Названа по месту раскопок эталонного памятника у аала Окунев на территории современного г. Абакана (район центральной аптеки по пр. Ленина и национального банка).

Появление окуневской культуры традиционно связывают с приходом на территорию Минусинской котловины новой группы населения. Предполагается, что пришельцы какое-то время сосуществовали с местным афанасьевским населением - об этом свидетельствует наличие общих могильников и окуневской традиции сооружать «впускные» погребения в афанасьевские курганы - т. е. погребать своих умерших в пределах оград афанасьевских курганов. Но, в итоге, носители пришлой культурной традиции ассимилировались с афанасьевцами и потомками аборигенного неолитического населения.

По поводу датировки окуневской культуры имеется несколько взглядов [Леонтьев, Капелько, Есин, 2006; Кызласов, 1993, с. 22; Максименков, 1965, с 19.] Мы придерживаемся следующей датировки: конец III - первая половина II тыс. до н.э. Эта периодизация подтверждается результатами радиоуглеродного датирования: от 2335-2190 до 1530±35 лет до н.э [Лазаретов, 1995, с. 16; Gorsdorf, Parzinger, Nagler, Leont’ev, s. 73-80; неопубликованные данные: Германский археологический институт, Берлин, A. Gass, Институт изотопных исследований, Киль, пробы КІА 35270-35274.]

Окуневцы достигли больших успехов в технологии обработки металлов - они освоили технологию горячей ковки, а также стали в большинстве случаев использовать не чистую медь, а изготавливать функционально более совершенный сплав - мышьяковистую бронзу (бронза - это сплав меди с оловом, мышьяком, свинцом и т.д.), что позволило освоить технологии примитивного литья металла. Преимущество бронзы заключается в том, что она имеет, по сравнению с медью, более низкую температуру плавления (медь - 1084°С, бронза - от 800 до 1000°С), а также увеличенный интервал кристаллизации, что позволяет отливать изделия. Небольшая разница в температурах (от 1084 до 800-900°С) принципиально важна тем, что первую температуру можно достичь только с применением искусственного поддува, что, естественно, являлось для древнего человека технологическим препятствием. Помимо температуры плавления, бронза отличается от меди также своими свойствами - она более твердая, причем твердость можно варьировать в зависимости от количества мышьяка (либо олова) в сплаве.

Несмотря на вышеперечисленные новации в области металлургии, металлические предметы в памятниках окуневской культуры достаточно редки. Как правило, это небольшие изделия, которые неэффективны, либо тяжело изготавливаемы из других материалов (кости, камня) - иглы, проколки, а также украшения. Медные и бронзовые пластинчатые ножи встречаются в женских, значительно реже - мужских погребениях. Основные категории орудий труда все еще делались из камня и кости. Это наконечники стрел, дротиков, гарпунов, скребки, тесла, песты, зернотерки и т.д.

Археологический материал окуневской культуры в процентном соотношении костей диких и домашних животных демонстрирует нам определенный регресс скотоводческого хозяйства окуневцев по сравнению с афа-насьевцами. С другой стороны, у окуневцев, помимо уже разводимых овец и коров, появляется новое мясное домашнее животное - лошадь. Очевидно, что в условиях относительного снижения доли производящего хозяйства возрастает роль рыболовства и охоты. В археологическом плане об этом свидетельствует увеличение количества находок таких предметов, как костяные наконечники гарпунов и каменные наконечники стрел.

К сожалению, на сегодняшний момент поселения окуневской эпохи малоисследованны, поэтому сказать что-либо по поводу типов жилищ невозможно. В последнее время интенсивно исследуются места временного обитания людей окуневской культуры - горные фортификационные сооружения типа «свее» (по-хакасски «сівее» - букв, крепостное сооружение) [Готлиб, 1997, с. 134-151.] и гроты [Амзараков, 2006, с. 81-82.] Све расположены на вершинах гор повсеместно по всей территории Минусинской котловины. Преобладающая часть памятников находится на левом берегу Енисея в пределах современной Республики Хакасия. Горные сооружения, как правило, в системе фортификации имеют каменные стены, сложенные всухую из плоских плит песчаника или обломков рваного камня. В некоторых случаях прослежены каменно-земляные валы. На данном этапе исследований известно более 40 этих памятников.

