Когда-то в междуречье Белого и Черного Июсов обитали девять братьев-кыргызов. Вокруг озера Сортан-кёль и в степи Обаалыг- ачых они разводили скот, сеяли хлеб, проводили оросительные каналы.

Прошли времена, и от их богатырских потомков образовался кыргыз­ский девятитысячный союз хоорайского народа (по-хакасски «хырг- ыстын тогыс мун толай хоорай чоны» ).

Во главе племенного союза Хоорай стоял Хоранг-бег, ставка кото­рого находилась под г. Солбан-таг около оз. Сортан-кёль. Хоранг-бег принадлежал к сеоку кыргыз, поэтому древнее кладбище под горой Солбан-таг до сих пор носит название «хыргыс cööKTepi» - т. е. кыр­гызские могилы.

Во времена существования союза Хоорай непрерывно возникали во­енные столкновения с соседними ханами, войска которых применяли лучной бой (ух-саадах). Для несения караула и борьбы с захватчиками в долинах Енисея, Июсов и Абакана народ союза Хоорай на вершинах гор соорудил каменные крепости - «свее». Так, ими в междуречье Июсов были поставлены каменные форпосты на горах Пулан-Асчан, Онло, Хы- зыл-хая, Свее-таг.

Союз Хоорай постоянно подвергался нападению со стороны Ойрат- ского государства, находившегося за Алтаем. Ойратский хан Контайша ежегодно требовал дани, но Хоранг-бег успешно уклонялся от уплаты албана.

Однажды в Толы Хоорай пришло ойратское войско. Достигнув Уйба- та, в районе Котен-Булука воины расположились лагерем. Оружие сло­жили на земле перед шатрами. Ночью разыгралась непогода, пошел дождь с мокрым снегом. Утром ойратские воины обнаружили, что перья стрел намокли, стрелять невозможно. В этот момент Хоранг-бег окружил ойратов и перебил всех своим стрелковым оружием. То место, где про­изошло кровавое столкновение, где пролилась кровь, было названо «Ханныг-сорах», т. е. Кровавая сопка. На сопке Ханныг-сорах было одно из последних крупных военных побоищ в Уйбатской степи.

Глава ойратов Контайша был очень крутой человек. Узнав о пораже­нии своих войск, раздраженный поведением Хоранг-бега, он отправил другое пятитысячное войско для взятия Толы Хоорая. Ничего не подоз­ревающих хоорайских жителей ойраты внезапно захватили и угнали всех в плен.

Во время угона населения из долины Июсов два сына Хоранг-бега - Чоон Мойын и Ниске Мойын находились в тайге на охоте. Когда они вернулись в родные владения под гору Солбан-таг, то никого, кроме умирающей старухи, не нашли. Последняя поведала о драматических событиях в Толы-Хоорае. Чоон Мойын и Ниске Мойын решили настичь угоняемых и быстро отправились в путь. В долине Аскиза, напротив го­ры Тортебе, они догнали передвигавшиеся под конвоем колонны людей. Первым их увидел старик, гнавший позади хоорайских колонн скот.

«Апоой, дети мои, - сказал он, испугавшись, - спрячьтесь, вы не выдер­жите ойратской силы. Я ночью разведу отдельный костер и вы придете на свет». Они спрятались на г. Тортебе. Ночью долина Аскиза осветилась огнями. Это каждая семья развела свой костер и готовила еду. Когда Чо­он Мойын и Ниске Мойын пришли к старику, тот выделил им часть скота и табун лошадей. «Ваш отец Хоранг-бег идет под конвоем впереди, по­этому возвращайтесь на Родину! - наказал старик. - Под горой Солбан- таг Хоранг-бег зарыл свое золото и серебро. Если вы найдете его, то раз­богатеете». Два брата вернулись в долину Июсов. Затем они присоедини­лись к Русскому государству. Чоон Мойын женился на русской женщине и стал жить в Кулуне под Ужуром. От него произошли черноглазые Марьясовы. Ниске Мойын женился на хоорайской девушке из кызыль­ского рода, сумевшей скрыться от угона. Он стал обитать в селении Чул- дагы. От него произошла фамилия Саламачевых, относящаяся к сеоку кыргыз.

Ойраты угнали народ Толы-Хоорая через верховья Абакана за Алтай. По дороге старики учили молодежь, как запоминать обратный путь. «Не забудьте эти горы, - говорили они. - Когда наступит время, вы вернетесь в наш степной край - Толы-Хоорай. Пусть не останется сиротой наш родной Толы-Хоорай! Пусть не прервется корень нашего хоорайского народа!». Угнанных людей ойраты поселили за Алтаем в Торбетской земле. Многие старики, не выдержав лишений, погибли в пути. Некото­рая часть хоорайской молодежи, укрывшись по дороге от ойратов, бежа­ла на свою родину. Они стали жить семьями в верховьях Июсов, Томи и Абакана, спрятавшись в пещерах. До сих пор там находят остатки колы­белей их детей. Не имея мельниц, хоорайские женщины растирали зерно на камнях. Остатки народа Толы-Хоорай начали заново обживать свою землю.