Источник:  УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ХАКАССКОГО НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ_ВЫП. VII    1959    г.

К. М. ПАТАЧАКОВ

РОДОВОЙ состав и народные предания о происхождении БЕЛЬТИРОВ.

Как известно, в состав хакасов вошли различные родоплеменные группы, среди которых наиболее многочисленными бы ли качинцы, кызыльцы, койбалы, сагайцы и бельтиры. Все они п настоящее время консолидировались в единую хакасскую народность.

О происхождении хакасов исследователями высказаны различные взгляды.1 Известный сибировед Л. П. Потапов посвя гил этому вопросу специальное исследование.2 Он в своей ра боте последовательно прослеживает этническую историю хака сов с XVII по XIX век. Но родовая структура и происхождение бсльтиров им в достаточной мере не исследованы.

По сообщениям русских путешественников П. Палласа, И. Георги, Е. Пестерева и других, бельтиры в XVIII в. расселялись в бассейне р. Абакана, выше Усть-Аскиза по левой стороне р. Абакан, между реками и по устьям рек Есн (Ис), Тёи (Тбб) и Таштыпа (Тас туп) вплоть до реки Матура (Мадыр). На правобережье они жили по рекам Арбаты (Арбат), Монок (Но-нып), Хызыл Хара суг, Сое (Соос), Кындырла (Кинд1рл1г) н Табат. Эта территория в памяти бельтиров-стариков до сего времени сохранилась как место расселения их далекнхисторических предков. Имеются отдельные сведения о том, что ко чевье бельтиров на севере доходили до р. Уйбата (левый приток р. Абакана).3 Этот факт подтверждается и народными преданиями о расселении бельтиров.4

В XVIII в. бельтиры занимались кочевым скотоводством и звероловством. Они собирали также различные дикие съедобные растения (сарана, кандык, черемша и т. д.). Земледелие у них было развито слабо. Их хозяйственная жизнь, сложи? шаяся в предшествующие эпохи, продолжала свою традицию вплоть до начала XX в.

По верованию бельтиры были шаманистами. По языку они относились в это время к тюркоязычной группе. По админист ративному делению до 1822 г. бельтиры входили в состав Кузнецкого уезда.

В общественной жизни бельтиров было налицо классовое расслоение. Богачи пользовались трудом своих сородичей.

Конечно, приведенные сведения о хозяйственной и общественной жизни бельтиров не могут дать ответ на вопрос об их происхождении. Исторические сведения о бельтирах в письменных источниках весьма скудны. Имеющиеся данные антропологии и этнографии хакасов также не дают желаемого отве та. Археологическое и лингвистическое изучение бельтиров, к сожалению, еще мало проводится. При отсутствии названных источников па данном этапе выяснению этнической структуры н происхождения бельтиров могут оказать серьезную помощь фольклорные материалы, в частности, народные предания о родословии. Правда, народные предания содержат в себе немало фантастического, когда речь идет о далеких предках, на в них, когда речь идет о более поздних предках, имеются достоверные сведения. Автор, не претендуя на решение затронутого вопроса, ставит перед собой задачу сообщить известным ему народные предания о формировании родового состава бельтиров, считая, что эти материалы могут быть полезными при изучении этнической историибельтиров.

У хакасов существовал обычай помнить свое родословие по линии отца до 7—9 поколений. Этот обычай отражал существовавшую экзогамию, т. е. запрещение брака внутри рода (сео ка). Между потомками рода за пределами 7—9 поколений брак формально допускался, но традиция экзогамии сохранялась и в этом случае. Отдельные носители народных знаний и блюс тители родовых обычаев могли помнить имена своих предков до 9 и более поколений. Эти имена передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Вот почему нельзя не учитывать данные о родословии и предания при изучении каждой группы хакасов.

Проф. Н. Ф. Катанов в свое время записал и опубликовал различные варианты преданий о происхождении бельтиров, которые мы используем в данном сообщении. Вот один из ва риантов родословия бельтиров.