Хакасская фольклорная традиция относится к подобным памятникам как к средневековым кыргызским или монгольским крепостям. Такая традиция отношения к горным сооружениям продолжала существовать в науке до недавнего времени [Готлиб, 1997, с. 134.] Укоренившиеся научные взгляды о строительстве горных памятников «свее» в эпоху средневековья базировались на почти полном отсутствии датирующих находок в материалах сборов и раскопок. Долгое время существовало мнение, что эти памятники малоперспективны в археологическом отношении, в связи с чем они почти не раскапывались. Археологические исследования целой серии памятников выявили горные сооружения «свее», которые убедительно датируются окуневской культурой. Сейчас достоверно известно 4 горных памятника окуневского времени: свее Чебаки, Чергаты, Устанах и Шишка (по-хакасски «Имчек тигей»), В культурных слоях этих памятников найден массовый окуневский материал, представленный многочисленными фрагментами керамики, характерными предметами каменного и костяного инвентаря. Наиболее интересны результаты исследований двух горных сооружений, расположенных в разных районах Хакасии: свее Устанах и свее Чебаки [Готлиб, 1995, с. 29-32; Готлиб, 1997, с. 134-151.]

Могильники окуневской эпохи, как правило, располагаются неподалеку от афанасьевских и насчитывают от 2 до 10 курганов. Курганы представляют собой прямоугольную оградку из вкопанных вертикально плиток песчаника. Размеры варьируются от 7x7 до 20x20 метров. Часто встречаются ограды со сторонами 13-14 метров (наблюдение Е. Д. Па-ульса). Редко встречаются более внушительные комплексы размерами до 40x40 метров. Количество могил внутри каменной ограды - от одной до десяти, значительно реже - до двадцати. Некоторые ограды сплошь заполнялись могилами, в других оставались свободные места. Ограда заполнялась постепенно, над каждой могилой возводилось небольшое земляное сооружение, более поздние могилы оказывались впущенными с поверхности насыпей предыдущих могил. Встречались также более поздние впуски в уже существующие могилы [Максименков,'1974, с. 11-12.] Зачастую площадь внутри ограды делилась на секторы диагональными каменными стенками.

И. П. Лазаретов на материалах окуневских курганов у аала Чарков проследил закономерность сооружения могил внутри ограды. Сначала сооружалось центральное погребение. Покойный в нем был ориентирован головой на запад. Другие захоронения обычно образуют цепочки к северу и югу от центрального. Могилы в цепочках сооружались с востока на запад, сначала заполнялась южная часть ограды, потом северная. Иногда линия могил, дойдя до западной стенки ограды, поворачивает вдоль нее, в таком случае погребенные здесь ориентированы на север или юг. Восточная ориентация также возможна, но лишь в том случае, если дуга могил, пройдя вдоль западной стенки, заворачивала в противоположную сторону. Примечательно, что восточный сектор кургана, даже при большой насыщенности комплекса погребениями, практически всегда оставался свободным от захоронений. [Лазаретов, 1997, с. 38.]

В окуневскую культуру появляется специфический способ оформления могил, который впоследствии станет традиционным практически во всех эпохах Минусинской котловины - каменные ящики. Каменные ящики окуневцев - фунтовые могилы длиной от 170 см и шириной от 50 см, вытянутые, прямоугольной формы, со стенками, обставленными тонкими каменными плитами. Сверху ящики перекрывались каменными плитами. Отмечается изящество каменных конструкций окуневской культуры. Помимо каменных ящиков, бытовали и другие типы могил - фунтовые ямы, фунтовые ямы с уступом на дне, могилы с подбоем (катакомбы). [Лазаретов, 1997, с. 36.]

Типы надмогильных сооружений варьировались. Это могла быть невысокая (до 1 метра) насыпь из камней и земли внутри офады, куполообразное сооружение над могилой, либо сплошная каменная забутовка пространства внутри могилы. Помимо одиночных погребений встречаются парные и коллективные в различных вариациях - мужчина с женщиной, мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, пара с детьми, два детских пофебения и т.д. Коллективные захоронения более 3 человек в одной могиле встречаются редко. Практически в каждом могильнике встречаются пофебения мужчины с двумя женщинами, что, возможно, свидетельствует о наличии у окуневцев института полигамии (многоженства). Детей хоронили как в специально сооруженных небольших могилках, так и вместе с взрослыми.

