В истории Центральной Азии особую роль сыграли этносы, вышедшие из крупных древних общностей динлин, хунну и дун-ху.

Тюркские народы Великой степи и Южной Сибири отчасти происходили от хуннов, но в основе их этногенеза, по китайским источникам, указываются и другие древние этнические стихии.

Первая из них, известная под именем гэгунь, в процессе смешения с частью племен динлин стала основой енисейских кыргызов. Гэгунь или гяньгунь были тюркоязычны. Те же кыргызы стали одной из частей тувинского этноса, но основой последнего было племя дубо (туба), входившее в состав условного объединения гаоцзюй или тйеле.

В годы расцвета Уйгурского каганата Тува была территорией, на которой хойху уйгуры, крупнейшее племя тйеле, создали военную и экономическую базу против кыргызов, благодаря чему в составе тувинцев появились и уйгурские по происхождению элементы.

Девять племен гаоцзюй

Девять племен, составлявших общность гаоцзюй, долгое время не были объединены политически, вероятно, осознавая свое условное единство, скорее, как общность политической судьбы. На момент фиксации девятиплеменного объединения в китайских источниках оно являло собой население севера каганата Жоужань, подчиненное ему и эксплуатируемое им.

Создатели каганата были безусловными выходцами из дунхуской стихии ветви сяньби, также как и народ тоба или табгач, создавший империю Вэй (Тоба Вэй). В противостоянии между каганатом и империей Вэй обе стороны использовали гаоцзюй, которые, видимо, осознавали свой зависимый статус, прежде всего, от территориально близкого ему каганата.

Этот статус и вызванная им враждебность к Жоужань была основной причиной, которая объединяла в одну общность девять племен, занимавших обширную смежную территорию. Точно неизвестно имели ли они общее самоназвание. Китайцы иероглифами передавали смысл их прозвища гаоцзюй – «высокие телеги», что, вероятно, было собирательным и искусственным названием группы северных кочевников, подчиненных кагану.

Уверенно можно считать гаоцзюй или тйеле не едиными по этническому составу и даже языку, что подчеркивается разными названиями общности. Термин тйеле, вошедший в употребление китайцев с 5 века, это искаженное монгольское слово тэргэ «телега, повозка», но позднее, в тюркских текстах их же зовут токуз огуз «девять огузов». В составе тйеле были племена, говорившие и на тюркских, и на монгольских языках.

Племена и языки тйеле

Крупнейшее племя этой аморфной общности – уйгуры, как признавал тюркский караханидский филолог 11 века Махмуд Кашгарский, прекрасно объяснялись на диалекте тюркского, но «между собой говорили на неизвестном языке». «Неизвестным языком» для выдающегося тюрколога не мог быть даже самый причудливый диалект тюркского, но мог быть диалект монгольского. Тюркизация уйгуров, видимо, завершилась после их переселения в Восточный Туркестан, хотя часть т.н. «желтых уйгуров» до настоящего времени говорит по-монгольски.

В основном составе тйеле упоминаются племена гулигань (курыкан) и байегу (баягут). О языке последних китайские источники отмечали, что «есть небольшая разница» от языка уйгуров. Интерпретации племенных названий в основном списке тйеле еще не завершены, под вопросом остаются потомки таких племен, как бугу, сйеянто, хун и особенно тунло (кит.) или тонгра (др. тюрк.), этноним которого напоминает название монгольского племени хонгират, у казахов известного как конграт.

Тюркскими народами из состава тйеле сегодня являются потомки доланьгэ – теленгуты, и дубо – тувинцы. В отдельные периоды из тйеле исключались сйеянто, но добавлялись адйе (эдизы), сыгийе (отождествляются с племенем сегир) и другие.

Потомки двух народов

Китайцы передавали легенды, согласно которым тйеле происходят от хуннского шаньюя, но «по женской линии», тогда как отцовская линия первопредка девяти племен была «от волка». Основная масса тйеле происходит, по-видимому, от древней общности динлин («линия волка»), с завоевания которых началось становление хуннской державы в центральной Монголии. Китайцы часто именовали их «гаоцзюйскими динлинами».

Хунны совершенно точно не были тождественны и даже близкородственны динлинам, значит «тележники» являются потомками, как минимум, двух разных древних народов. Скорее всего, два народа говорили на разных языках – тюркском и монгольском. Не утихающий спор в науке стоит как раз по вопросу о том, кто из них, хунны или динлины, были тюрко-, а кто –монголоязычными.

Достойно внимания мнение о том, что динлины не представляли собой монолитного в этноязыковом плане массива. Их культура сопоставляется с найденными плиточными могилами бронзового века. То есть речь идет о территории, охватывающей колоссальный ареал от западнобурятских степей до Тибета. При отсутствии государственности это подразумевает близость народов по религиозно-мифологическим представлениям, отраженным в погребальном обряде, но не обязательно свидетельствует об их языковом единстве. Хунны же, придя в степи Халхи из Ордоса, обладали политией, объединявшей 24 рода под властью шаньюя.

Союз восточных ху

Археологические данные относят ранние истоки хуннской культуры в Маньчжурию, в ту же этноязыковую стихию, в которой позже сложился мощный союз, названный китайцами дун-ху – «восточные ху».

Само название союза базируется на определенном сходстве хуннов и дунхусцев, ведь восточными вторые названы относительно первых. Но оба народа китайцы называли «ху», что при Хань понималось как «северный кочевник-варвар». Однако это название происходило, как многие полагают, от этнического имени хор или хур, в передаче иероглифами превратившегося в ху.

Последние исследования хуннской этнической ономастики возрождают интерес к гипотетическому древнему хор на новом уровне. Монгольским ученым Б. Нацагдоржем предложена гипотеза интерпретации названия рода хуннских шаньюев сюйляньди (он же в сокращенной форме люаньди, в поздней передаче – хэлянь).

Исследователь читает первый слог этнонима хэ или сюй как монгольское (алтайское) хо или ху, незначительно корректируя ранее высказывавшиеся трактовки чтения как «ха» или «хи». Убедительно показав, что иероглиф лянь передает слог «ри» в слове тэнгри, получается основа термина – хори или хури. В этом случае последний, необязательный слог «ди» означает монгольский суффикс –дай/тай, часто присоединяемый к этнонимам (что дает вариант хоридай).

Спустя века, у европейских племен гуннской конфедерации вновь отмечается вариант этого имени – Куридах(ус). Таким образом, дискуссия о языке хуннов, конечно, не закрыта, но теория их монголоязычия, ранее бытовавшая как бы на обочине, в свете как археологических данных, так и результатов исследований ономастики, возвращается на магистральный путь научной полемики.

Автор: Дорж Цыбикдоржиев 

источник: Язык древних народов Центральной Азии: тюркский или монгольский