«Сыновья Кан Сюлю: Кап Он-пыяк, Кап Пес-пыяк, Коскар, Сыновья Он-пыяка и Пес-пыяка: Молак и Мыягыс. Сын Мыягыса Чагбанай. Сын Чагбаная Чалбыяк. Сын Чалбыика Сарыг. Сын Сарыга Тюлден. Сын Тюлдена Тюлдюк. Сын Тюлдюка Тайбын. Сын ТайбынаКоркыяк. Сын Коркыяка Турачак, т. е. домик, так как это был человек, уже родившийся в доме. От Кап Сюлю до Турачака одиннадцать колен, а со времени признании над собой власти Белого царя—девять колен (соб. гнезд). Здешний народ — потомки Турачака»' (рис. 1).

Другое предание, записанное Н. Ф. Катановым, дополняет первое: «Сыновья Кан Сюлю: Он-пыяк (Он-быяк) и Пес-пыяк (Писпыяк). Сыновья их: Молак и Мыягыс. Эти два человек) подчинились Белому царю. Сын Мыягыса Чагбанан. Сын Чаг баная ЧалСыяк(Салбыяк). Сын Чалбыяка Пытан, брат Са-рыга. Сын Пытана я (рассказчик) Пыласкан. Сын Пыласкана Сойынча. Имя дочери его Кызычак4 (девочка). Русское имя Сойынчи Владимир (крещен в 1876 году). Место, где жил и работал Чалбыяк, было Сос (деревня Иудино). Братья его были следующие: старший брат его Час-тай, а младший — Кына чы. Кыначы был начальник, которому от Белого царя вышел знак (медаль). Младший брат Кыначы — Кыман. Младший брат Кынана — Кычан. Младший брат Кычана — Тюренпей. Младший братТюренпея —Тюргенчи».4 (рис. 2).

Родословие бельтиров Н. Ф. Катанов записал в 1889 г. у бельтиров улуса Аппакова. Информаторы ему рассказывали о приабаканских бельтирах, т. е. о своем родословии. Нам уда лось записать в 1954 г. родословие тейских бельтиров, живущих обособленно отприабаканских (рис. 3).

«В верховьях р. Абакана, — рассказывал нам 75-летний старик Патачаков Сомай (Марк) Леонтьевич, — в устье реки Матура (левый приток р. Абакана) около горы Хоргын жили три брата. Старшего звали Онпнях, среднего Писпиях, младшего Хосхар Они называли себя бельтирами (устышцами), т. е. жи гелями устья реки. Отсюда их потомки получили название бсльтиры (шытрлер). Отцом трех братьев был Хан Сюле (Суле), прибывший на эти места из-за Саянских гор с земли сойотов (Сояннар).* Братья занимались звероловством. Зверей добывали луком и стрелой. Лук делался из дерева с костяной обкладкой. Питались звериным мясом и дикорастущими съедобными растениями (сарана, черемша п т. д.). Звериная шкура шла на одежду.

У младшего брата Хосхчра детей не было. Потомки среднего брата Писнияха ныне живут в улусах Чнланы, Бутрахты и в других местах. Это Султрековы, Туртугешевы и др.

От Онпияха остался сын Мыйанъас (Мыянъас). Мыянъас жил на Еси (Ис). Он был дважды женат. С первой женой прожил более одного года. Не дождавшись от нее ребенка, .Мы ипъас взял себе вторую жену. От нее родился мальчик, которого назвали Патьях. Жены между собой стали ссориться. Мыянъас решил первую жену отправить к ее родителям. Жена перед отъездом мужу сказала:    «Жили    мы с тобой с раннего возраста, разлучаемся Надо было нам еще вместе пожить». На прощанье выпила чашку вина и уехала вниз по р. Еси. Не далеко от устья Еси у одной лиственницы остановилась. Здесь она поставила войлочную юрту. Была беременная (муж об этом не мог догадаться), родила мальчика. Мыянъас, услышав этот случай, приехал к ней, заколол барана и угостил ее свежей бараниной. Ребенку, сыну своему, дал имя, назвав его «Чобагда табылган Чобадай, чагбанынъ частым Чагбанай» («в муках рожденный Чобадай, жажду твою утолил Чагбанай»). Потомками Чобадая (Чагбаная) являются Чебодаевы, а потомки Патьяха — Патачаковы. Патачаковы и Чебодаевы — родственники.

