ВОЗРОЖДЕНИЕ ХООРАЙСКОГО НАРОДА
- Информация о материале
- Черноголовый народ Хоорай с глазами цвета спелой черемухи
- Просмотров: 1997
Далеко на юг от Абакана, за Тувою, в Северо-Западной Монголии находится Торбетская земля. В пустынях Торбетской страны водятся куланы, джейраны, архары и другие виды животных, неизвестных в наших землях. Монголы, проживающие там, называются ойра- тами. Главой Торбетской страны был ойратский хан Контайша. Он стремился объединить под своей властью все окружающие народы. Контайша завоевал Туву, затем с многочисленной армией пришел в нашу Хоорайскую землю.
Во время войны с ойратами человеческая кровь бежала ручьями. В междуречье Соса и Монока не осталось ни одного аала. Хобрайский народ не выдержал ойратского натиска, подчинился завоевателям. Пришедшие с прожорливой войною ойраты разрушили чугунные треножники в юртах, развеяли золу в очагах. Народные массы, с плачем и воплем расставаясь с родной землей, были угнаны вверх по Енисею. В больших аалах не осталось воющих собак, в больших степях не осталось ржущих жеребят. Уставшие люди по дороге умирали, оставшиеся в живых поневоле оказались в ойратском плену. Там не хватало места для житья, скоту не хватало травы для питания. Хоорайский народ, угнанный ойратами, был присоединен к различным аймакам Торбета.
Среди людей, угнанных со стороны Абакана, было три брата. Старший брат был могучим человеком. В Торбете их заставили пасти лошадей. Однажды старший брат говорит: «Братья, в старину названная наша страна Хоораем, осталась сиротою, надо вернуться на родину, пусть отцовская земля не будет пустынной». Братья договорились бежать на родину. Но при них находилась постоянная стража. Одной ночью богатырский брат перебил охранников, после чего братья, оседлав коней, помчались в сторону родного Толы Хоорая. Их стали преследовать семь ойрат- ских воинов. Братья оглянулись назад, смотрят, а их настигает погоня. Старший брат захватил с собой лук. Он поразил одним выстрелом всех семерых ойратов.
Наконец братья оказались в родных местах. Долго ли, коротко ли три брата прожили, прячась в черневых лесах верховьев Абакана. Так как не было слышно сигналов о военной опасности, братья от устья Матура вышли жить в междуречье Абакана и Енисея. В то же время со стороны Шории прибыло много различных родов и присоединилось к ним. Таким образом в Хоорайской земле жизнь заново забила ключом, народ вырос, опять началась красивая, спокойная жизнь. Во времена образования Са- гайской степной думы в Аскизе старинное имя «хоорай» было переименовано на название «тадар». С тех пор мы стали называться абаканскими татарами.
Говорят, что до сих пор в Торбете (т. е. Северо-Западной Монголии) сохранилась часть нашего народа. В 1905 году хакасские баи Паскир Картин, Павел Доможаков и Сатик Окунев, начитавшиеся запретной литературы, выступили против царской власти и вынуждены были бежать в Торбет. Там они прожили три года. Торбетские жители понимают нашу речь, ходят в одежде, похожей на хакасскую. Там им встретилась одна пожилая старушка, с которой им пришлось разговаривать. Она спросила, откуда они приехали. «Со стороны Абакана», - ответили хакасские политиканы. «А Меткечик далеко ли?». «Нет, рядом, в долине Абакана», - сказали ей хакасы. Тогда торбетская старуха им поведала: «Да, в древности наш народ жил на берегу Абакана, в Маткечике. Потом попали в ой- ратский плен и были пригнаны в Торбетскую землю».