Енисейские кыргызы
- Информация о материале
- История Хакасии
- Просмотров: 2934
Енисе́йские кыргы́зы (древние кыргызы, кит. упр. 黠戛斯, пиньинь: xiájiásī, палл.: сяцзясы) — древний тюркский народ, проживавший в районе Саяно-Алтая; родственный древним динлинам и предок современных алтайцев, тувинцев и хакасов.
Кыргызы в хуннское время
Первое упоминание о кыргызах содержится в «Исторических записках» Сыма Цяня в связи с подчинением их [прото]государственного образования хунну (201 год до н. э.)[1]. Китайский источник IX века описывает древних кыргызов как европеоидов: «…[они] вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Чёрные волосы считались нехорошим признаком»[2]. Китайцы считали, что у кыргызов было собственное государство Цзянькунь (堅昆) (или Цзюу 居勿, Цзегу 結骨), население которого считали смешанным с динлинами. По легенде, правили кыргызами потомки хуннского чжуки-князя, китайского полководца Ли Лина (李陵).
Кыргызы при тюрках и уйгурах
В V—VIII веках кыргызы были подчинены жужаням, Тюркскому каганату, Уйгурскому каганату. При уйгурах кыргызов было довольно много: больше 100 000 семейств и 80 000 воинов. От земель кыргызов до ставки уйгурского кагана было 3000 ли или 40 дней пути наверблюдах[3].
Описание страны
В китайских хрониках сохранилось достаточно подробное описание страны кыргызов, составленное посольством, шедшим из Ордоса через Уйгурский каганат в земли кыргызов. В 841 году по указу императора династии Тан (династия) У-цзуна чиновники ритуального приказа опросили кыргызских послов и составили следующее описание их страны.
Почвы болотистые, зимы снежные. Женщин больше, чем мужчин. Мужчины носят серьги в ушах, по характеру — отважные и сильные. Повсеместны татуировки: у воинов на руках, у замужних женщин на лице. Браки не очень крепкие. Знают месяцы, сезоны и 12-летние циклы годов. Сеют просо, пшеницу, овсюг, ячмень. Муку делают ручными жерновами. Сеют в апреле, жнут в октябре. Делают пиво. Овощи и фрукты не выращивают. Разводят крупных и сильных лошадей. Много коров, овец, меньше верблюдов. Лошадьми и овцами платят калым, богачи дают 100—1000 голов. Стада богачей в несколько тысяч голов коров. Из еды предпочитают мясо и молоко, для правителя делают пиво и пироги.
Охотятся на тарпанов, козулей, дзеренов, баранов, оленей, чернохвостых коз. Ловят рыбу, судя по описанию — осётры. Охотятся на птиц: гуси, утки, ястребы, сороки, орлы. В их стране растут деревья: берёзы (больше всего), сосны, ива, ель, вяз. Добывают золото, железо, оловодля чего вырывались шахты, которые местные жители позже именовали чудские копи. Во время дождя (?) выплавляли железо называемоецзяша (迦沙) из которого делали крайне острое оружие, поставляемое тюркам.
Носят белые валяные шляпы, пояса с точилом. Бедные одеваются в овчины и шляп не носят. Женщины одеваются в шерстяные платья или привозной шёлк. Зимой живут в избах, покрытых корой. На войне используют луки, знают знамёна, у всадников есть деревянные щитки для рук и ног, наплечники от сабельных ударов и стрел. Воинов собирают из всех родов.
Правителя называют «ажо» (阿熱) и династия также называется Ажо.[4] Перед домом царя установлено знамя, он одевается в соболью шапку зимой и колпак с золотым ободом летом. Его ставка у поросших лесом гор (青山), вокруг деревянные стены. Шатёр ажэ называется мидэджи (密的支).
Народ платит подати соболями и белками. Есть чиновники шести разрядов. Военные: семь министров, трое командующих, десять чжиши (職使). Гражданскими делами занимаются 15 чанши (長史), остальные чиновники не имеют определённого числа. За бегство в сражении, нерадивости в посольстве, подачу плохого совета царю, и за воровство рубят голову. Если у вора жив отец, то он должен носить с собой голову сына до самой смерти.
Из инструментов знают флейту, бубен, Шэн, бамбуковый рожок (觱篥), барабан. Любят канатоходцев и представления с обученными животными.
