Согласно хонгорским мифам, Ax-Худай и Ирлик-хан были двумя родными братьями. Старший из них - Ax-Худай - был рожден со светлыми мыслями и являлся верховным творцом - «ӧӧркі чаячы», а младший - с черными думами и был творцом нижнего мира - «тӧбінкі чаячы» [1]. Подобное представление имеется в верованиях зороастрийцев, где Ормазд и Ахриман являлись родными братьями[2].

До сотворения земли в космосе существовал только мировой океан. Верховный творец Ax-Худай, созерцая бесконечную гладь воды, задумал сотворить землю. Его младший брат Ирлик-хан подсказал: «Под водой имеется «живая глина». И но велению Ax-Худая он, превратившись в щуку (в вариантах - утку), нырнул. Достигнув дна, Ирлик-хан взял в рот песчинки и принес старшему брату землю. Однако часть песчинок он утаил во рту.

Ax-Худай поймал трех больших рыб - окуней (ала пуға) и заставил их плыть вместе на поверхности воды. Затем он рассыпал песчинки на их спинах, из которых выросла земля. Создались ровная плоскость и хорошие дороги. Но в этот момент Ирлик-хан, говоря: «Пусть возникнут горы и скалы!» - выплюнул из рта утаенные песчинки. В результате на местах проторенных дорог возникли непроходимые горы и отвесные пропасти. «Зачем же ты это сделал?» -с горечью воскликнул Ax-Худай. Ирлик-хан ответил: «Пусть на ровном месте будут все называть твое имя. Но, встретив горы и ущелья, созданные мною, все твои твари пусть поневоле с проклятием вспоминают и мое имя!»

В связи с тем, что земля покоится на трех великих рыбах, то иногда, когда они вильнут хвостами, происходит землетрясение. Этот сюжет характерен и для мифологии алтайцев. Могучий Ульгень, как гласят их мифы, во времена сотворения земли создал три гигантские рыбы и укрепил на их спинах землю[3].

Затем Ax-Худай задумал сотворить скотину. Когда он создавал животных, то забыл сделать почки у коровы. В связи с этим от каждого вида скота он отрезал мясо почек и прилепил корове. С тех пор у всех животных почки - в виде вырезанной ложбины, а у коровы - в виде многих напластований.

Когда Ирлик-хан увидел созданных Ax-Худаем животных, то решил ему подражать. Он сотворил козу и свинью. Однако, когда он их оживил, то от гнусного блеяния козы и хрюканья свиньи сам не выдержал и скрылся. С тех пор ни козу, ни свинью не приносят в жертву верховным богам, называя их дьявольскими животными (айна малы).

Ax-Худай решил сотворить человека. Когда он создал его тело из глины, то никак не мог придумать, где найти подходящую душу. Однажды вечером он подошел к своему младшему брату Ирлик-хану, который играл на хомысе. Младший брат, не замечая присутствия постороннего, пропел: «Даже если он и умный, но мысли не хватило. Разве нельзя взять душу для человека от ветерка, исходящего от выбивающегося из-под земли водного источника?» Услышав подсказку, Ax-Худай отправился за душой человека, дабы оживить свое творение.

Отправившись за душой человека, Ax-Худай поручил сторожить свое создание собаке и кошке. «Ирлик-хана близко не подпускайте!» - приказал он. В начале своего существования собака была голой, без шерсти. Ирлик-хан подошел к стражам человека и попросил посмотреть божье творение. Но собака не подпускает. Тогда подземный творец создал мороз. Собака затряслась от невыносимого холода. «Я тебе подарю шубу, в которой ты не будешь мерзнуть, - уговаривает Ирлик-хан, - но только покажи мне человека». Поневоле собака согласилась. За услугу Ирлик-хан подарил ей теплую шерсть. Собаке стало тепло, но чувство долга ее не покидало. Она предупредила Ирлик-хана: «Смотреть смотри, но руками не трогай!» Тот походил вокруг, но тронуть человека не рискнул.

Для того, чтобы навредить Ax-Худаю, он взял да и плюнул на человека. Подбежавшая кошка стала слизывать слизь, а собака бросилась своим телом прикрывать человека. С тех пор хонгорцы считают, что у кошки рот грязный (пуртах), а шерсть чистая, и поэтому ее можно гладить. У собаки же рот чистый, но шерсть грязная (пуртах), ибо она досталась ей от Ирлик-хана.

Спустя некоторое время вернулся Ax-Худай, который принес душу человека в виде легкого ветерка, исходящего от бьющих из-под земли чистых источников (суг таны). Он обнаружил, что его создание в слизи, собака ходит в шубе, а на земле гуляет холод. Ax-Худай попробовал вытереть плевок, но не смог. Тогда он взял и вывернул человека наизнанку. С тех пор вся слизь Ирлик-хана оказалась внутри и постоянно выделяется в виде слюны и соплей. Собака же, ослушавшаяся творца, была предназначена быть вечным сторожем людей и ее жизнь стала зависеть от хозяина, которому она служит.

