Раннеклассовое государство динлинов-тагарцев - ЭПОХА РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫХ ОТНОШЕНИИ И СОЗДАНИЕ РАННЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ - ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ЕГО РАЗЛОЖЕНИЕ
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 1942
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ЕГО РАЗЛОЖЕНИЕ.
ЭПОХА РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫХ ОТНОШЕНИИ И СОЗДАНИЕ РАННЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
Раннеклассовое государство динлинов-тагарцев.
К VII в. до н. э., в ранний железный век, в Южной Сибири' сложились культуры, входившие в скифо-сибирскую культурноисторическую общность. В Горном Алтае и Туве возникли племенные союзы полукочевников (с весенним отгоном скота на летние пастбища от мест постоянных зимовок)—пазырыкский и уюкский. В Хакасско-Минусинской котловине и лесостепной полосе по линии Мариинск—Красноярск развивалась оседлая земледельческая тагарская культура (VII—III вв. до н. э.; название ей дано по Татарскому о-ву на Енисее). Это была эпоха становления классовых отношений, сложений прообразов степных государств.
Мощные, рано появившиеся военные союзы племен скотоводов Горного Алтая и Тувы, возглавлявшиеся, как показывают археологические данные, «царями», были эфемерными. У оседлых тагарцев Хакасско-Минусинской котловины и лесостепной полосы в IV—III вв. до н. э. складывается первое южносибирское государство, которое зафиксировано в древнекитайских исторических сочинениях как «Динлин-го» — «государство Дин-лин». Это письменное свидетельство, несомненно, проистекает из признания Китаем ранней государственности «татарских» динлинов, которые впервые вышли в то время на широкую международную арену (рис. 13).
Не случайно именно к IV—III вв. до н. э. относится первое появление в Хакасии импортных предметов с надписями на чужеродных письменностях. Так, на Среднем Енисее найдены бронзовые зеркала с иероглифическими надписями, отлитые в древнекитайском царстве Чу, что свидетельствует об установлении прямых связей и создании первого меридионального торгового пути между Южной Сибирью и некоторыми царствами Древнего Китая. В обмен на предметы роскоши, динлины, вероятно, поставляли Китаю драгоценную пушнину, золото и другие товары
Состав населения Южной Сибири становится более пестрым. В нем по-прежнему преобладал четко выраженный европеоидный физический тип, но в раскопках захоронений встречаются смешанные, иногда даже монголоидные особи. В бассейнах рек Верхнего Енисея и в котловине Больших озер современной Монголии, по-видимому, преобладала сакская (ираноязычная) этническая общность, возглавившая в VII в. до и. э. полиэтничный племенной союз приалтайских и саянских скотоводов2.
В Саяно-Алтайском нагорье и прилегающих к нему районах проживали разноязычные этнические группы, среди которых, судя по топонимическим данным, можно различать угро-, кето- и самодийскоязычные субстраты.
Первые кованные из железа орудия труда и предметы вооружения появились в Южной Сибири в VI—V вв. до н. э., но еще около 300 лет железо не могло полностью вытеснить бронзу (рис. 14). Продукция традиционного, хорошо отлаженного ремесла бронзолитейщиков продолжала находить массового потребителя (рис. 15) наряду с первыми изделиями железопла-вильщиков и кузнецов. Металлургия, основанная на развитом горном деле, поставлявшем не только руды цветных и благородных металлов, но и железную руду, уже выделилась в первое самостоятельное ремесло. Если металлургическая продукция скотоводов Горного Алтая и Тувы имеет много общего с подобными изделиями родственного им степного мира Средней Азии и Причерноморья, то высокоорганизованное производство среднеенисейского металлургического центра отличалось большой самобытностью (рис. 16). Татарское производство оказало заметное воздействие на ряд культур восточных областей. В Прибайкалье и Восточной Монголии, вплоть до Дунбэя и Приморья, встречаются бронзовые и каменные подражания тагарскому оружию, украшениям и предметам быта3.
В настоящее время общепризнано, что на территории Хакасско-Минусинской котловины и в лесостепной полосе от Оби до Байкала проживали упоминавшиеся в ранних письменных источниках динлины, которые могут быть отождествлены с «тагарцами». Данные о них появились в письменных источниках IV— III вв. до н. э. Наиболее ранние из них легендарны. Это представления о живущих в северных землях всадниках, как бы сросшихся со своими конями, о своеобразных кентаврах. В одном источнике сказано: «Есть царство Динлин. У людей в нем ниже колен растет шерсть, [у них] лошадиные копыта, [они] любят ходить». В другом читаем: «Еще были там богатыри с человечьими туловищами и лошадиными ногами, покрытые длинной шерстью. Это были жители страны Динлин. Они хлестали сами себя нагайками по ногам и носились по степи с быстротой ветра с криками „га, га, га!“, как дикие гуси в осеннем небе»4. Позднее появляются более определенные, но также не совсем точные записи: «Государство Динлин находится севернее Канцзюя. Есть 60 тысяч отборных солдат. [Жители] — пастухи и перемещаются вслед за своими стадами. Страна производит знаменитые меха куниц, шкурки белых и голубых гунцзу». И еще: «Страна [динлинов] производит меха соболей и сурков»5.