Жертвы духам приносят в поле в любое время. Шаманов называют «гань» (甘, ср.). На свадьбах платят калым. На похоронах оплакивают покойного, три раза обёртывают его в саван и сжигают, через год останки зарывают и снова оплакивают.
Язык их взаимопонимаем с уйгурским, знают письменность (вероятно Древнетюркское руническое письмо).
Кыргызы были сильным соседом и тюркские каганы отдавали своих дочерей в жёны правителям кыргызов.
Разгром уйгуров и расселение кыргызов
В первой половине VII века кыргызы попали в зависимость от сюеяньто и уйгуры поставили к ним наместника (頡利發) для надзора. Впрочем сохранилась власть царя и его трёх советников: цисибэя (訖悉輩), цзюшабобэя (居沙波輩), амибэя (阿米輩).
В 648 году сюеяньто были разгромлены империей Тан и многие уйгуры вступили в танское подданство. Кыргызы решили отправить послов к императору. Ко двору приехал старейшина Сылифа Шибоку Ачжань (俟利發失缽屈阿棧). На пиру он попросил императора сделать его своим вассалом. Император велел принять земли этого старейшины под названием губернаторства цзянькунь (堅昆府), старейшина получил военное звание цзо туньвэй да цзянцзюнь (左屯衛大將軍, ранг неясен), назначен главой округа (都督, дуду) и подчинён Яньжаньскому наместничеству (燕然都護).
С 650 по 683 гг. отправили 2 посольства в Китай.
В 707—710 гг. прислали подарки императору Тан Чжун-цзуну и он упомянул, что выделяет кыргызов из своих вассалов из-за близости происхождения[5].
С 712—756 гг., при императоре династии Тан Сюань-цзуне, четыре раза присылали подарки.
В 758 году уйгуры Моян-чура завоевали кыргызов. Похоже, кыргызы разделились на несколько княжеств. Были налажены связи с арабами-даши (приходили караваны с узорчатыми тканями), Тибетской империей, карлуками, которых использовали как проводников на караванных путях. Ажэ получил от тюрок титул пигадуньцзецзинь (毗伽頓頡斤, пига=бильге=мудрый).
В 840 году они разгромили Уйгурский каганат и образовали Кыргызский каганат, более 80 лет бывший гегемоном в Центральной Азии. Примерно в 818 году Ажэ объявил себя каганом, свою мать (она была из тюргешей) ханшей-вдовой (可敦), жену (она была дочь тибетского генерала) — ханшей. Уйгуры отправили армию во главе с министром, но не смогли победить. Война продлилась 20 лет и уйгуры не достигли успехов. Ажэ уверовал в скорую победу. У уйгур случилось междуцарствие и старейшина Цзюйлу Мохэ (句錄莫賀) привёл кыргызскую армию в столицу уйгуров. Хара-балгас был сожжён, посреди пепелища Ажэ поставил свою золотую палатку. В числе трофеев к нему попала Тайхэ (太和公主) китайская царевна и вдова четырёх каганов. Каган перенёс ставку в горы Лаошань и отправил китайскую царевну с эскортом в Тан, но по пути напал Уге-хан и забрал царевну. Каган отправил Чжуу Хэ Су (註吾合素) к императору, чтобы поведать о случившимся.
В 841 году к императору династии Тан У-цзуну прибыл кыргызский посол. Император очень радушно принял его, поставил его выше посла из государства Бохай (渤海). Распорядитель (卿) Чжао Фан (趙蕃) отправился к кагану с ответным визитом. Также император приказал министрам и чиновникам из «Ритуального приказа» (鴻臚寺) опросить послов и составить описание страны кыргызов. Министр Дэ Юй (德裕) предложил составить родословную Ажэ и написать его портрет.
Ажэ стал преследовать Уге-хана, укрывшегося у маленького племени «чёрнотележников», и попросил у Тан поддержки. Но империя невероятно ослабла и держалась только по причине уничтожения уйгур и распада Тибета. Император приказал наградить Ажэ титулом Цзун Инсюну Ченмин кэхань (宗英雄武誠明可汗), но в 846 году Тан У-цзун умер, не успев отправить послов, и новый император Тан Сюань-цзун не стал торопиться. На общем совете высших чинов решили, что титулы давали уйгурам, когда они были сильны и если награждать и кыргызов, то они возгордятся и станут опасны. Император отозвал грамоту.
