Далеко на юг от Абакана, за Тувою, в Северо-Западной Монголии находится Торбетская земля. В пустынях Торбетской страны во­дятся куланы, джейраны, архары и другие виды животных, неизвест­ных в наших землях. Монголы, проживающие там, называются ойра- тами. Главой Торбетской страны был ойратский хан Контайша. Он стремился объединить под своей властью все окружающие народы. Контайша завоевал Туву, затем с многочисленной армией пришел в нашу Хоорайскую землю.

Во время войны с ойратами человеческая кровь бежала ручьями. В междуречье Соса и Монока не осталось ни одного аала. Хобрайский на­род не выдержал ойратского натиска, подчинился завоевателям. При­шедшие с прожорливой войною ойраты разрушили чугунные треножни­ки в юртах, развеяли золу в очагах. Народные массы, с плачем и воплем расставаясь с родной землей, были угнаны вверх по Енисею. В больших аалах не осталось воющих собак, в больших степях не осталось ржущих жеребят. Уставшие люди по дороге умирали, оставшиеся в живых поне­воле оказались в ойратском плену. Там не хватало места для житья, скоту не хватало травы для питания. Хоорайский народ, угнанный ойратами, был присоединен к различным аймакам Торбета.

Среди людей, угнанных со стороны Абакана, было три брата. Стар­ший брат был могучим человеком. В Торбете их заставили пасти лоша­дей. Однажды старший брат говорит: «Братья, в старину названная наша страна Хоораем, осталась сиротою, надо вернуться на родину, пусть от­цовская земля не будет пустынной». Братья договорились бежать на ро­дину. Но при них находилась постоянная стража. Одной ночью богатыр­ский брат перебил охранников, после чего братья, оседлав коней, помча­лись в сторону родного Толы Хоорая. Их стали преследовать семь ойрат- ских воинов. Братья оглянулись назад, смотрят, а их настигает погоня. Старший брат захватил с собой лук. Он поразил одним выстрелом всех семерых ойратов.

Наконец братья оказались в родных местах. Долго ли, коротко ли три брата прожили, прячась в черневых лесах верховьев Абакана. Так как не было слышно сигналов о военной опасности, братья от устья Матура вышли жить в междуречье Абакана и Енисея. В то же время со стороны Шории прибыло много различных родов и присоединилось к ним. Таким образом в Хоорайской земле жизнь заново забила ключом, народ вырос, опять началась красивая, спокойная жизнь. Во времена образования Са- гайской степной думы в Аскизе старинное имя «хоорай» было переиме­новано на название «тадар». С тех пор мы стали называться абаканскими татарами.

Говорят, что до сих пор в Торбете (т. е. Северо-Западной Монголии) сохранилась часть нашего народа. В 1905 году хакасские баи Паскир Картин, Павел Доможаков и Сатик Окунев, начитавшиеся запретной ли­тературы, выступили против царской власти и вынуждены были бежать в Торбет. Там они прожили три года. Торбетские жители понимают нашу речь, ходят в одежде, похожей на хакасскую. Там им встретилась одна пожилая старушка, с которой им пришлось разговаривать. Она спросила, откуда они приехали. «Со стороны Абакана», - ответили хакасские поли­тиканы. «А Меткечик далеко ли?». «Нет, рядом, в долине Абакана», - сказали ей хакасы. Тогда торбетская старуха им поведала: «Да, в древно­сти наш народ жил на берегу Абакана, в Маткечике. Потом попали в ой- ратский плен и были пригнаны в Торбетскую землю».