Когда Ax-Худай оживил человека, то задумался о его достойной паре. Он применил хитрость и из правого ложного ребра (суме) сотворил женщину. До сих пор, если пощупать, то с правой стороны у мужчины отсутствует нижнее ребро. Во время распределения кусков мяса на застолье мужчинам обязательно давали есть ложное ребро.

Поначалу, согласно задумке Ax-Худая, человек и скотина должны были питаться травою. Но когда Ax-Худай увидел, как женщина с ребенком съели три лога травы, а лошадь с жеребенком за это время не выели зелень на площади величиной с юрту в первом логу, то решил изменить образ питания прожорливых творений. Говоря, что животным не хватит «шерсти земли», т.е. травы, он постановил людям есть злаковые растения.

В первоначальные времена Ax-Худай создал злаковые растения, состоявшие из колоса, который покрывал ствол жита от основания до верхушки. Люди зажили припеваючи. Ax-Худай, глядя на них, возрадовался.

Однажды, когда женщина пекла блины, ее ребенок обмарался. Женщина, недолго думая, блином подтерла заднее место своему чаду. Ах-Худай, увидев такое кощунство, в гневе решил уничтожить злаковые, ибо человек зазнался. «Пусть отныне ради своего живота человек работает до черного пота!»- произнес великий творец. Но в этот момент собака, увидев намерения Ax-Худая, взмолилась: «Если уберешь хлебные растения, то я буду голодать, ибо живу с людьми. Оставь хотя бы один колосок на злаковых стеблях». Ах-Худай пожалел собаку и оставил расти хлеб, колосившийся одним колосом. Народ был спасен собакой от голода. С тех пор в Хонгорае говорят, что мы едим «собачью долю» (адай ӱлӱзі). Согласно хакасским обычаям, собак надо сытно кормить, иначе не будет хорошей жизни.

Первоначально люди знали срок своей смерти. Однажды Ах-Худай увидел, как один человек забивает свой скот, пьет араку и даже не ремонтирует завалившуюся ограду своей усадьбы. Когда он поинтересовался, в чем дело, то человек ответил: «Этой осенью я умру, поэтому мне больше ничего не надо». Ах-Худай прикинул, что так дело не пойдет. Если люди будут знать срок своей кончины, то все имущество могут загубить и ничего не оставят детям. Поэтому он сделал так, чтобы человек не знал срок своей смерти. «Без меры рожайте детей, без срока умирайте!»-произнес великий творец (Тимі чох пала табыңар, тимі чох ӧліңер).

Ирлик-хан, по подобию творения Ax-Худая, создал шамана. Шаман - человек Ирлик-хана и поэтому во время камлания отправляется к свое му подземному господину. Ирлик-хан наделял его невидимой армией духов - помощников под названием «тёси».

Другим созданием Ирлик-хана было прожорливое чудовище под названием семиголовый Чилбиген (читі пастыг Чилбіген). Согласно фольклорным данным, он ездил по земле на пестром воле и появлялся в селениях на красный вечер. Никто не мог миновать печальной участи - пасти семиголовое чудовище, имевшее семь животов, которое пожирало и своих пастухов. Когда на земле осталось мало людей, небесные светила Солнце и Луна решили спасти человечество. Солнце, обратившись к Луне, промолвило: «Спустись на землю и забери Чилбигена». На это Луна ответила: «Я холодное светило и, если спущусь на землю, то все живое замерзнет». «Все же ты ступай. Если я окажусь на земле, то все живое сгорит от моей жары». Луна не стала больше возражать, спустилась на землю и забрала к себе Чилбигена, когда тот шел по льду Енисея. Когда ночное светило оказалось на земле, люди из-за любопытства стали выглядывать из домов на улицу. Поэтому лицо человека стало закаленным и не мерзнет на морозе. С тех пор Чилбиген находится на Луне. Во время полнолуния хорошо виднеются темные пятна семиголового чудовища. Красным вечером детям запрещалось кричать, т.к. Чилбиген спустится с Луны и заберет с собой ребенка.

В конце концов великодушный Ах-Худай не выдержал злых козней Ирлик-хана и решил: «На этой земле пусть не будет места для злого творца!» Ирлик-хан взмолился и попросил оставить ему немного земли, хотя бы величиной с юрту. Но Ах-Худай был непреклонен. «Дай же мне землю, хотя бы величиной с очаг юрты!» «И этой земли не дам!» - ответил верховный творец. «Ну хорошо, дай же мне клочок земли, на которую опирается конец моего посоха», - произнес Ирлик-хан. Ax-Худай согласился. Тогда Ирлик-хан посохом проткнул землю и спустился под нее. Проваливаясь сквозь землю, он обрезал свои бока и кровь нечестивца брызнула на землю и небо. На небе капли крови Ирлик-хана превратились в Млечный путь, называемый по-хакасски «Хыро чолы» - Дорога инея. Когда приходит осенняя пора, то с Млечного пути падает иней и замораживает землю.

