Давным-давно жил один юноша сирота. У него не было ничего, кроме любимого хомыса и стрелкового лука. Обитал он в шалаше, сделанном из камыша. Сирота ходил охотиться со своим луком в Саян­скую тайгу. Однажды в тайге, когда он играл на хомысе в балагане, по­слышался какой-то голос. Когда сирота вышел, навстречу ему появился старик. «Мне нравится твое пение», - сказал старик. Он оказался горным хозяином Хара-тасхыла. Старик пригласил сироту к себе в гости. Они пришли к Хара-тасхылу, двери которого распахнулись, и они вошли внутрь. У старика были жена, сын с невесткой. Он предупредил юношу, что здесь, в горах, юноше, как солнечному человеку, нельзя находиться больше трех дней. Старик стал угощать сироту разными яствами из луч­шего мяса зверей и птиц. Юноша играл ему на хомысе и исполнял герои­ческие сказания.

На третий день старик говорит: «Бери в подарок все, что хочешь. Ты сирота, у тебя ничего нет. Возьми за свое мастерство золота и серебра сколько хочешь. Возьми верхового коня во всем убранстве». В этот мо­мент внутренний голос - «чил-аас» на ухо стал шептать сироте: «Ничего не бери. Проси только того плохонького серого щенка, который лежит у порога». Сирота говорит: «Ничего мне не надо. Отдайте только вот этого облезлого щенка». Старик со старухой переглянулись, заплакали, потом заулыбались. «Ну, что же, возьми, - согласился старик. - Но корми его той же пищей, которую будешь есть сам». В придачу старик дал сироте коня, в переметные сумы насыпал золота и серебра. Они проводили всей семьей сироту до выхода из тайги.

Сирота вернулся к себе в аал, где на свои богатства построил новую юрту, развел многочисленный скот. Стали они жить с серым щенком, который всегда, свернувшись клубком, лежал у порога. У сироты появил­ся достаток. Юноша стал замечать, что в юрте его всегда прибрано, еда приготовлена, появилась новая одежда. Однажды он не стал спать, решил проследить, кто делает все это. Вдруг видит, как лежащий щенок, не­сколько раз перевернувшись, обратился в прекрасную девушку с шесть­юдесятью косичками на спине, с пятьюдесятью косичками на плечах. Юноша схватил в объятия девушку со словами: «Оказывается, ты была дочерью горного хозяина, а не щенком». «Да, - призналась девушка. - Меня родители отдали замуж за тебя».

Теперь сирота зажил с молодой женой. Через определенное время у них родилась дочка. Когда дочке исполнился год, у них родился мальчик. Девочку назвали Кизир, а мальчика Казыр. После рождения мальчика жена говорит мужу: «Я отправлюсь в гости к своим родителям. Я буду спать три дня и три ночи. Ни в коем случае не буди меня. Еду для семьи готовь сам, детей до меня не допускай». После этого она погрузилась в глубокий сон. Муж ждет сутки, вторые. На третий день он поставил на чугунный таган кипятить молоко. Развел сильный огонь. Сам вышел по нужде на улицу. В этот момент молоко поднялось и стало переливаться через край. Когда он вернулся в дом, молоко все выкипело. Муж сильно разозлился, схватил жену за косы, стал ее трясти, говоря: «Из-за тебя все молоко выкипело, теперь нечем поить детей!». Жена с трудом пришла в себя и говорит: «Варнак, что ты наделал! Я же наказывала тебе, чтобы в течение трех дней меня не будили. Я у родителей уже брала приданое и разрешение на жизнь в солнечном мире. Ты не выполнил моей просьбы. Значит не жить солнечному человеку с горными духами!». С этими сло­вами горная дева схватила детей и разорвала их на части. «От крови доч­ки пусть образуется река, которая назовется Кизир, из крови, которая потекла из моего сына, пусть образуется река, которая станет называться Казыр!». Она бросила своих детей в образовавшиеся две реки. С тех пор две реки, впадающие в Тубу, зовутся Кизир и Казыр.