В 847 году каган умер. Император дал новому кагану титул Ину Чен Ми кэхань(英武誠明可汗).
С 860—874 гг. кыргызы три раза присылали послов в Тан. После историки не вели записей.
Впоследствии каганат распался на несколько княжеств, включенных в 1207 г. Джучи в состав Монгольской империи.
Разделение кыргызов и вытеснение их из Южной Сибири
Енисейские киргизы в долине Енисея и горах Алтая стали родоначальниками современных хакасов и алтайцев.
Кыргызы Южной Сибири имели в начале XVII века конфедерацию четырёх княжеств — улусов, получившую в русских источниках названиеКиргизская землица, в таком составе:
- Алтырский улус
- Алтысарский улус
- Исарский (Езерский) улус
- Тубинский улус
Енисейские кыргызы около 100 лет сдерживали продвижение русских в Южной Сибири, однако в основной массе были вынуждены в 1703 г.покинуть Хакасско-Минусинскую котловину. В 1667 и 1679 гг. кыргызский полководец бек Иренек дважды осаждал Красноярский острог, основанный в 1628 году именно для защиты от набегов кыргызов. Только после гибели Иренека в войне с монголами в 1687 году русским удалось окончательно установить контроль над Южной Сибирью и Саянами.
Часть потомков енисейских кыргызов ныне проживает в уезде Фуюй КНР[6].
О первоначальном языке кыргызов — древнекыргызском — практически ничего неизвестно. Предполагается, что он является предком современных языков хакасской подгруппы (см. тюркские языки): чулымского, фуюйско-кыргызского (небольшая группа в Маньчжурии),хакасского и шорского.
Примечания
- ↑ Керимбекова Н. Формирование этнической территории и государственной границы Кыргызстана
- ↑ Худяков Ю. С. Проблемы истории древних кыргызов
- ↑ Верблюд проходит около 50 км в день по хорошей дороге
- ↑ 其君曰「阿熱」,遂姓阿熱氏
- ↑ Правящая фамилия Ли 李 происходила от тюрок по крайней мере с женской стороны
- ↑ Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2000
Литература
- Китайские письменные источники о древних кыргызах // Подготовлены для сайта www.kyrgyz.ru С. Угдыжековым.
- Азбелев П. П. Древние кыргызы. Очерки истории и археологии. Он-лайн версия.
- Азбелев П. П. Значение архивных материалов для изучения культуры енисейских кыргызов. // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск: 1989, с.131-133.
- Бичурин Н. Я. (Иакинф) Собрание сведений…{/}I. Хакяньсы. Хагас
- Бутанаев В. Я. Кыргызское государство (VI в. н. э. — 1207 г.н. э.)
- Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2000.
- Грач А. Д., Савинов Д. Г., Длужневская Г. В. Енисейские кыргызы в центре Тувы (Эйлиг-Хем III как источник по средневековой истории Тувы). М.: Фундамента-Пресс, 1998. 84 с.
- Длужневская Г. В. К определению названия археологической культуры енисейских кыргызов VI—XII вв. // Проблемы археологии н этнографии Сибири (Тезисы докладов конференции). Иркутск: 1982.
- Длужневская Г. В. Енисейские кыргызы. Историко-культурный аспект // Fasciculi Archaeologiae Historicae. Fasc. VII. Lódź: 1994. С. 9-12.
- Савинов Д. Г. Археологические данные о связи енисейских и тян-шанских кыргызов в конце I — начале II тыс. н. э. // Вопросы этнической истории киргизского народа. Фрунзе: 1989. С. 77-90.
- Скобелев С. Г. Створка панагии из погребения енисейского кыргыза позднего средневековья
- Угдыжеков С.А. Социальная структура раннесредневековых кыргызов / Дисс. на соиск. степ. канд. ист. наук. — Абакан, 2000. — 172 с. Платный доступ.
- Яхонтов С. Е. Древнейшие упоминания названия «киргиз» // СЭ. 1970. № 2. С. 110—120.
- Большая библиография по древним кыргызам
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|
Южная Сибирь, Монголия, Тянь-Шань |
|
Археологическая культура |
Таштыкская культура, чаатас,Аскизская культура, сууктер |
Язык |
древнекыргызский язык,Тюркская группа |
Религия |
Шаманизм (Тенгрианство) |
Родственные народы |
Гаоцзюй, Телэ, Телеуты,Теленгиты, раннесредневековые тюркские народы |