ГОРА ХАН-СЫН
- Информация о материале
- Топонимические легенды
- Просмотров: 2617
В старину, когда долина Абакана была покрыта тайгой, называвшейся Ап Сабага, в местности Узюм на берегу Абакана проживал хакасский правитель Хулатай, имевший бесчисленные табуны лошадей и многочисленный подданный народ. У него был могучий сын по имени Амыр Саран. Когда Хулатай состарился, возглавил абакано-татарский народ его сын.
В те времена русские построили на Томи город Томск (Том-тура), а на Енисее - Красноярск (Хызыл чар). Амыр Саран решил с ханским визитом посетить северных соседей. Он прибыл в Москву, где ручкой кнута поднял царь-колокол, чем многих удивил. Там Амыр Саран встретился с русским царем Пёёт-ханом (Петром Алексеевичем). «В какой земле ты живешь, как называется твоя Родина?» — спросил Пёёт-хан. «Моя земля отсюда очень далеко, у подножия хребта Улгенниг-сын, в междуречье Абакана и Енисея. Сам я являюсь хакасским ханом», - ответил Амыр Саран.
Русский царь решил посмотреть земли хакасского хана. По дороге им встретился Белый старец, который попросил поднять с земли переметную суму. Пёёт-хан не сумел сдвинуть ее с места. Амыр Саран кнутовищем спокойно положил суму (арчымах) на коня. Ноги коня подогнулись, уши прижались, хвост выпятился. Белый старец, оказавшийся богом, произнес: «Хакасский хан самый сильный человек в мире, ибо в переметную суму я поместил половину тяжести земли». «Если бы земля имела ручку, - засмеявшись, ответил Амыр Саран, - то я бы ее закрутил как ручную мельницу!». «Ты проговорил самонадеянные слова (по-хакасски «улуг чоох»), за которые ты поплатишься!» - сказал и исчез Белый старец.
Русский царь и хакасский хан отправились дальше. В верховьях Абакана на одном из тасхылов они услышали стук топора. Поднявшись на его вершину, увидели свежий выдолбленный гроб, только что приготовленный. Крышка лежит рядом. «Попробуй лечь в него», - говорит Амыр Саран. Белый хан лег в него, но гроб оказался для него слишком великим. «Давай, я попробую лечь», - сказал хакасский хан. Амыр Саран залез, вытянувшись в полный рост. Как будто для него был приготовлен гроб. В тот же миг крышка захлопнулась, гроб обвился железными обручами. Пёёт-хан не может его открыть. Он стал рубить гроб своим мечом, но клинок разбился, словно стекло. «Руби моей саблей», - посоветовал Амыр Саран. Русский царь не может поднять хакасское оружие. «Пробей отверстие в гробу напротив моего лица, - говорит Амыр Саран, - я передам тебе свою силу». Пёёт-хан с трудом сделал щель. «Сейчас пойдет черная пена, ты ее вытри. Когда появится белая пена, то ее слизни», - говорит Амыр Саран. Русский царь так и сделал, получив силу хакасского хана. Он взял в руки саблю Амыр Сарана, стал рубить гроб. Однако с каждым ударом его обвивали новые железные обручи. «Наступили дни моего заточения. За самонадеянные слова бог наказал меня. Мой народ, рожденный от гор, остается сиротой. Поэтому я передаю хакасский народ в твои руки. Не делай зла моему народу, никогда не бери служить в царскую армию», — наказал Амыр Саран. Пёёт-хан поклялся: «Если я возьму хакасов в солдаты, то в моем потомстве пусть не будет больше царей!». Зарок русского царя оказался пророческим. В 1916 году хакасов взяли в армию на тыловые работы русско-германской войны, а на следующий год произошел переворот и царскую семью всю расстреляли.
До сих пор хакасский хан покоится на горе, получившей название Хан-сын (букв. - Ханский хребет), а хакасский народ перешел во власть Белого хана. В последний год мира наш хан освободится от оков, встанет и возродит былое могущество своего народа.