Из этих скудных сведений для нас важно указание на расположение царства Динлин — приблизительно севернее Канцзюя. Последняя страна (древняя Кангха, или государство Канг) располагалась на северо-восток от среднего течения Сырдарьи вплоть до предгорий Алтая. Если «отборные солдаты» в государстве Динлин зачислялись в армию как обычно — по одному от одного семейства, то можно предположить, что в стране было не менее 60 тыс. семей. И если считать, что в среднем семья состояла из пяти человек, то можно подсчитать численность всего населения государства Динлин — более 300 тыс. человек.
Письменные источники не содержат данных о внешнем облике динлинов. Результаты же антропологического изучения черепов, найденных в тагарских курганах, свидетельствуют о преобладании европеоидного населения. Некоторые ученые считают динлинов тюркоязычнымп, но это предположение необоснованно. Оно легко опровергается тем, что тюркоязычная топонимика в Южной Сибири является новой, а не древней6.
Археологические материалы позволяют установить многие факты социально-экономической жизни динлинов-«тагарцев». Комплексное хозяйство этнических групп, населявших Хакасско-Минусинскую котловину, получило в эту эпоху дальнейшее развитие.
«Тагарцы» жили оседло в рубленых деревянных избах и по~ луземляных жилищах с каменными стенами. Для скота они делали специальные загоны. Пастушеское скотоводство «тагарцев» имело молочное направление (рис. 17)—в стаде преобладал крупный рогатый скот. Разводили также овец и свиней. В засушливых степях пасли табуны лошадей и верблюдов. Был развит транспорт — колесный и водный.
В татарское время земледелие начало оттеснять скотоводство на второй план, тем более что частые военные столкновения позволяли угонять скот у соседей. Во время войн захватывали и военнопленных. Развивается патриархальное рабство. Динлины-«тагарцы» применяли труд рабов при сооружении системы искусственного орошения пашен, а также для полива лугов и пастбищ в степных засушливых районах.
В I тысячелетии до н. э. Хакасско-Минусинская котловина представляла собой уникальный для северной части Азии центр продуктивного ирригационного земледелия. Земледельческий инвентарь состоял из бронзовых и железных серпов, мотыг и зернотерок. Татарские динлины первыми в Сибири и Центральной Азии изобрели продуктивную ручную мельницу с круглыми каменными жерновами и, вероятно, впервые освоили плужную обработку пашен7. Ирригационное земледелие, требовавшее сооружения и поддержания сети оросительных каналов, плотин и дамб, привело к развитию навыков строительных и земляных работ. Оно в большой степени способствовало процессу социального расслоения и образования классов. Необходимость регламентации водозабора и регулирования водораспределения вела, в свою очередь, к формированию особого административного аппарата.
Таким образом, экономические и социальные изменения1 значительно повысили продуктивность гагарского земледелия и ремесла, укрепили экономический базис общества и создали условия для получения значительного прибавочного продукта. Все это привело к резкой социальной дифференциации населения.
Не случайно к этому времени относится сооружение величественных земляных пирамидальных курганов —гробниц татарских царей с просторными квадратными каменными оградами из многотонных плит (см. рис. 13).
Впечатляющими архитектурными сооружениями являются огромные царские курганы Салбыкской котловины. Раскопки самого большого из них показали, что гигантский (первоначально до 25—30 м высотой) погребальный мавзолей мог быть сооружен для захоронения в нем могущественного человека — царя, возглавлявшего татарский союз племен, населявших степи и горную тайгу Хакасско-Минусинской котловины. От погребального инвентаря до нас дошло мало. Но именно в этом кургане обнаружена важная находка — округлый каменный жернов древнейшей в Сибири вращающейся ручной мельницы. Ее появление связано с развитием ирригационного земледелия. Видимо, уже тогда земледельцы широко применяли пахотные орудия типа сохи и плуга и использовали тягловую силу быков и коней. Обобщением большого исторического опыта применения земледельческих орудий в истории человечества является известное положение Карла Маркса о том, что «ручная мельница дает... общество с сюзереном во главе»8.
Могильные сооружения рядового населения свидетельствуют о появлении обособленных военных дружин, сложившихся в воинские братства, организованные по территориальному принципу. Войско стало опорой молодой государственности динлинов, его впервые оснастили железным оружием.
Процесс самобытного развития первого южносибирского государства был насильственно прерван нашествием внешнего врага. Государство динлинов-«тагарцев» в Южной Сибири не успело развиться, окрепнуть и не сумело оказать должного сопротивления завоевателям.
Источник: Текст - История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов