В старину наш народ монголы угнали из Хонгорая за Алтай. Один богатырь по имени Хан-Сула убежал из Монголии. Прибыв сюда, он поселился у подножия горы Хооргыс в устье Матура. От него пошел бельтырский народ.

Хара-чыстары также убежали вместе с ним от Моол-хана. Среди них были и два брата - Харагай-батыр и Хал-батыр, которые поселились ме­жду двумя речками Арбаты. Они стали жить под горой Пос-таг, ставшей их почитаемой вершиной. На этой горе было место их горного жертво­приношения.

Харагай-батыр имел семь жен. Под горой Пос-таг расстилалась не­большая степь. Он там держал тысячи пестрых овец. Их пасла дочь Хара- гай-батыра, которая однажды в степи потеряла свои коралловые сережки. С тех пор эта степь получила название «Сур-чазы» - т. е. Коралловая степь. Сур-чазы - это места проживания рода хара-чыстар.

Харагай-батыр возделывал пашни в долине Матура. Пашни обрабаты­вали абылом (орудие в виде кетменя) и сохою. У Харагай-батыра был богатырский гнедой конь, с помощью которого он вспахивал пашни в устье Матура.

Однажды пашенного коня в тайге задрал медведь. Харагай-батыр был бесстрашным человеком. Он схватил медведя за оба уха и сказал, что тот будет у него пахать землю вместо гнедого коня. Харагай-батыр сдержал слово. Он запряг медведя в соху и три года подряд заставлял работать на поле. Медведь проклял род Харагай-батыра: «Из-за того, что меня вы мучили, пусть ваш род будет с короткой судьбой. Не перевалив сорока лет, погибайте, не прожив тридцати лет, подкашивайтесь». Поэтому хара- чыстары - немногочисленный народ.

Однажды из Черной Монголии пришло вражеское войско, которое поднялось на вершину горы Хан-сын напротив устья Матура. Черные монголы решили встать лагерем на отдых. Стали варить еду. Монголь­ский хан с вершины горы смотрит и удивляется: в долине Матура какая- то суета, черную землю копают, весь народ двигается. Монгольский хан ничего не может понять. «Может быть на них двигается войско непри­ятеля?» - подумал. Он вызвал к себе армейского шамана. «Ничего не мо­гу понять, - отвечает шаман, - одно стало понятным, что до тех пор, пока сварится кровяная колбаса, похоже, что хан умрет». В это время в брон­зовом котле варилось мясо. Когда он так сказал, монгольский хан подо­шел к котлу с варевом и со словами: «Как может умереть хан!», - саблей проткнул варившуюся кровяную колбасу. В тот же миг из колбасы брыз­нула горячая жидкость прямо на шею хану. Монгольский хан от неожи­данности взмахнул саблей, чтобы вытереться, и сам себе полоснул по шее. Хан умер моментально. Его похоронили там же, на вершине горы, получившей с той поры имя Хан-сын (т. е. Ханский хребет). Черные мон­голы без своего хана повернули свои войска вспять.

А в долине Матура люди из рода хара-чыстар, действия которых не смог понять монгольский хан, работали в поле. Харагай-батыр и Хал- батыр тоже вскапывали пашню. Их абылы так мельтешили, что монголь­ский хан принял их за блестящие сабли и штыки идущего ему навстречу войска.

Сыном Харагай-батыра был Халмах. У Халмаха сын - Хал-Туйгах. Затем от Хал-Туйгаха родились два сына - Хорымчах и Казыгаш. От них распространились фамилии Карамчаковых и Казыгашевых. Их, поддраз­нивая, обзывали: «Хара-чыстары пахали пашню на черном медведе».