Поза пофебенных, по сути, не отличается от предыдущей, афанасьевской, - на спине, с поднятыми вверх коленями или, реже, в этом же положении тела на боку, головой на запад. Часто под голову женщинам подкладывали каменную плиту с выемкой для головы. Это, скорее всего, объясняется наличием у покойниц высоких причесок или головных уборов. В парных погребениях скелеты иногда расположены «валетом». Неоднократно фиксировались следы раскрашивания голов умерших охрой. Погребальный инвентарь обычно различается по половому признаку: для мужчин это оружие, рыболовные и охотничьи орудия, для женщин - украшения, медные или бронзовые ножи. Отмечены случаи нарушения целостности могил современниками [Лазаретов, 1997, с.20.], что, возможно, связано с традицией ритуального осквернения.

В могильнике Моисеиха на левом берегу реки Туба среди ребер человеческого скелета был обнаружен каменный наконечник копья, ярко свидетельствующий о причине смерти покойного. Зафиксировано несколько случаев, когда каменные или костяные наконечники стрел встречались застрявшими непосредственно в теле погребенных. Все эти находки являются свидетельством вооруженных столкновений в окуневскую эпоху.

Посуда у окуневцев плоскодонная, баночной формы. При этом она сплошь орнаментирована по тулову. Для окуневского орнамента характерны ямки, зигзаги, шахматный узор. Интересным моментом является то, что в могилах окуневцев практически нет мясной пищи. Встречаются кости различных животных - овцы, коровы, косули, марала, кабарги, соболя, лисы, сурка, выдры, рыси, медведя, волка и т.д. Но при этом, как правило, это несъедобные части животного, кости черепа или зубы. Вероятно, помещение в могилы костей этих животных было связано с тотемными представлениями окуневцев.

Самым ярким наследием окуневской культуры, бесспорно, является ее искусство. Оно представлено разнообразными изобразительными памятниками: каменными изваяниями и стелами, гравировками и выбивками на плитах и на скалах, а также предметами мелкой пластики.

Окуневские стелы - устанавливавшиеся вертикально каменные плиты с выбитыми на них антропоморфными и другими изображениями. Те стелы, изображения на которых выполнено объемно, скульптурно, принято называть изваяниями. Помимо техники исполнения, изваяния, как правило, выделяются более сложной ярусной композицией и расположением основных изображений не на широкой, а на узкой стороне плиты. Ареал находок изваяний и стел охватывает всю территорию Минусинской котловины, за исключением юго-восточной части. Наибольшее количество изваяний сосредоточено в долинах рек Бюрь, Уйбат, Ниня, Ка-мышта, Аскиз, Есь и Тея. Многие из них были установлены в оградах курганов тагарской культуры, но больше всего их находилось на чаатасах - могильниках эпохи раннего средневековья.

На сегодняшний день в Минусинских степях и в собраниях музеев региона известно более 200 изваяний (по данным Н. В. Леонтьева). Эти каменные стелы в природной среде Минусинской котловины частично сохранились до настоящего времени. Изваяния представляют собой массивные гранитные и песчаниковые скульптуры с высеченными на них фантастическими изображениями, передающими в виде расчлененной личины трехъярусную структуру мира. На стелах имеется также солярная символика в виде лучей солнца и кругов. Изображения содержат и растительную символику. Видимо, в этих изваяниях воплощены родовые оку-невские божества [Вадецкая, 1986, с.33.]

В долине р. Абакан, в местности Хамхазы, стояла почитаемая каменная особа - «Улуг хуртуях тас» (т. е. Великая каменная старуха). В верхней части изваяния было высечено женское лицо, над которым возвышалась остроконечная шапка, напоминающая головной убор хакасской свахи - «тюльгу порик» (тӱлгӱ пӧрік), а на груди красовался нагрудник «пого». Взор ее был обращен на восток. Около нее была сделана небольшая изгородь, внутри которой находились каменные валуны, имевшие грубую форму животных (мал сомнары). Они представляли скот старухи «Хуртуях тас». Если вокруг нее появлялось много валунов, то, значит, у хакасов будет много крупного рогатого скота. Кстати, в языке тюрков Саяно-Алтая каменные валуны называются «инек тас» или «инек даш» - т. е. коровий камень.

