Названа по месту раскопок эталонного памятника у д. Андроново, южнее г. Ачинск Красноярского края.

В первой половине II тыс. до н.э. на территории Казахстанских и Южно-Уральских степей складывается сильная и высокоразвитая андро-новская культурная общность. В исследованиях последних лет эта культура сопоставляется с культурой древних ариев. Мобильные носители этой культурной традиции распространились по степям во всех направлениях. В истории Древнего мира они известны нам под именем дорийцев, завоевавших ахейскую Грецию, гиксосов, терроризировавших Древний Египет, арийцев, захвативших Индию и Иран. До территории Минусинской котловины дошла лишь угасающая волна этой мощной экспансии. Столкнувшись здесь с населением окуневской культуры, андронов-цы оттеснили их на юг и заняли узкую полосу территорий степей севернее г. Абакана и реки Туба в долине Среднего Енисея. Горные фортификационные сооружения типа «свее» маркируют продвижение андронов-цев на окуневскую территорию и, возможно, являются форпостами оку-невцев в обороне.

Разными исследователями неоднозначно воспринимается датировка андроновской культуры на территории Хакасии. Мы придерживаемся мнения о периоде бытования андроновской культуры на Среднем Енисее в рамках середины II тыс. до н.э. Данные радиоуглеродного датирования этому не противоречат: разброс дат - 1700-1400 лет до н.э. [Парцингер, 2002, с. 71.] Андроновцы принесли с собой высокоразвитые скотоводческие традиции. Они разводили коров, овец, лошадей. Кости диких животных в их памятниках встречаются крайне редко, что свидетельствует, вероятно, о том, что скотоводство обеспечивало основные потребности населения полностью.

Материал андроновской культуры демонстрирует нам дальнейший прогресс технологий металлообработки. Древние мастера освоили литье бронзы в двусоставных формах, что являлось качественно новой ступенью в развитии металлургии и позволяло изготавливать новые типы изделий - кельты и копья. Помимо бронзы, андроновцы использовали золото и серебро и изготавливали из них украшения.

К числу самых ярких и необычных изделий андроновской культуры относится банковидная плоскодонная керамика. Это, пожалуй, самая красивая посуда нашей территории эпохи палеометалла. Наиболее характерной ее чертой является оригинальная орнаментация с геометрическими мотивами. Визитной карточкой андроновской керамики является специфический «меандровый» орнамент.

В андроновских могильниках встречаются курганы как с насыпью, так и без нее. Они часто находятся под дюнами. Выделено два типа оград -круглые (большинство) и прямоугольные. Размеры от 5 до 10 метров в диаметре, первоначальная высота ограды не менее 70 см. Над могилой возводили земляное сооружение, которое в процессе разрушения приводило к образованию земляной насыпи высотой до одного метра. Иногда андроновцы создавали целые системы из нескольких пристроенных оград.

Внутри ограды выкапывали одну, гораздо реже две-три могилы глубиной от одного до трех метров. Могилы представляли собой каменные ящики из вертикально вкопанных плит либо гробницы-цисты со стенками в виде кладки плиток песчаника. Иногда встречались могилы, где одни стенки оформлены каменной кладкой, другие вертикально вкопанными плитами. Могилы обязательно перекрывали каменными плитами. Реже для могил выкапывали грунтовые ямы, иногда в них опускали небольшой бревенчатый сруб в один-два венца. Археологом Г.А. Максименковым были отмечены зимние захоронения андроновцев -гробницы-цисты, сооруженные на поверхности, покрытые более внушительной насыпью.

В могиле хоронили одного-двух человек. Умерших клали в скорченном положении на левый и гораздо реже - на правый бок. Ноги погребенных были согнуты в коленях, руки - перед лицом, головой на запад, реже на восток. В парных погребениях женщины всегда лежат за спиной мужчины. Значительно реже встречаются пофебения по обряду трупосожжения.

Могильные сооружения подразделяются на пять видов: 1) простые фунтовые ямы; 2) деревянные срубы или рамы в один венец; 3) каменные ящики из поставленных вертикально плит; 4) цисты-гробницы, стенки которых сложены из горизонтальных рядов плоских плиток песчаника; 5) комбинированные могилы, у которых одни стенки оформлены плитами как у каменных ящиков, другие стенки как в погребениях-цистах [Максименков, 1978, с. 57.] Пофебальные памятники андроновской культуры на территории Хакасии отличаются относительной бедностью пофебального инвентаря. У головы покойного ставили один-два глиняных сосуда с жидкой пищей. Редко всфечаются кости коров и овец. Жен-

щинам клали бронзовые, реже золотые и серебряные украшения - бусы, серьги, височные кольца, бляшки и т. д.

Детей чаще всего хоронили отдельно от взрослых. Имеются как отдельные детские кладбища, так и погребения детей среди взрослых могил. Но в любом случае курганы и могилы для детей полностью соответствуют взрослым могилам, только уменьшены в размерах. [Максименков, 1968, с. 172-180.]

Андроновские женщины и девочки вдевали в уши серьги, а в волосы вплетали височные кольца. Серьги медные, реже - серебряные и золотые. Распространенным украшением были бусы из бронзовой проволоки или пластинок, которыми стягивали обувь. На голове мужчины и женщины носили шапки - кожаные или вязаные шерстяные, конической формы с наушниками. Нижняя одежда была шерстяной и имела разрез в верхней части, который застегивался на пуговицу с левой стороны. Она имела ярко-красный или красно-фиолетовый цвета. Из кожи делали обувь и сумочки, украшенные бусами. Жилищ андроновцев не обнаружено, кроме невыразительного и очень большого наземного сооружения на вершине холма в местности Ключи, долины речки Черновой (Максименков, 1978, с. 46—48). Ученые предполагают, что это - оборонительная постройка. Судя по некоторым данным (совпадение в регионе ареалов распространения иранских топонимов и андроновских кладбищ), можно предположить, что это племя - индоиранского происхождения.

Андроновская культура не оставила заметного следа в дальнейшем развитии культур Минусинской котловины, хотя очевидно частичное влияние ее традиций на культуры эпохи поздней бронзы [Членова, 1998, с. 670-683.], что, вероятно, связано с наличием в них этнического компонента носителей андроновской традиции.

 

Источник: Очерки истории Хакасии ( с древнейших времен до современности) / гл.ред. В.Я. Бутанаев; научн.ред. В.И. Молодин.  Абакан. Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - 672 с. Илл.