Когда-то среди кызыльцев жил отъявленный головорез и матерый конокрад Харай. Его усадьба находилась за Черным Июсом, в Мажарах. Харай пригонял табуны лошадей из сагаев, качинцев и даже из-за Енисея. В одном логу у него находился укрытый двор - «сиспе ха­за», через ограждения которого не мог перепрыгнуть ни один конь. Он туда загонял угнанный скот.

В доме Харая воспитывался племянник по имени Хубай, оставшийся сиротой. Конокрад взял его к себе на содержание. Харай его стал обучать воровскому делу: как совершать ночные набеги для угона лошадей. Хубаю не нравилось такое занятие, но он боялся ослушаться своего дядю по матери. В аале существовала круговая порука. Когда Харай пригонял ворованных лошадей, то пировали всем селением.

В те времена за Енисеем жила часть хакасов под названием камасинцы (ханмазы). В одном камасинском аале главой селения был богатый старик, у которого все кони были белой масти, с крепкими копытами и литой спи­ной, известные под названием тулбары. У старика была единственная дочь, достигшая брачного возраста, по имени Ах-Чибек. Когда отец состарился, то Ах-Чибек стала присматривать за его многочисленным скотом.

Однажды ночью она услышала топот коней. Ах-Чибек хотела выйти на улицу, но старик ее остановил словами: «Не выходи, это явился Харай со своей шайкой, он может тебя убить». Утром, когда рассвело, Ах-Чибек вышла на улицу и обнаружила, что один табун лошадей угнали. Она, ни­чего не сказав отцу, оседлала коня й пустилась в погоню. Ах-Чибек по следам достигла Мажар и с высокой горы стала наблюдать за происхо­дящими событиями.

Жители Мажар перед тем, как забивать на мясо украденных коней, почитая великого конокрада, носят его в золотых носилках. Харай решил отдохнуть и прилег поспать. В это время Ах-Чибек обнаружила спрятан­ных лошадей, вывела их из загороди и погнала свой табун обратно в Ка- масины. Хубай, стоявший на страже, заметил девушку, но очарованный ее красотою, ничего не сообщил своему дядьке Хараю.

Утром мажарцы собрались колоть лошадей, но скотный двор ока­зался пустым, лошадей не было. Харай рассвирепел, вызвал к себе племянника, который признался, что видел камасинскую девушку, угонявшую своих лошадей. Харай избил его и приказал ему вернуть коней через три дня. «Если не приведешь лошадей, то на третий день приеду туда сам», - пригрозил Харай. Хубай переправился через Ени­сей и предстал перед Ах-Чибек. Он признался, что является племянником Харая, который приказал опять угнать их табун. Услышав его историю, старик попросил дочь нагнать араки, привел бело-буланого коня, и все они вышли на берег Енисея. На берегу находился священ­ный холм «Агыл-Когил-тигей», где старик жертвенным способом за­колол белого коня, кровью которого окропил великий Енисей. После того, как принесли жертвоприношение Енисею и подняли священный пар к небу, открылись девять дверей холма Агыл-Когил-тигея, раз­верзлись девять его дымовых отверстий. Из горы, вдыхая горячий пар, вышли пожилые старик со старухою. «Хозяева великой горы! Помо­гите нам! Конокрад Харай двигается к нам с войною и разорением», - обратился старик к духам-хозяевам священного холма. «Мы поможем, но у нас сил недостаточно, ибо уже старые, - ответили горные духи. - Обратитесь к хозяину Енисея». Отец Ах-Чибека забил дополнительно еще черного двухгодовалого теленка. Во время жертвоприношения Енисей перестал течь, постоял некоторое время, потом опять забур­лил. Получив дар, дух-хозяин Енисея решил помочь камасинцам.

К этому времени подъехал Харай и вместе со своими конокрадами начал переправляться через реку. Когда Харай доплыл до середины реки, то дух-хозяин Енисея утащил его вместе с конем на дно. После смерти Харая племянник не решился возвращаться в Мажары. Хубай остался в Камасинах и женился на красавице Ах-Чибек.