Согласно хонгорским мифам, «Хуртуях тас» появилась вместе с детьми со стороны верховьев Енисея (по другой версии - с верховьев Абакана). Каменные гряды крепостных стен на г. Хызыл-хая, недалеко от ее местонахождения, получили названия «хуртуях чолы», т. е. дорога каменной старухи, по которой она пришла. В результате великой семейной ссоры ее муж «Хара тас» (в вариантах - Ызых тас, Сар-тахпай), ее дочь «Хыс козее» и она сама - окаменели. «Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, - писал в XIX веке Н. А. Костров, - (жители Хонгорая) подходят к каменной старухе с поклонами, обливают ее молоком, аракою..., а выпуклое, грубо изваянное лицо истукана с отверстым ртом обмазывают сметаной и салом с таким усердием, что рот почернел от жирного слоя. Если охота была неудачной, то некоторые в негодовании от обманутых ожиданий наказывают истукана плетью или палками». Изваянию «Хуртуях тас» ежегодно совершали моления обитатели аскизских степей, дабы не прервался род человеческий, ибо она охраняла жизненную силу (кізі худы) хакасских племен. [Бутанаев, 2003, с. 193-194.]

Нагрудник «пого», изображенный на каменном изваянии «Хуртуях тас», является необходимой принадлежностью свадебного наряда хакасской свахи. При внимательном рассмотрении его рисунка можно обнаружить сходство со стилизованным изображением лика богини Умай. Значит, надевание нагрудника «пого» на свадьбу было связано с культом богини Умай, которая якобы дарует души детей и покровительствует семейному счастью. В таком случае, традиции ношения нагрудника «пого» восходят к окуневской культуре.

По сюжетам изваяния и стелы условно разделяются на четыре группы. К первой группе относятся изображения двуглазых личин с прямой линией поперек лица и отходящими от него лучами. Вторую группу составляют единичные реалистические человеческие лица. Третья группа представлена трехглазыми личинами с двумя прямыми линиями поперек лица, со сложными «головными уборами», разделяющимися змеевидной лентой. Некоторые изваяния увенчаны скульптурной головой барана, а под личиной на них выбиты изображения фантастических хищников и солярных знаков. Четвертая группа включает стелы с плоскостными зооморфными изображениями.

Изваяния и стелы носят культовый характер, так как с ними связаны жертвоприношения, остатки от которых (черепа и кости баранов и овец) находят в основании монументов или в ямах вокруг них.

Петроглифы окуневской культуры известны по многочисленным изображениям на плитах из погребений и на скальных поверхностях гор Шалоболино, Суханиха, Тепсей, Оглахты и др. Большое разнообразие сюжетов и образов (антропоморфные фигуры, личины, синкретические образы хищников, солярные символы, копытные животные и др.) позволили Н. В. Леонтьеву выделить несколько хронологических групп: антропоморфные фигуры - ранняя «тасхазинская группа», оконтуренные личины без «третьего» глаза -• «бельтырская подгруппа», неоконтурен-ные -поздняя «джойская группа». [Леонтьев, 2006.]

Для всей окуневской мелкой пластики характерно использование в оформлении образов сочетание гравировки и рельефа. Среди предметов мелкой пластики преобладают антропоморфные изображения. Они представлены миниатюрными скульптурными человеческими головками (от 1,7 до 5,2 см), вырезанными из камня и кости, и плоскими костяными пластинками с женскими лицами. Детали последних изображены неглубоким рельефом или гравировкой. Короткими насечками переданы брови, глаза, нос и рот. Всегда обозначены крупные кольчатые серьги. Особое внимание уделено длинным, расчесанным на прямой пробор волосам, спадающим до плеч, выполненным в большинстве случаев тонкими параллельными резными линиями. Встречаются различные изображения животных, оформляющие разнообразные бытовые предметы и предметы культа. К такого рода изделиям можно отнести костяной жезл со скульптурной головкой медведя, пожирающего барана, сосуд из рога (ритон) с рельефным стилизованным изображениям рогов быка и др. Своеобразную серию представляют сигарообразные жезлы, один конец которых венчают головы животных, чаще всего быка. Опущенные вниз и отогнутые назад рога переданы рельефом. Рельефом же оформлены и прижатые уши. Глаза даны выпуклостями, окруженными концентрическими резными желобками.

Окуневские изобразительные памятники - это уникальные произведения древнего искусства, известные науке еще со времен первой научной экспедиции Д. Г. Мессершмидта, организованной в начале XVIII века. Несмотря на это, они остаются во многом загадочными и в наши дни. Продолжаются дискуссии о времени создания этих памятников, принадлежности к одной культуре и истоках этого искусства.

 

Источник: Очерки истории Хакасии ( с древнейших времен до современности) / гл.ред. В.Я. Бутанаев; научн.ред. В.И. Молодин.  Абакан. Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 672 с. Илл.