Когда-то в долине верхнего Уйбата находилось пастбище черно­солового жеребца, возглавлявшего многочисленный табун. Жере­бец уничтожал жеребят, рождавшихся от его кобылиц, дабы они не пре­вратились в соперников. Для этого он специально караулил жеребых подруг.

Однажды, когда черно-соловый жеребец дремал, одна трехлетняя кобылица ожеребилась. Ее сивый жеребенок, вдоволь насосавшись материнского молока, стал рядом пастись. Заметив появившегося на­следника, жеребец подскочил к нему со словами: «Вот, окаянный, не заметил твоего рождения, иначе ни за что не позволил бы ходить по пастбищу». Мать жеребенка обратилась к сыну: «Дитя мое, отец в на­шем табуне не даст тебе жизни. Ты еще слабый, чтобы его победить. Беги скорей отсюда». Сивый жеребенок, преследуемый черно­соловым жеребцом, перескочил хребет Хара-сын, пробежал по степи Сарыг-чазы и достиг Енисея. Силы стали его покидать. Взмолился сивый жеребенок, обратившись к горам Оглахты: «Великая гора Ог­лахты! Всевышним творцам я не сделал греха даже величиной с ко­пытце, почему же отец, черно-соловый жеребец, хочет погубить меня? Великая гора Оглахты! Спаси мою душу!». Гора Оглахты сжалилась над ним, дала ему силу, благодаря которой жеребенок с разбегу пере­махнул Енисей. Черно-соловый жеребец не смог перепрыгнуть вели­кую реку и вернулся назад к своему стану.

Сивый жеребенок через некоторое время вышел в степи около озера Белё. Там паслись табуны баев Сукиных. Одна соловая кобылица приня­ла его как своего детеныша. Через три года он вырос и стал главой табу­нов. Баи Сукины стали держать его — сивого жеребца, в качестве покро­вителя - «ызыха» своих бесчисленных косяков лошадей.

Однажды сивый жеребец говорит вскормившей его матери: «От­сюда на юг находится земля моего отца. Я хочу побывать там». Не­смотря на возражение приемной матери, сивый жеребец, достигший зрелого возраста, отправился в дорогу. Он доскакал до стойбища отца в верховьях Уйбата, где застал состарившегося черно-солового же­ребца, который бродил на горе между деревьев около муравьиных куч. Отец стал плохо видеть и слышать. Сивый жеребец подскочил к нему и лягнул его задними ногами. «Откуда появился здесь малыш?» - удивился старый жеребец. Сивый жеребенок ответил: «Сколько же ты загубил моих братьев и сестер, не позволив им увидеть жизнь. Да­же состарившись, ты не думаешь о детях. Теперь настал твой черед, твой час расплаты за содеянное». Он насмерть свалил отца ударом задних копыт. В качестве поминок сивый жеребец повесил его голову на ветвь дерева. «Эта гора, где лежат кости моего отца, пусть отныне носит имя «Сараат позии» (т. е. высота Солового жеребца). Пусть зло­действо жестокого родителя проклинается народом», - произнес си­вый жеребец. Забрав свою истинную мать и других кобылиц, он вер­нулся в степи к озеру Белё. До сих пор гора вверх по Уйбату носит название «Сараат позии». Наш народ, почитая лошадей, черепа коней вешает на ветви деревьев.