В верховьях Абакана, в истоках реки Кызас стоит гора «Читі путтығ Пулан-тағ» - букв. Семиногая Лось-гора, именуемая по- русски горой Шаман. На этой горе находится царство душ умерших лю­дей - «Узют чир».

Через год после смерти человека хакасы приглашали шамана для из­гнания из дома черной души - «харан» в страну Семиногой Лось-горы (Пулан-таг). Если ее не изгнать, то она будет приносить несчастья ос­тавшимся членам семьи. Для обряда изгнания черной души необходимы череп и четыре голени лошади, девять колючих веток шиповника, де­вять веток черемухи, девять черных камней, девять веток боярышника и лезвие косы. Для умершей женщины необходимо приготовить указан­ные атрибуты в семикратном размере. Приготовленные атрибуты клали у дверей и закрывали черным платком. Вечером к дверям юрты привя­зывали черной масти быка или коня, если умерший был мужчиной, а для женщины — черную телку или кобылицу. Обряд изгнания «харан» совершали на исходе старого месяца, ночью. Дымоход юрты закрывали шкурой черной козы, а очаг тушили перевернутым казаном. В кромеш­ной темноте кам начинал искать душу «харан». Причем у умершего мужчины она пряталась на южной (мужской) половине юрты, а у жен­щины — на северной (женской). Люди тихо переминались, стоя на но­гах вокруг потушенного очага, дабы она не пробралась к ним. Внезапно шаман хватал душу, которая начинала стенать и жалобно плакать. Она не хотела уходить из дома и умоляла оставить ее здесь. От искусного подражания шаманом голосу мертвого никто не оставался равнодуш­ным. Все начинали плакать навзрыд. Однако жалеть «харан» нельзя, иначе кам не в силах будет отправить ее в потусторонний мир и она превратится в дьявола. Шаман вбивал ее в бубен, сажал на черное жи­вотное, привязанное у юрты, и гнал ветками колючих кустарников за пределы мира людей, на запад, в верховья Абакана, на мифическую го­ру «Читі путтығ Пулан-тағ» - Семиногую Лось-гору. Сначала шаман заставлял душу «харан» пройти через волосяной мост. Если она была грешной, то падала вниз и погибала. Затем ее проводили сквозь отвер­стие горы Уттиг-тас (букв. Дырявый камень), расположенной вверх по Абакану, выше устья р. Аны. Когда душа пройдет сквозь отверстие, то она уже не сможет вернуться обратно.

Успешно пройдя сквозь Уттиг-тас, она наконец достигала мифиче­ской горы Пулан-таг. Назад ей уже дороги не было. С этого времени ду­ша «харан» получала название «узют», т. е. душа, полностью*оторванная от мира живых людей. Шаман, закончив свою миссию, произносил:

«Черная земля стала могилой,

твердое дерево стало гробом,

не голодай без пищи, не жажди без воды,

не меряй переходимые реки,

не натыкайся на проходящую дорогу,

не оглядывайся назад, не смотри обратно!

Я не обмахивал тебя плохим ветром,

я не заставлял наступать на плохую нечисть,

ты уже сам перевалил гору Пулан-таг,

ты ушел в потусторонний мир,

ты ушел, чтобы не возвращаться,

не оглядывайся назад, не смотри обратно!».

В царстве мертвых на горе Пулан-таг души «узюты» живут в аалах, как и на земле, но все разделяются по родам - сеокам. Души детей живут отдельно, поэтому согласно хакасскому обычаю им делали отдельные кладбища. Охотники нашего народа не ходят охотиться на гору Шаман, иначе может случиться несчастье.