История Хакасии

Задолго до нашего поколения, в древние времена, по реке Белый Июс, у подножия горы Оспа-таг (по-русски «Ашпа») проживал повелитель кыргызского народа Котен-хан. Он имел богатырское тело­сложение, обладал громадной силой и суровым характером. Котен-хан перешагнул средний возраст, но у него не было ни жены, ни детей. Не находилось в Июсской земле подходящей ему по комплекции девушки.

Однажды осенью из северной страны Сеет, расположенной в низовь­ях Чулыма, появилась богатырская дева. Она была в положении. В мест­ности Сарат (по-хакасски «Сарае») у нее сказочным образом - из белой, величиной с зайца, пены от струящейся мочи родился ребенок, назван­ный Ах-Кобеком - т. е. Белая Пена. Богатырь Ах-Кобек остался жить в месте слияния Белого и Черного Июсов. Название этим рекам дал он же, а произошло это следующим образом. Как-то Ах-Кобек стал кипятить воду, зачерпнутую одним ведром из Белого Июса, а вторым из Черного Июса. Когда вода закипела, то в первом ведре образовалась белая пена (по-хакасски «ах юс»), а во втором - черная (хара юс). С тех пор реки так и называются.

Одним зимним утром Котен-хан верхом на коне отправился на охоту. Выпал свежий снежок, на котором ясно виднелись следы зверей. Случай­но он обнаружил человеческие следы, идущие в сторону горы Оспа-таг. Котен-хан проследовал за ними и увидел богатырскую деву из страны Сеет, которая мочилась удивительным образом. Ее горячая моча расто­пила свежий снег глубиной на три четверти, а образовавшаяся белая пена была величиной с белого зайца. «Значит, она должна быть очень сильной, мощной девушкой, под стать мне», - решил правитель. Он решил же­ниться на ней. Кыргызский народ не одобрил выбора Котен-хана. Не смея возразить своему повелителю, его советники уклончиво намекнули: «Как гласят заповеди, у родовитого человека потомство бывает умным, а у безродного - недалекого ума!».

В дальнейшем у Котен-хана от женщины из страны Сеет родились два мальчика - Хангыс и Мангыс. Они уродились такими же богатырями, как отец, но глупыми и несмышлеными.

Однажды во время охоты Котен-хан встретил Ах-Кобека. Они обменя­лись приветствиями. Ах-Кобеку имя главы кыргызов - Котен-хан - показа­лось смешным («котен» - букв, задница) и он вдоволь поиздевался над по­жилым ханом, обзывая его «задним местом». Вернувшись расстроенным домой, Котен-хан отправил сыновей отомстить за поруганную честь.

Отправившись в путь, старший сын, Хангыс, в местности Сарае встре­тился с Ах-Кобеком. Тот спрашивает: «Кто ты и куда идешь?». Хангыс ответил: «Я сын Котен-хана, иду в кочевья Ах-Кобека отомсттЛъ за пору­ганную честь отца. Если понадобится, буду бороться, если понадобится, буду драться». «Да, знаю я Ах-Кобека, - говорит Ах-Кобек, - я его чай- зан. Не ходи в кочевья Ах-Кобека, ты не сможешь одолеть его. Он очень сильный богатырь». «Как можно определить его силу?» - спрашивает Хангыс. «Обычно сам Ах-Кобек встает за 50 саженей от меня, а я, его чайзан, стреляю в него из лука. Он стоит, открыв рот. Выпущенной моей стреле он не дает долететь до горла, схватывает на лету ее зубами», - обманывает Хангыса Ах-Кобек. «В таком случае я испытаю свою силу, попробуй выстрелить в меня», - говорит Хангыс. Отмерили расстояние в 50 саженей. Хангыс встал, раскрыв рот. Ах-Кобек натянул свой тугой лук с накладками из рогов горного козла «теке» и выстрелил. Летящая стрела прошла сквозь открытый рот Хангыса, пробила насквозь его голову и вышла через затылок. Так Ах-Кобек убил старшего сына Котен-хана.

Котен-хан не дождался возвращения своего старшего сына. Следом за ним он отправил младшего - Мангыса. Мангысу по дороге встретился Ах-Кобек. Они обменялись приветствиями. «Я, - говорит Мангыс, - сын Котен-хана. Мой старший брат, Хангыс, отправился отомстить за отца к Ах-Кобеку, но не вернулся. Теперь я иду в кочевья этого стрелка». «Да, - говорит Ах-Кобек, - я знаю человека по имени Ах-Кобек. Я у него служу чайзаном. Ты не ходи в его кочевья, ты не выдержишь его силы». «Как узнать его силу?» — спрашивает Мангыс. «Осенью, когда наступают мо­розы, он заходит по горло в озеро и ждет, когда поверхность воды на три четверти покроется льдом. Затем встает и стряхивает с плеч примерзший лед», - врет Ах-Кобек.

Мангыс захотел проверить свои силы. Была поздняя осень. Они на­правились к озеру Сарас-куль. Мангыс забрел по горло в студеное озеро, где простоял трое суток. Когда поверхность воды замерзла на три четвер­ти и сына Котен-хана сковало льдом, он спрашивает у Ах-Кобека: «Дос­таточно ли замерзло озеро?». «Достаточно», — сказал Ах-Кобек. Мангыс хотел пошевелиться, но не смог стряхнуть со своих плеч ледяные оковы, ибо примерз ко льду. Ах-Кобек подошел к нему и срубил булатной саб­лей его голову. Два отпрыска Котен-хана по своей простоте и глупости погибли.

Осознав горькую утрату, Котен-хан сам отправился на поединок с Ах- Кобеком. Перед началом боя богатыри поздоровались друг с другом, скрестив наконечники копий, обменялись приветствиями, скрестив лез­вия сабель. Основным колющим оружием кыргызских всадников явля­лось «чыда» - копье. В поединке умудренный опытом Котен-хан вставил основание древка копья в переднюю луку седла и, используя силу лоша­ди, пробил кольчугу Ах-Кобека. В турнирном бою на конях с копьем он насмерть поразил насмешника.

Котен-хан был последним главой Кыргызского государства. Он скончался в глубокой старости. После его смерти не осталось бога­тырских наследников, которые бы управляли своим народом. Вскоре осиротевшие кыргызы были захвачены и угнаны монголами из доли­ны Среднего Енисея.

Реклама*