От Патьяха остались три сына: Толы, Тюрей (Турецек) и Ултурух. От имени Ултуруха образовалась фамилия Ултурга-шевых. У Толы были тоже три сына:    Манчанг (Манчакъ), Уканча, Миске. У Туречска два сына:    Кемченг (Кенченъ) и Толбый. Эти два брата переехали на Уйбат, стали жить среди ташебинских (Тас Оба) качинцев. Здесь их фамилия Патача-ков была переименована на Балтыжакова наподобие качинских фамилий Котожеков, Доможаков и др.

У Манчанъа не было сына. Уканча имел троих сыновей. Старшего звали Егором, среднего Муклаем и младшего Паран-чой. Сыном Миски был Кёрде (Корде). От Егора остались Хырма, Кенчей; Муклая сыновья Масннка (род. в 1881 г.— ум. в 1946 г.), Софьян (род. в 1884 г.—-ум. в 1938 г.), Хамчы (род. в 1890 г. — ум. в i941 г.); у Паранчи сыновья: Парлис (ум. в 1918 г.) и Сомай (нош информатор).

Ташебинские бельтиры. У Кенченъа было пять сыновей: Ка-занча, Кестенче, Керим, Топыс, Калда. Толбая сын Сыгырчанъ Оолах, сын Сыгырчанъ Оолаха Колька. Казанча не был женат. У Кестенча было четыре сына: Срах, Михаила, Мылтых, Мытика; Керима сыновья: Макача и Мырза. Топыс имел четырех сыновей: Сыгана, Тунчуиъа, Тората, Поку. У Калды было три сына: Садай, Масла, Пака (Паке сейчас 59 лет)».

Начальнику археолого-этнографической экспедиции Абаканского пединститута В. Г. Карцову летом в 1958 г. в улусе Мат-кечик, Аскизского района, также удалось записать у 60-летнего старика Чебодаева Казеныя (сына Кергена) один из вариантов родословиябельтиров, в котором перечисляется 12 поколений (см. рис. 4)5.

Во всех вышеприведенных преданиях, записанных разными авторами и в разные периоды у различных информаторов, живших и живущих на разных местах, обращает на себя внимание то, что историческими предками родословия бельтиров называются именаМыянъаса и его предшественников. Уже от Мыянъ-аса начинаются различные ответвления.

Любопытно отметить, что имена последующих от Мыянъаса лиц встречаются в архивных документах XIX в. Так, например, как мне любезно сообщил В. Г. Карцов, имя Пистона и его отца Чалбыяка встречаются в архивных делах Степной думы соединенных разнородных племен за 1830—1850 гг. В одном из документов 1850 г., обнаруженном мной, хранящемся в делах этой Степной думы, улус Челбияковых указывается рядом с улусами Топоева, Бютпеева, Тырчыгашева, Ончонова, расположенными между реками Аскиз и Есь на левой стороне р. Абакана’. Таким образом, реальность лиц от информаторов до Челбыяка не вызывает никакого сомнения. Отсюда можно полагать, что и его предшественники были реальными лицами.

Родословие бельтиров свидетельствует о том, что бельтиры в XVII в. расселялись на той самой территории, которую продолжали населять их потомки в XIX—XX вв. Это подтверждается фактами. В одном из документов, относящемся к началу XVIII и., бельтиры перечисляются рядом с юс-сагайцами и том-сагайцами и другими этническими группами, платившими в XVII в. ясак в Кузнецк*. Сведения о предшественниках бельтиров указанного периода у нас не имеются.

Бельтиры подразделяются на три рода (сеока): Ах бельтир (белый бельтир), Хара бельтир (черный бельтир) и Табан бельтир. В первых двух наименованиях, нам кажется, следует видеть отражения физического типа населения, его внешнего облика. Известно, что среди хакасов вообще, а бельтиров в частности, имеются наряду с монголоидными типами и европеоидные.

