История Хакасии

Сеок соххы ведет свое происхождение от богатырской девы Баян- хыс, ездившей на пестро-барсовом коне. Великая богатырская дева жила, никому не подчиняясь, среди Июсских степей, по речке Соххы-джул. В те же времена в долине Абакана, под горой Ызых здравство­вал удалой батыр Ир Тохчын, имевший двух вороных коней.

Баян-хыс ради свободы нашего народа ходила биться с монгольскими полчищами. А Ир Тохчын, не вмешиваясь, наблюдал за происходящими событиями с Ызыхских гор.

Однажды Баян-хыс после битвы с Моол-ханом возвращалась в Июс- ские степи. Сильно устав, около аала Тадар Соны, на берегу речки То- мыр-харасуг она уснула, подложив под голову седло, постелив чепрак. Там она проспала трое суток. В тот момент Ир Тохчын, увидев спящую Баян-хыс, ^приехал и ею овладел. Богатырская дева забеременела. За большое прегрешение она прокляла Ир Тохчына: «Пусть твоих коней сожрут волки и ты будешь ходить пешком! Пусть рожденные от тебя по­коления будут отвратительными на вид, с плоскими, как поднос, лица­ми!». Проклятие девы достигло Ир Тохчына. Его знаменитых вороных коней с белой полосой на лбу съели волки, произошедшие от него буруты рождаются до сих пор некрасивыми, с плоскими лицами.

Когда пришло время родить, то Баян-хыс, со стыда сбежав от людей, от­правилась к берегу Енисея. Там она в уединении родила мальчика. Соорудив берестяную лодку, она завернула младенца в войлочные пеленки и отправи­ла его вниз по течению Енисея. Отправляя со слезами своего незаконнорож­денного дитя, благословила: «Спустившийся в бело-берестяной лодке по реке Ал Кем, в пеленках Баян-хыс, сураз Ир Тохчына пусть зовется ах сох- хы!». Сама Баян-хыс со стыда бросилась в воды Енисея и погибла.

Во времена девы Баян-хыс в местности Хыр-Когунек жили два това- рища-охотника Хубан и Тахтар. В их аале находился каменный тренож­ник из трех громадных стел под названием «Очых-тас». Они на него ста­вили громадный котел и варили пищу для своих людей.

Однажды в жаркое время Хубан и Тахтар отправились купаться на Енисей. Купаясь в водах Енисея около деревни Аёшка, они увидели, как что-то блестящее плывет по воде. Хубан предлолжил брату поймать эту вещь. «Эта приближающаяся вещь пусть будет твоею. А если будет что- нибудь внутри, то пусть станет моим», - сказал он Тахтару. Сев на коней, они бросились наперерез берестяной лодке. Подплыв ближе, они увидели берестяную лодочку, а в ней лысого ребенка. К его шее была привязана соска из кишок, наполненная молоком, которую он держал в руках. Ребе­нок еще не умел говорить и лепетал только «хоох-хоох». У Хубана детей не было. Поэтому он забрал себе на воспитание лысого ребенка. Так как он был совершенно лысым (по-хакасски «хоох») и лепетал слово «хоох», то его и назвали «Хоох». От Хооха произошла фамилия Коковых.

Когда Хоох вырос, то он «зажег» семь семейных очагов. Хоох был женат на семи девушках из разных хакасских аймаков. У Хооха старшего сына звали Сохпа. От Сохпа родилось три сына. Он выделил каждому свое хозяйство. Одному сыну он выделил лошадей белой масти, другому сивой масти, а младшему вороной. Старик Хоох в связи с этим свое по­томство обозначил следующим образом: «У кого скот белой масти, то пусть его род носит название «ах соххы» (т. е. белый соххы); второй, имеющий скот сивой масти, пусть называется «кок соххы» (т. е. сивые соххы); а младший, получивший вороных лошадей, пусть относится к роду «хара соххы» (т. е. черные соххы)».

Реклама*