Когда-то на берегу озера Белё находилось громадное поместье кня­зя Хырымбая, владевшего бесчисленным количеством лошадей, коров и овец. Слава о его богатстве разнеслась по всей долине Енисея.

Однажды к Хырымбаю из Монголии приехал крупный скотопро­мышленник, который решил у него купить отменных быков и лоша­дей. Вместе с монгольским купцом прибыл профессиональный знаток скота, знающий язык животных. «Покупайте любую скотину, которая приглянется», - разрешил Хырымбай. Сначала монгольский купец осмотрел лошадей. Среди табунов знаток языка животных увидел двухлетнего исхудавшего игреневого жеребенка, плетущегося в хво­сте табуна. Он посоветовал купить этого никчемного жеребенка. За­тем они стали осматривать крупный рогатый скот. Из стада коров ку­пец, по совету знатока животных, купил захудалого серого теленка, расплатившись за него и жеребенка двумя кусками серебра и двумя мотками шелка. Хырымбай возмутился: «Вы приехали издалека, а по­купаете худший скот. Неужели не стыдно перед людьми?». Но мон­гольский купец даже не стал слушать. Помощник, знающий язык жи­вотных, говорит ему: «Мы приобрели «мал ырызы» - т. е. счастье ско­та. Закупленный молодняк - игреневый жеребенок и серый теленок, взвалили все счастье скота на себя и от такой тяжести они плетутся в хвосте стада. Если мы привезем их к себе, то наш скот быстро умно­жится». Через некоторое время игреневый жеребенок превратился в богатырского коня «аранчула», а серый теленок в сивого быка. С тех пор численность скота Монголии достигла громадных размеров, а в хакасских степях начались повальные болезни и падеж животных.

Однажды игреневый конь говорит: «Послушай, сивый бык! Чужая земля бывает грязной, дым своего отечества бывает сладким. Я думаю убежать в родные края». Сивый бык отвечает: «Я слишком жирный, если сейчас побегу, то от жира сгорю. Сумеешь ли подождать, пока я не сброшу вес?». Игреневый конь ответил отказом. Помощник купца, знав­ший язык животных, услышал их речь и все рассказал хозяину. Монголь­ский купец надел на ноги игреневому коню железные путы и посадил его за высокую железную изгородь. Но игреневый конь ночью перепрыгнул через ограждение и помчался в сторону гор «Улгенниг-сын», где сходят­ся верховья рек Абакана, Томи и Июсов. В истоках Белого Июса его ста­ли преследовать волки. Железные путы не только сдерживали его бег, но и стерли голени ног до кости. Достигнув озера Хара-коль у подножия горы «Арга», игреневый конь не смог дальше бежать. Когда волки набро­сились на него, он в отчаянии заржал. Его голос раздался над долиной озера Хара-коль и достиг озера Белё. Предсмертное ржание своего сына услышал его отец - игреневый жеребец, который помчался от озера Белё в сторону озера Хара-коль. На перевале горы Хызыл-хас стояло каменное изваяние Киме-тас, похожее на лодку. Во время бега игреневый жеребец задел Киме-тас, которое рухнуло на землю и с тех пор осталось лежать на перевале Хызыл-хас.

Нынешнее озеро Хара-коль состояло из двух чаш - с северной сторо­ны Хара-коль, а с южной стороны озеро Хырджын-коль, которые были разделены холмистой гривой. Когда игреневый жеребец, услышав пред­смертный крик сына, спешил на помощь, то в гневе ударил копытами по этой гриве. В результате холмистая грива разбилась и озеро соединилось. Однако до сих пор место раскола носит название «Юзюм» - т. е. разрыв. Игреневый жеребец не успел подоспеть вовремя. Волки загрызли его сы­на в одном из логов за озером Хара-коль, который с тех пор носит назва­ние «Сабдарат», т. е. «Лог игреневого коня».