Когда-то монголы пришли в наши земли для сбора албана. Длин­ная колонна многочисленного войска растянулась от Уйтага в низине Чабыс-аас до Аскиза. Во главе его находился Моол-хан, т. е. мон­гольский хан.

Наступила поздняя осень. Монгольская армия стала лагерем на зиму около Маткечика на горе Хызыл-хая. Монголы на горах Сохыр-Хызыл- хая и Кирба соорудили крепости. Их крепости до сих пор хорошо видны.

Моол-хан своим батырам отдает приказ: пересчитать численность всего населения долины Абакана и Енисея, а также поголовье всего ско­та. От каждого скотоводческого хозяйства монгольскому войску из деся­ти скотин пусть отдадут одну голову. Табуны лошадей, стада коров, ота­ры овец пригнали монгольскому хану. Монголы всю зиму и весну вволю ели мясо. Насушили мясо впрок, готовились к походу. Когда наступило лето, Моол-хан опять отдал распоряжение - у здешнего народа пересчи­тать оставшийся скот, еще взять его на пропитание. Батыры Моол-хана отправились выполнять распоряжение их главы. В тот год была теплая зима, скот без потерь перезимовал, дал хороший приплод. Весеннее по­головье скота оказалось намного больше осеннего. Узнав подсчеты, Мо­ол-хан был крайне удивлен. И, поразившись благодатной страной, произ­нес благословение: «Пусть будет вечной скотоводческая страна Хоорай, пусть будет нескончаемым богатство Хоорайского края!» (Тугенмес парбас туктіг Хоорай ползын, тоозылбас парбас Толы Хоорай ползын!). До сих пор наша страна богата скотом и называется Толы Хо­орай.

Затем монгольское войско через Таштып и устье Матура поднялось на высокую гору. В те времена в долине Матура находились пашни бельты- ров, которые они обрабатывали абылом (род кетменя). Монгольский хан с вершины горы увидел, будто в долине Матура вооруженные люди раз­махивают саблями. Он предположил, что это войска Толы Хоорая и ре­шил выяснить, не грозят ли они им бедой. Но по предсказанию шамана стало ясно — хан должен умереть в тот момент, когда сварится кровяная колбаса (по-хакасски «хан»). В то время монголы забили коня и варили мясо и конскую кровяную колбасу. Моол-хан подошел к казану, спросил: «Сварилась кровяная колбаса?». Он выташил саблю из ножен и воткнул в кровяную колбасу. Из нее брызнул горячий бульон прямо на шею. Хан от неожиданности взмахнул саблей и сам себе отсек голову. Таким образом погиб Моол-хан. Его там же похоронили. Место на горе, где покоятся останки хана, стало называться «Хан-сын».

В Монголии осталась младшая сестра Моол-хана. Она стала спраши­вать у возвращавшихся воинов о брате, почему он не вернулся. «Он по­гиб на войне», - ответили солдаты. Тогда сестра запричитала: «Потре­панные воины, рассеявшись по степи, возвращаются домой, на войну ушедший мой старший брат как же не смог вернуться! Шатающиеся вои­ны, раскачиваясь, достигают дома, ушедший в чужую страну мой стар­ший брат почему же не вернулся назад! Место, где лежат останки хана, пусть называется «Хан-сын».

С тех пор тасхыл, стоящий в устье Матура, стал носить имя Хан-сын. Под горой Хан-сын встречаются золоченые чашки и ложки. С могилы Моол-хана, находящейся на вершине тасхыла, их сгребают прилетающие лебеди.

На вершину этого тасхыла невозможно взойти простым людям. При попытках взобраться поднимается страшный буран. Сейчас поговари­вают, что Хан-сын реагирует на войны, происходящие в мире. Если где- то начинается война, то жители долины Абакана слышат звуки канона­ды.