АХ- ЧЫСТАРЫ
- Информация о материале
- Родословные предания
- Просмотров: 2137
Когда-то в древности чыстарские люди жили в верховьях реки Абакан. Туда с войной пришел монгольский хан. Он захватил чыстаров, воюя лучным боем. Последние стали голодать в неволе. Чыс- тары решили бежать вниз по Абакану. Среди них было три брата - Азыл- бий, Тохтабий и Тотангмай. Они сделали две берестяные лодки, захватили с собой своего отца и спустились вниз по реке.
В то время в устье Матура жили Онбиях, Писпиях и Хосхар. Однажды Онбиях увидел плывущие по Абакану свежие стружки. Он сказал своим братьям: «На нашей земле, вверх по Абакану, похоже, есть люди. Их надо подкараулить и поймать».
На караул поставили Писпияха. Сидя в засаде, Писпиях видит, что сплавляются люди в берестяных лодках. У них не было оружия - ни луков (саадаков), ни колчанов. Писпиях закричал: «Быстро выходите на берег! Если сюда не выйдете, то буду стрелять». Люди вышли на берег. Писпиях закричал старшему брату о том, что схватил незнакомцев. Онбиях пришел и стал спрашивать - откуда пришли, где жили. Они отвечают: «Мы идем с верховьев Абакана. Нас завоевали монголы, всех сородичей перебили». «Вы к кому идете*?». «Мы убежали от войны и хотим присоединиться к вам», — говорят. «Как вас зовут?» - спрашивает Онбиях. Пожилой отец по имени Турабий отвечает: «Мой старший сын - Азылбий, средний - Тохтабий, младший сын - Тотангмай». Так они были названы ах-чыстарами из-за того, что жили в таежной глуши (чыс) верховьев Абакана. Онбиях приказал им: «Спускайтесь в степь, живите около горы Пис-таг по Абакану, будете моими людьми». Ах-чыстары присоединились к бельтырам. Их поддразнивали: «Ах-чыстары? A-а, это те, спустившиеся вниз по Большому Абакану на берестяных лодках, сплавлявшие белые щепки».
У старшего Азылбия был сын Аяджах. От него пошла фамилия Асо- чаковых. Одним из сыновей Аяджаха был Иптыш. Фамилия Иптыше- вых началась от него. От дочери Иптыша родилось поколение Койбаро- вых.
Средний брат, Тохтабий, стал обитать в Усть-Сосе. Рядом с ним стал жить младший брат Тотангмай. Он был богатырем. Однажды из Койбал приехал силач по имени Ирчинек. Он зашел к Тотангмаю домой, говоря, что хочет померяться силою. Тотангмай схватил кой- бальского богатыря за шиворот и выбросил из дома. Ирчинек, испугавшись, убежал.
У Тотангмая было два богатырских белобуланых верховых коня. Одного из них звали Чарых-хулах (Распоротое ухо), другого Юттиг-хулах (Дырявое ухо). Тотангмай сам жил в Усть-Сосе, а кони его паслись на другом берегу Абакана на горе Тортебе. Тотангмай всегда работал с помощью коней.
У Тохтабия было девять сыновей. У Тотангмая родился только один сын. Его звали Солангмай. Когда дети играли, то часто сыновья Тохтабия обижали Солангмая. Ребенок с плачем приходил домой. Богатырь Тотангмай, увидя плач единственного ребенка, пришел к Тохтабию. Сыновья Тохтабия, боясь его богатырской силы, первыми гурьбой набросились на него. Тотангмай рассвирепел, двух сыновей ударил и убил. Остались в живых только семь сыновей.
Теперь сыновья задумали убить Тотангмая. Ради этого они пригласили из Кузнецкой черни шорского шамана. Тотангмай догадался, что на него хотят наслать болезни. Шорский шаман, камлая, наслал на него смертельную болезнь. После камлания шаман, получив плату, отправился в Кузнецкую чернь.
У Тотангмая был слуга по имени Юс-Хулах. Он позвал слугу и приказал привезти назад шамана. Затем бросил клич своим коням: «Чарых- хулах, Юттиг-хулах!» Кони моментально предстали перед ним. Эти богатырские кони, словно ветер, помчались, догнали шорского шамана и привезли его обратно. Тотангмай уже болел. Он поздоровался с шаманом, затем взял деревянную чашку и зачерпнул араку. В чашку бросил три щепотки золы из трех мест очага и стал поить шамана. Шаману деваться некуда, надо выпить. Тотангмай говорит ему: «Это отрава будет тебе платой (по-хакасски «асты») за проделанную тобою черную работу». Затем Тотангмай отпустил шамана, но тот, не дойдя до дома, по дороге испустил дух.
Но Тотангмай сильно болел. Койбальский богатырь Ирчинек услышал эти вести. Он задумал отомстить Тотангмаю и побить его пока тот жив. Сначала он решил поймать богатырских коней, пасущихся на горе Тортебе. Но их он не сумел поймать. Один из коней ускакал в верховья Таш- тыпа, другой вверх по Тее. Ирчинек пошел в юрту Тотангмая. Богатырь ах-чыстаров лежал на кровати. Увидев койбальского богатыря, в чугунную чашу налил араки, поставил перед Ирчинеком со словами: «Будем дружными, возьми бокал». Ирчинек двумя руками с трудом поднял чашу с аракой. Чугунная чаша очень тяжелая. «Нет, не смогу победить Тотангмая», - подумал койбальский богатырь. После этого он не осмелился напасть на Тотангмая и ушел. Когда Тотангмай умер, то его сын Солан- гмай перекочевал вверх по реке Имек. От Солангмая родился Чылчигаш. От Чылчигаша пошла фамилия Чылчигашевых.
Одним из сыновей Тохтабия был Тохтарах. Он был чазоолом бельтыров и собирал ясак. Он поселился в устье реки Табат. Тохтарах охранял границу бельтыров, чтобы койбалы не крали скот на бельтырской земле. Он был очень строгим человеком. Если попадется какой-нибудь койбал за воровство, то он наказывал его плетьми или розгами. После смерти Тохтараха койбалы с радостью пели: «Теперь в долине Табата будет расти белый тальник, теперь у народа в долине Табата на спине будет расти белая шерсть». Поколение Тохтараха стало носить фамилию Тогочако- вых. Так русские писари неправильно записали имя Тохтараха. Тогочако- вы должны быть Тохтараковыми.