Из отверстия, пробитого посохом Ирлик-хана, из-под земли выползли различные гады - змеи, лягушки, черви и ящерицы. Поверхность земли запачкалась нечистыми созданиями (пуртах). Ax-Худай забрезговал нечистью и поднялся на небо. С тех пор великий творец обитает на небесах, а Ирлик-хан властвует в подземном мире[4].

Мысль о мщении Ax-Худаю не покидала Ирлик-хана, и вот однажды он сумел украсть небесные светила - Солнце и Луну, которых утащил в подземелье. В поднебесном мире наступила кромешная тьма. Ax-Худай собрал все живые существа и стал с ними советоваться, каким образом вернуть светила. Птицы заметили, что среди них нет мудрой совы - «чаба хулах». Тогда отправили ласточку пригласить ее на великий совет. В ответ на приглашение птица «чаба хулах» сказала: «Я не могу летать ни ночью, ни даже в облачные дни. Разве нельзя спросить у горного и речного духов способ изъятия Луны и Солнца?» Ласточка донесла Ax-Худаю ответ птицы «чаба хулах». Верховный творец подумал и решил: «Пусть схватит горное эхо и журчание воды! Эхо является голосом горного духа, а журчание - голосом речного духа». Затем он спустился к Ирлик-хану. «Зачем ты ко мне пришел?» - спрашивает последний. Ax-Худай говорит: «Если ты поймаешь горное эхо и журчание ручья, то Солнце и Луна твои навеки. Но не сумеешь выполнить задания, то вернешь светила на место!»

Ирлик-хан, взяв медную булаву, отправился в горы. Но сколько он ни стучал булавой, эхо не мог поймать. Не справившись со своей задачей, Ирлик-хан вынужден был выпустить Луну и Солнце. С тех пор птица «чаба хулах» находится в почете у людей Хонгорая.

«Смогу ли я получить обратно Луну и Солнце?» - спросил Ирлик-хан. «Когда горное эхо исчезнет, журчанье ручьев заглохнет и хвойные листья упадут, тогда их возьмешь», - ответил Ax-Худай. С тех пор, через каждые три года, в високосный год, Ирлик-хан выглядывает из подземельного дымохода (чир тӱндӱгі), дабы проверить слова всевышнего. Куда упадет взгляд Ирлик-хана, в той стороне происходят разрушения и катастрофы. Если он посмотрит на небо, то начинается засуха, если на лес - то засыхают деревья. Поэтому високосный год (артых чыл) является тяжелым.

Понимая, что он обманут, Ирлик-хан поклялся, что со временем придет его власть и он станет править миром[5].

Идентичные мифы о сотворении земли и человека бытуют у всех тюрко-монгольских народов Центральной Азии[6]. Кроме того, создание мира из песчинок или глины, поднятых со дна океана в клюве птицы, распространено в мифологии не только тюрко-монгольских, но и уральских, и славянских народов. Сюжеты о сторожившей человека собаке без шерсти, о плевке сатаны на человека, о собачьей доле в хлебе и др., широко представлены в мифах монгольских буддистов и русских христиан[7]. Согласно исследованиям ученых, в дуалистических поверьях славян и тюрков, очевидно, прослеживается сильное влияние иранской мифологии[8]



[1] Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. -260 с.

[2] Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М., 1988. – С. 86; Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. – М., 2002. – С. 24-26.

[3] Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа. – Новосибирск, 1992. – С. 39.

[4] Кызласова Абдакин, 1901 г. рождения. сагайка, аал Кызлас; Сазанакова Кочита, 1912 г. рождения, бельтырка, аал В. Арбат.

[5] Спирин Пабуш. 1900 г. рождения, качинец, аал М. Спирин.

[6] Потанин Т.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Т. IV. Материалы этнографические. СПб., 1880. - С. 218-227; Штыгашев И. Предание инородцев Кузнецкого округа о сотворении Мира и первого человека. //Записки Западно-Сибирского отдела ИРГО. Кн. XVII. Вып 1. Омск, 1894. - С. 1-12; Швецова М. Алтайские калмыки. //Записки ЗСО ИРГО, Кн. XXIII. - Омск, 1898. - С. 8-11.

[7] Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000. - С. 79-82, 95-104, 138-139; Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т. 3. Улан-Удэ, 1960. С. 7-10, 28; Потанин Г.Н. Ук. соч. С. 352.

[8] Мифологический словарь. М., 1990. - С. 477.