Вышивка на женских праздничных шубах койбалов  - М. П. Чебодаева

Койбалы вышивкой украшали на праздничных шубах спинку с мотивом орнамента «мировое древо», проймы рукавов «аргазы» и рукав с мотивом орнамента «рога оленя».

Образ «мирового древа» занимает важное место в религиозном сознании, мифологии и изобразительном искусстве тюркоязычных народов Сибири и Центральной Азии. Пережитки культа «мировое древо» сохранились у всех народов Саяно-Алтая. Культ «мирового древа» восходит к окуневской археологической культуре (Ш-П тыс. до н. э.) и традиционно сохранился у хакасов, в их фольклоре, обычаях и прикладном искусстве.

Образ «мирового древа» в декоративно-прикладном искусстве хакасов нашел широкое использование: в гравировке на камне, в пластике, в художественной обработке металла и в народной вышивке. У хакасов существовал «культ дерева». Эта древняя традиция сохранилась до наших дней. Известно также, что у каждого хакасского рода (сеока) было свое родовое дерево. Например, лиственница у сеоков (Таг Харга, Суг Харга, Хобый, Ах Хасха и т.д.), береза у сеоков (Ах Пильтір, Шор и т.д.), сосна у сеоков (Хобый, Хый и т.д.) и др.

В 1973 году томский этнограф М. С. Усманова обратила внимание на интересное явление, которое сохранилось у хакасов говорящее о связи рода с деревом: «Оказалось, что они осознают принадлежность не только к тому или иному сеоку, но и к особому сообществу людей, имеющих общее дерево рода: лиственницу, березу, сосну и т.д. Северные хакасы (кызыльцы и качинцы) считают такое дерево своей «чулой» (душой) и это, видимо, не случайно, потому что как у северных, так и у южных хакасов с деревом рода было связано благополучие, здоровье и жизнь человека. Южные хакасы в настоящее время не осознают непосредственной связи между деревом се- ока и категорий души «чула» [29. С. 100].

Мотив орнамента вышивки «мировое древо» делался по определенному канону с сохранением строго традиционных форм. Орнаментальные мотивы, украшающие вышивку, сводятся с сильно стилизованным элементом растительных очертаний, нередко напоминающих по своей форме растительные побеги. В хакасской народной вышивке орнаментальный мотивов «мирового древа» был очень популярен на женских шубах, на сикпе- нах, на рукавицах и на кисетах. Мотив «мирового древа» являлся, ни чем иным, как изобразительным следом двух широко распространенных в тенгрианстве культов: «Земли-Матери» и деревьев. Еще со времен матриархата плодородящая сила Земли олицетворялась в образе женского божества, и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности. Так же изображалось и священное «древо жизни», источник жизненной силы, символ плодородия, вместилище души предков. Эти два предмета почитания и благоговения наших предков получили в народном искусстве один условный изобразительный знак «мировое древо». Мотив «мирового древа» является стержнем трехчастной композиции, сюжетный смысл которой некогда мог означать сцену поклонения симметрично стоящих всадников женскому божеству или древу.