В состав бельтиров входят и друше сеоки: Суг хахпынавы. Таг хахпыназы, Ах чыстар, Хара чыстар, Чеди пюрю (4irri нуур), Сарыглар, Кеджии, Мазылай, Тайас. О происхождении почти каждого из них в памяти стариков сохранились народ ные предания. Представители упомянутых сеоков считаются во шедшими в состав бельтиров (Пилтфлерге юрген чон).

О происхождении бельтирских сеоков Суг хахпыназы и Так хахпыназы распространено среди сагайцев и бельтиров следующее предание8: «Три брата: Онпиях, Писпиях и Хосхар имели охотничье угодье в верховьях Абакана. Жили они на Матуре (левый приток Абакана). Однажды братья охотились на соболей. Шкуры хранили в кожаных мешках, а мясо в хлеве (кирт-ие). Стали замечать, что у соболей теряются печени (паар), мясо остается не тронутым. Не могут догадаться о причине их потери. А может съедает какой-нибудь зверек? — думали они Чтобы узнать причину пропажи, насыпали у дверей золу, сами ушли в горы на охоту. Когда вернулись, в золе обнаружили два детских следа. Решили этих детей выследить. Писпиях остался их караулить.

Писпиях видит, что с речки идет мальчик, к нему навстречу с горы спустился другой мальчик. Мальчики подошли к хлеву, оторвали от соболей печени, стали их есть. Писпиях поймал мальчиков Братья решили взять их к себе на воспитание, считая, что мальчики, питавшиеся печенью соболей, добытых бель-тирами, могут стать родственниками (паар чеен олганнар пил-йрлершнъ чуректерше дее чагын поларлар).

Братья вырастили их, поженили, помогли хозяйством обза водиться, дали им имена, назвав: «Сугданъ килген хапхыс Cyғ хахпыназы ползын, тагданъ инген хапхыс Таг хахпыназы ползын» (С реки пришедший пусть будет Суг хахпыназы, с горы спустившийся пусть будет Таг хахпыназы)6.

Старики, носящие фамилии: Адыгаев. Чебочаков, Тохтобии, Тюкпиеков, принадлежащие сеоку Хахпына, считают себя во шедшими в состав бельтиров. Их обычаи, нравы, язык и материальная культура не отличается от бельтирских.

Сеок Чыстар подразделяется на Ах чыстар и Хара чыстар. Они, по-видимому, выделились от шорцев Горной Шории и переселились к бельтирам еще в далеком прошлом. Этноним чыстар или чыстанъастар означает народ, живущий в дремучем лесу (чыс тайга), т. е. «лесной народ». Бельтиры и сагайцы старшего возраста по старой традиции до сего времени шорцев называют чыстаром (чыстанъастар). Чыстар считаются присоединенными к бельтирам при Онпияхе и Пиепияхе7. К сеоку чыстар, считающими себя бельтирами, относятся фамилии: Мин-дибеков, Асочаков, Токачаков, Улугбашев, Амзараков, Чисто-баев и др.

О сеоке Сарыглар (Сарыглар) Н. Ф. Катановым записано следующее предание. Кочевье племени Сарыглар находилось г (о соседству с киргизами Между киргизами и сарыгларами завязалась война. Сарыглар были изгнаны из своего кочевья, вынуждены были покинуть свои земли. Остались от них один старик да одна молодая женщина, от бракосочетания которых родился сын. Сына звали Киигес. Старик умер Женщина с сыном были приняты бельтирами Онпияхом и Писпияхом9. Кии-гес и его потомки (фамилии: Сагалаков,Сазанаков, Мылтыга-шев, Диспереков) считаются продолжателями древнего народа Сарьшлар. Нужно полагать, что Сарыглар являются такими же древними жителями Хакасии, как и киргизы. Иначе не могло сложиться вышеприведенное предание.

