и гарнизоны хакасских воинов сосуществовали на Иртыше наряду с поселками местных жителей. Об этом свидетельствуют общие кладбища. Древнехакасские воины использовали в быту местные глиняные сосуды, которые изготавливались, скорее всего, их женами, взятыми из аборигенок. Это видно как по местным типам сосудов, установленных в могилах древних хакасов IX—X вв., так и по сопутствующим погребениям женщин, которые не подвергались древнехакасскому обряду трупосожжения, а захоронены по местному обряду тру-поположения.
Вероятно, в середине IX в. древнехакасские войска продвигались на запад вслед за разбитыми уйгурскими отрядами. Они не преследовали цели борьбы с кимаками и захвата их земель. Поэтому письменные источники того времени, описывая государство кимаков, не упоминают прямо об их борьбе с кыргы-зами-хакасами. Как долго пробыли хакасские гарнизоны в Прииртышье, неизвестно, но, судя по их кладбищам, более срока жизни одного поколения. Следует обратить внимание на то, что из еще более западного района — района г. Степняк в Северном Казахстане — происходит «аскизский» древиехакасский археологический комплекс XII—XIII вв., который также подтверждает существование торгового пути из Хакасии на запад в это время. Даже в центре Европы, в Венгрии, были обнаружены остатки богатой узды XIV в., доставленной с Енисея.
Древнехакасские гарнизоны, по мирному договору с кимаками, обеспечивали охрану факторий и торговых караванов, продвигавшихся в широтном направлении по вышеописанному, очень важному и для кимаков, и для хакасов степному пути из Нижнего Поволжья на Енисей и обратно. Во внутренние дела кимаков хакасы не вмешивались, но определенное воздействие древнехакасской культуры на кимаков следует отметить. Как сообщают письменные источники, в некоторых районах ки-макского государства «люди следуют кыргызским обычаям», и как раз в IX—X вв. в этих землях появилась руноподобная тюркоязычная письменность на енисейском алфавите. Часть кимакской знати заимствовала от кыргызов-хакасов не только письменность, но и религию — манихейство. Как и древние хакасы (возможно, с их помощью), она стала строить храмы. Археологические материалы IX—X вв. позволяют отчетливо проследить сильное влияние материальной культуры древних хакасов на культуры племен Верхнего и Среднего Приобья и Прииртышья.
Учреждение специальных военных охранных отрядов и их расселение на караванных торговых путях, ведущих на юг, в Семиречье и Среднюю Азию, на запад, в Восточную и Западную Европу, на север, в низовья р. Оби, и на восток, в Прибайкалье, а также в Китай,— все это свидетельствует о наличии централизованной государственной внешней торговли в древнехакасском государстве.
Источник: Текст - История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов