Во времена правления Оджен-бега главой сеока иргит был Ханас- пай, ставка которого находилась по реке Хаспар в верховьях Бе­лого Июса. Однажды в Хоорай ворвалось монгольское войско во главе с монгольским ханом Хара-Мотегеем, которое сначала согнало хонгорцев в одно место - Чайларыг, на берегу реки Иней, где перебило стариков, а затем угнало оставшихся в живых за Алтай. По пути следования в Мон­голию в местах ночевок монголы пересчитывали людей, заставляя каж­дого мужчину бросать по камню в одну кучу. Женщины в счет не шли.

Жена Ханаспая, договорившись с мужем, ночью одна убежала от этой стоянки вверх по р. Уйбат. У нее было двое маленьких сыновей, двое близ­нецов - Сыгда и Сыбы. Жена Ханаспая вместе с двумя детьми спряталась в пещере по реке Иней, около переправы Тораат-кичии. Река, где Иней вы­растила двух могучих сыновей, получила название Иней-суг, т. е. материн­ская река. Питалась жена Ханаспая кореньями съедобных растений - пио­нов, кандыков и сараны. Сыгда и Сыбы ставили силки для ловли птиц, ло­вили рыбу вершами в реке. Затем в семилетнем возрасте стали охотиться с луками. Когда братья Сыгда и Сыбы достигли совершеннолетия, они стали отважными воинами. Охотой на зверей добывали себе пропитание.

Сыгда и Сыбы объединили вокруг себя разрозненные группы народа хо­орай, прятавшиеся от монголов. Под начало двух славных братьев собрались батыры Оджен-бега Тагынах-Матыр и Куяс, скрывавшиеся в долине р. Куяс. Они укрепились в горном районе Оленг-сын (Кузнецкий Алатау).

До монгольского хана Хара-Мотегея дошли сведения о братьях Сыгда и Сыбы, создавших оплот Хоорая в горной тайге Оленг-сын. Он отправил отряд батыров расправиться с остатками хонгорцев. Сыгда и Сыбы в это время охотились на вершине горы Сыгым-тасхыл, откуда заметили не­знакомых всадников. Меткие иргитские стрелки устроили засаду в доли­не реки Хахпан (т. е. Капкан) и перебили всех из луков, поражая в шею одетых в железные кольчуги монгольских воинов.

Через некоторое время Хара-Мотегей сам явился воевать с нашими батырами. Монгольское войско, выйдя к Батеневскому кряжу (Хара-сын), укрепилось на горе Колергит. Сыгда и Сыбы соорудили крепость в исто­ках реки Кирие на горе Хызыл-хая. Укрывшись в крепости на горе Хы- зыл-хая по реке Кирис, они меткой стрельбой нанесли сокрушительный удар по войску монгольского хана. Хара-Мотегей послал гонцов для пе­реговоров с двумя братьями и пригласил их на состязание по стрельбе из лука.

Выбрали нейтральную зону в долине реки Харо и договорились стре­лять в бегущих косуль. В течение дня монгольские стрелки набили не­сметное количество диких коз. Сыгда и Сыбы принесли только по мешку добычи, куда собрали отстреленные уши зверей. Они пожалели мирных животных и не стали их убивать. Согласно старинным традициям под­счет убитых врагов велся по количеству отрезанных ушей. В качестве доказательства своей победы хоорайские ратники привозили своим ко­мандирам отрезанные уши, которые собирались в большие мешки. До сих пор хакасы сохранили обычай - отрезать правое ухо с хозяйской мет­кой (ин) у каждой забитой овцы и хранить их в связках по 100 штук, дабы в любой момент предъявить доказательство на свою собственность.

При подсчете ушей выяснилось, что братья Сыгда и Сыбы оставили далеко позади себя монгольских соперников. Хара-Мотегей удивился меткости и великодушию великих стрелков Хоорая. Он решил больше не приходить на эту землю с войной, а братьям преподнес в подарок шитую золотом одежду и соловых коней.

После перемирия с монгольским ханом Сыгда и Сыбы вывели свой народ из тайги в долину Абакана, а затем приняли русское подданство. Когда наступил конец жизненного пути легендарных братьев, то их веч­ные души отправились в родные горы Кузнецкого Алатау, где они объе­динились с горными духами-хозяевами. Горы, где обитают их души, на­зываются Сыбы-таг, стоящая за рекой Харо, и Сыгда-таг, что по реке Улень. Хакасы верят, что во время последней войны, в последний день мира Сыгда и Сыбы сойдут на землю и помогут нашему народу возро­дить могущество Хоорая.