Сеок Читi пуур, входящий в состав бельтиров, по происхождению является также шорским8. Он встречается и среди сагайцев.

Представляет интерес предание о появлении среди бельтиров сеока Тайас (другое название Сор). Здесь, рассказывается в предании, жили бельтиры, сагайцы и койбальцы. Сор —Тайас здесь не были. Люди этого племени жили в лесу (в Шории). Среди них было три брата: Кёк Тёс, Мание и Анинг (Кок Тос, Мание и Анинъ). Они враждовали с соседями. Чтобы избежать неприятельских отношений с соседями, братья обратились к бельтирскому князцу (пастыху) Ептису, ставшему князцом после Чагбаная, принять к себе. Подарили ему три черных соболя, попросили земли для жительства. Ептис их поселил в верховьях р. Монока (Нонып). Кок Тос, Мание, Анинъ вначале подать (албан) платили своему князцу. Прожив здесь до трех князцов, они присоединились к бельтирам и признали своим князцомбельтирского князца9. Ептис, упоминаемый бельтирским князцом, действительно был им. П. Паллас встретил его, кочующего со своими сородичами, в 8 верстах к югу от устья р. Аскиза10.

Шорское происхождение сеока Сор или Тайас в исторической литературе уже доказано11. Приведенное предание еще раз свидетельствует о правильности этого вывода.

Сор—Тайас, вошедший под таким названием в предание, больше всего известен современным старикам под названием Сор — Сорлар (Хара сор и Сарыг сор). Отсюда и возникло название Карачарского административного рода Степной думы соединенных разнородных племен. Сеок Сор или Тайас подразделяется на три мелкие родственные сеоки: Халар, Чип пуур и Сор — Тайас. Последние перечисленные сеоки, как это установлено Л. П. Потаповым, были экзогамными12. К сеоку Сорлар относятся фамилии: Мистряков,Кунучаков, Кольчиков; к сеоку Чит! пуур — Куюков, Ахпашев; к сеоку Халар Карачаков и др.

Вышеприведенные народные предания, в которых отраже ны реальные события, подтверждаемые историческими данными, свидетельствуют о постоянном взаимном общении различных по происхождению родовых групп, их переселении, дроб лении и слиянии.Бельтиры, занимая выгодное географическое положение, имея экономическое преобладание и военное превосходство над другими группами (родами, сеоками), оторвавшимися от своих сородичей, по-видимому, постоянно включали их в свой состав, передавая им свое имя. В результате этого уже к XVIII в. из представителей различных родовых груил сформировалась самостоятельная этническая группа бельтиров.

Список используемой литературы:

1  См. статьи Л. Р. Кызласова и А. П. Дульэока, печатаемые в данном сборнике.

2 Л. II. Потапов. Происхождение и формирование хакасской народности, Абакан, 1957.

3 Н. Костров. Бельтиры. «Записки Соб. отдела Географического общества», кн. IV, СПб.. 1857, стр. 5.

4 Н. Ф Катанов Образны народной литературы, ч. IX, СПб., 1907 стр. 336.

5 Хакасский областной государственный архив, ф. 2, он. I, д. 408, л. 188.

6 Суг -- вода. река. Таг гора. Хапхыс или хахпына и указанном контексте перевода не имеет.

7 М. Ф. Катанов. Указ. соч., стр. 331—332.

8 Л. II. Потапов. Этнический состав сагайцев, ж, «Советская этнография». № 3, 1947, стр. 122—123.

9 Н. Ф. Катанов. Образцы народной литературы тюркских племен, ч. IX, СПб., 1907, стр. 364 (хакасский текст). В русском тексте перевод несколько искажает некоторые названия.

10 Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского гос-ва. ч. Ill, СПб., 1788, стр. 497.

11 Л. П. Потапов. Этнический состав    сагайцев,    ж.    «Советская    этнография», К» 3. 1947 г., стр. 122—123.

12 Л. П. Потапов. Этнический    состав    сагайцев.    ж.    «Советская    этнография», № 3, 1947 г, стр. 122.