Когда-то в древности чыстарские люди жили в верховьях реки Абакан. Туда с войной пришел монгольский хан. Он захватил чыстаров, воюя лучным боем. Последние стали голодать в неволе. Чыс- тары решили бежать вниз по Абакану. Среди них было три брата - Азыл- бий, Тохтабий и Тотангмай. Они сделали две берестяные лодки, захвати­ли с собой своего отца и спустились вниз по реке.

В то время в устье Матура жили Онбиях, Писпиях и Хосхар. Однажды Онбиях увидел плывущие по Абакану свежие стружки. Он сказал своим братьям: «На нашей земле, вверх по Абакану, похоже, есть люди. Их на­до подкараулить и поймать».

На караул поставили Писпияха. Сидя в засаде, Писпиях видит, что сплавляются люди в берестяных лодках. У них не было оружия - ни лу­ков (саадаков), ни колчанов. Писпиях закричал: «Быстро выходите на берег! Если сюда не выйдете, то буду стрелять». Люди вышли на берег. Писпиях закричал старшему брату о том, что схватил незнакомцев. Он­биях пришел и стал спрашивать - откуда пришли, где жили. Они отвеча­ют: «Мы идем с верховьев Абакана. Нас завоевали монголы, всех соро­дичей перебили». «Вы к кому идете*?». «Мы убежали от войны и хотим присоединиться к вам», — говорят. «Как вас зовут?» - спрашивает Онби­ях. Пожилой отец по имени Турабий отвечает: «Мой старший сын - Азылбий, средний - Тохтабий, младший сын - Тотангмай». Так они были названы ах-чыстарами из-за того, что жили в таежной глуши (чыс) вер­ховьев Абакана. Онбиях приказал им: «Спускайтесь в степь, живите око­ло горы Пис-таг по Абакану, будете моими людьми». Ах-чыстары при­соединились к бельтырам. Их поддразнивали: «Ах-чыстары? A-а, это те, спустившиеся вниз по Большому Абакану на берестяных лодках, сплав­лявшие белые щепки».

У старшего Азылбия был сын Аяджах. От него пошла фамилия Асо- чаковых. Одним из сыновей Аяджаха был Иптыш. Фамилия Иптыше- вых началась от него. От дочери Иптыша родилось поколение Койбаро- вых.

Средний брат, Тохтабий, стал обитать в Усть-Сосе. Рядом с ним стал жить младший брат Тотангмай. Он был богатырем. Однажды из Койбал приехал силач по имени Ирчинек. Он зашел к Тотангмаю до­мой, говоря, что хочет померяться силою. Тотангмай схватил кой- бальского богатыря за шиворот и выбросил из дома. Ирчинек, испу­гавшись, убежал.

У Тотангмая было два богатырских белобуланых верховых коня. Од­ного из них звали Чарых-хулах (Распоротое ухо), другого Юттиг-хулах (Дырявое ухо). Тотангмай сам жил в Усть-Сосе, а кони его паслись на другом берегу Абакана на горе Тортебе. Тотангмай всегда работал с по­мощью коней.

У Тохтабия было девять сыновей. У Тотангмая родился только один сын. Его звали Солангмай. Когда дети играли, то часто сыновья Тохтабия обижали Солангмая. Ребенок с плачем приходил домой. Богатырь Тотан­гмай, увидя плач единственного ребенка, пришел к Тохтабию. Сыновья Тохтабия, боясь его богатырской силы, первыми гурьбой набросились на него. Тотангмай рассвирепел, двух сыновей ударил и убил. Остались в живых только семь сыновей.

Теперь сыновья задумали убить Тотангмая. Ради этого они пригласи­ли из Кузнецкой черни шорского шамана. Тотангмай догадался, что на него хотят наслать болезни. Шорский шаман, камлая, наслал на него смертельную болезнь. После камлания шаман, получив плату, отправился в Кузнецкую чернь.

У Тотангмая был слуга по имени Юс-Хулах. Он позвал слугу и прика­зал привезти назад шамана. Затем бросил клич своим коням: «Чарых- хулах, Юттиг-хулах!» Кони моментально предстали перед ним. Эти бога­тырские кони, словно ветер, помчались, догнали шорского шамана и при­везли его обратно. Тотангмай уже болел. Он поздоровался с шаманом, затем взял деревянную чашку и зачерпнул араку. В чашку бросил три щепотки золы из трех мест очага и стал поить шамана. Шаману деваться некуда, надо выпить. Тотангмай говорит ему: «Это отрава будет тебе платой (по-хакасски «асты») за проделанную тобою черную работу». За­тем Тотангмай отпустил шамана, но тот, не дойдя до дома, по дороге ис­пустил дух.

Но Тотангмай сильно болел. Койбальский богатырь Ирчинек услышал эти вести. Он задумал отомстить Тотангмаю и побить его пока тот жив. Сначала он решил поймать богатырских коней, пасущихся на горе Тор­тебе. Но их он не сумел поймать. Один из коней ускакал в верховья Таш- тыпа, другой вверх по Тее. Ирчинек пошел в юрту Тотангмая. Богатырь ах-чыстаров лежал на кровати. Увидев койбальского богатыря, в чугун­ную чашу налил араки, поставил перед Ирчинеком со словами: «Будем дружными, возьми бокал». Ирчинек двумя руками с трудом поднял чашу с аракой. Чугунная чаша очень тяжелая. «Нет, не смогу победить Тотан­гмая», - подумал койбальский богатырь. После этого он не осмелился напасть на Тотангмая и ушел. Когда Тотангмай умер, то его сын Солан- гмай перекочевал вверх по реке Имек. От Солангмая родился Чылчигаш. От Чылчигаша пошла фамилия Чылчигашевых.

Одним из сыновей Тохтабия был Тохтарах. Он был чазоолом бельты­ров и собирал ясак. Он поселился в устье реки Табат. Тохтарах охранял границу бельтыров, чтобы койбалы не крали скот на бельтырской земле. Он был очень строгим человеком. Если попадется какой-нибудь койбал за воровство, то он наказывал его плетьми или розгами. После смерти Тохтараха койбалы с радостью пели: «Теперь в долине Табата будет рас­ти белый тальник, теперь у народа в долине Табата на спине будет расти белая шерсть». Поколение Тохтараха стало носить фамилию Тогочако- вых. Так русские писари неправильно записали имя Тохтараха. Тогочако- вы должны быть Тохтараковыми.